Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками и разработка мероприятий по его совершенствованию.
В соответствие с данной целью были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность и значение аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками;
исследовать нормативно-правовое регулирование аудита по данному разделу;
изучить методику аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками;
дать организационно-экономическую и правовую характеристику объекта исследования;
проанализировать систему внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками ЗАО «Колхоз им. Орджоникидзе»;
ВВЕДЕНИЕ ..……………………………………..…………………….…..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ …………………...5
1.1 Понятие, цели и задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………...5
1.2 Нормативно-правовая регулирование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………….…………8
1.3 Методика аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками ….....10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ЗАО «Колхоз им. Орджоникидзе»…............................16
2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристика ЗАО «Колхоз им. Орджоникидзе» Козельского района …………………………...16
2.2 Внешний аудит и оценка системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками в ЗАО «Колхоз им. Орджоникидзе»..….......30
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ЗАО «Колхоз им. Орджоникидзе»……………………………………………………………….…33
3.1 План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………...33
3.2 Автоматизация аудиторских проверок……………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………...…………………………...…….…….…45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….……………..…47
9
– документы подтверждающие
10 – бухгалтерская отчетность.
Аудиторская
деятельность в значительной мере
обуславливается нормативными документами.
1.2
Нормативно-правовое
На сегодняшний день на территории РФ действует четырехуровневая система нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность на территории РФ.
Первый
уровень представлен
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Гражданский кодекс в части аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками регламентирует основные положения, связанные с договорными отношениями, а именно: определяет сущность договора, его структуру, перечень договоров.
Основным документом, регламентирующим деятельность аудитора, является ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 года. Он определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, дает определение аудита и перечень сопутствующих аудиту услуг. В соответствии с данным законом аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, а аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов [6].
Второй
уровень образуют учетные стандарты.
Его можно определить как свод
основных правил, устанавливающий
порядок проведения аудиторской
проверки. Учетные стандарты призваны
конкретизировать Закон об аудиторской
деятельности. В настоящее время
в России разработано и утверждено
34 стандарта аудиторской
Также
к данному уровню относятся другие
постановления правительства, которые
регулируют аудиторскую деятельность,
такие как постановление
Для
проведения аудита расчетов с поставщиками
и подрядчиками, необходимо руководствоваться
нормативной базой учета данных
расчетов. Это ПБУ 3/2006 «Учет активов
и обязательств, стоимость которых
выражена в иностранной валюте»,
данное положение устанавливает
особенности формирования в бухгалтерском
учете и бухгалтерской
К
третьему уровню относятся внутрифирменные
стандарты аудиторской
Четвертый
уровень представлен
1.3
Методика аудита расчетов с
поставщиками и подрядчиками
До
начала проведения аудита или оказания
сопутствующих услуг
Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:
предварительное планирование;
изучение системы бухгалтерского учета;
оценка системы внутреннего контроля;
установление уровня существенности;
построение аудиторской выборки;
подготовка общего плана и программы аудита.
В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей [18, 103].
Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует в проверяемой организации). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.
Основным
источником информации на данном этапе
выступает письменно
Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета в организации предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по приобретению продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.
На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите».
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, операций по приобретению продукции, работ и услуг представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:
заключены ли договора поставки продукции;
реальность задолженности поставщикам, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;
соответствие записей аналитического учета по счету 60 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.
По
выявленным несоответствиям определяют
существенность, характер и возможные
причины возникновения
Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.