Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 13:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение действующего порядка аудиторской проверки на предприятии и применения полученных знаний для анализа правильности отражения в бухгалтерском учете расчетов с подотчетными лицами в ОАО «Волжский электромеханический завод» за 2009 год. Выбор темы связан с актуальностью данной проблемы существующей в бухгалтерском учете.
Введение 3
1. Характеристика организации 6
1.1. Ознакомление с организацией 6
1.2. Анализ учетной политики 16
1.3. Общие вопросы организации учета расчетов с персоналом по оплате труда 20
1.4. Финансовый анализ деятельности организации 24
1.5. Оценка системы внутреннего контроля предприятия 28
2. Методика аудита 38
2.1. Нормативная база аудита 38
2.2. План и программа аудита 39
2.3. Оценка уровня существенности 44
2.4. Общие методические приемы аудита 46
3. Результаты аудита 50
3.1 Описание выполненных процедур и их результатов 50
«Результаты проведенного перечета начисленной заработной платы" 55
Результаты проведенной проверки сальдо по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" 57
3.2 Выводы и рекомендации по результатам проведенной аудиторской проверки 61
Список использованной литературы 62
Вторая составляющая СВК - оценка бизнес-риска аудируемым лицом как процесс выявления рисков, их возможных последствий и реагирование на них. Имеет место требование к руководителям аудируемого лица самостоятельно оценивать связанные с работой своей организации риски. Аудитор должен понять, каким образом организация выявляет и устраняет бизнес-риски, связанные с целями финансовой отчетности, и к каким результатам это приводит.
Третья составляющая СВК - информационная система, связанная с целями финансовой отчетности и состоящая из процедур и записей. Аудитор должен понимать, как организация доносит информацию о ролях и обязанностях конкретных сотрудников, а также существенных вопросах, имеющих отношение к финансовой отчетности. В бухгалтерии должно быть четко расписано, кто что делает и кто за что отвечает. Аудитору следует проверить, насколько хорошо подготовлены служебные инструкции и насколько добросовестно они выполняются.
Четвертая составляющая СВК - контрольные действия. Под ними понимаются политика и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются. К ним относятся процедуры и мероприятия, проводимые аудируемым лицом и выходящие за пределы непосредственного ведения учета и подготовки отчетности.
Пятая
составляющая СВК - мониторинг средств
контроля. Под ним понимается процесс
оценки качества функционирования СВК.
Он выполняется с помощью
Что касается оценки риска существенных искажений, то аудитор должен установить, уместно ли при оценке рисков существенных искажений данное средство контроля. Надо принять во внимание оценку уровня существенности, размер аудируемого лица, природу его бизнеса, сложность систем, составляющих СВК. Самый простой, но наименее надежный способ получения аудиторских доказательств об СВК - расспросы сотрудников клиента, а самый надежный - наблюдение аудитора за контрольными процедурами. Внутренний контроль может обеспечить только частичную уверенность в достижении цели. Если в результате проведенных процедур по оценке риска не обнаружено каких-либо эффективных средств контроля, то аудитор исключает эффект контроля из соответствующих оценок рисков. Аудитор должен планировать и осуществлять процедуры проверок по существу для каждой существенной операции.
Проверка процедур контроля проходит две стадии. На первой стадии аудитор выясняет, существует ли данная процедура у аудируемого лица. На второй стадии он устанавливает, выполняют ли процедуры контроля предполагаемые функции. Тесты применяются только для тех составляющих СВК, которые были признаны аудитором надлежащими для предотвращения, обнаружения и исправления. Временные рамки тестов - это период времени, с которым связано проведение аудиторских процедур. Масштаб аудиторских тестов средств контроля напрямую связан с оценкой риска аудитором. Все описанные действия аудитора должны быть отражены в рабочей документации.
При планировании аудита аудитор изучает все пять компонентов СВК субъекта, чтобы:
-
определить тип возможных
-
рассмотреть факторы,
-
разработать тесты системы
- определить формы тестирования по существу, если это возможно.
Для
предварительной оценки эффективности
СВК используются следующие градации:
высокая, средняя, низкая. Свою оценку
аудитор формирует в
-
бесед с компетентными
- проверки документов;
-
наблюдения за применением
- аналитических процедур.
Табл.8.Тест оценки надежности системы внутреннего контроля
№ п/п | Фактор | Варианты ответа | Оценка | ||
Низкая надежность (1-3) | Средняя надежность (4-6) | Высокая надежность (7-9) | |||
I | Организация бухгалтерского учета | ||||
1 | Организационная структура бухгалтерской службы | Фирма, оказывающая бухгалтерские услуги | Бухгалтер | Бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером | 9 |
2 | Соответствие бухгалтерской службы целям и задачам деятельности организации. | Не соответствует | Частично соответствует | Соответствует | 9 |
3 | Взаимодействие между руководством подразделений, ведущих бухгалтерский учет, и подразделений, отвечающих за обработку (подготовку) данных | Плохое | Среднее |
Хорошее | 6 |
4 | Состав и численность работников бухгалтерской службы. | Значительная загрузка приводит к систематическим авралам и несво-евременному выполнению работ | Не соответствуют объему работ, имеет место несвоевременное выполнение работ и повышенная загруженность на отдельных участках | Соответствуют объему работ и обеспечивают нормальную загрузку | 9 |
5 | Образование, опыт, квалификация персонала организации, занятого в учете | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | 8 |
6 | Загруженность персонала, занятого в учете | Чрезмерная | Средняя | Разумная |
5 |
7 | Наличие приказа по учетной политике | Отсуствует | - | Имеется | 9 |
8 | Соответствие учетной политики ПБУ 1/98 "Учетная политика организации". | Не соответствует | Частично соответствует | Соответствует по форме и содержанию | 9 |
9 | Соответствие используемых форм первичных документов установленным требованиям. | Первичные документы частично отвечают требованиям либо не отвечают совсем | Используются самостоятельно раз-работанные и отвечающие требованиям формы | Используются типичные (унифицированные) формы | 9 |
10 | Наличие рабочего плана счетов | Не разработан | Составлен
формально и не со- ответствует особенностям организации |
Разработан
и утвержден доку- ментально |
9 |
11 | Наличие положения о сроках и порядке проведения инвентаризации активов и обязательств | Отсутствует | Раскрывает
сроки и порядок проведения инвентаризации в отношении не всех активов и обязательств |
Содержит
в полном объеме информацию о сроках и порядке проведения инвентаризации |
9 |
12 | Наличие графика документооборота | Отсутствует | - | Разработан
и утвержден доку- ментально |
9 |
13 | Наличие должностных инструкций для персонала, занятого в учете | Не разработаны | - | Разработаны и утверждены доку-ментально | 9 |
14 | Соблюдение требования последовательности применения учетной политики | Не соблюдается | - | Соблюдается | 9 |
15 | Соответствие принятых элементов учетной политики требованиям действующего законодательства | Не соответствуют. | Ряд позиций не отвечает требованиям действующего законодательства | Принятые элементы при формировании учетной политики соответствуют требованиям действующего законодательства | 9 |
16 | Реакция на изменения законодательной базы, регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета | Изменения не отслеживаются | - | Изменения отслеживаются, и оперативно принимаются необходимые меры | 9 |
17 | Контроль со стороны главного бухгалтера за обработкой данных, связанных с нетипичными операциями | Не установлен | Установлен не в полной мере | Установлен полностью | 6 |
18 | Соблюдение графика подготовки отчетности. | Не соблюдается, отчетность сдается с опозданием. | - | Соблюдается, отчетность сдается в установленные сроки | 9 |
19 | Соответствие показателей бухгалтерской отчетности и сводных регистров учета | Не соответствуют | - | Соответствуют | 9 |
20 | Использование
технических и программных |
Не используются | Используются, но частично отвечают задачам учета | Используются и отвечают задачам учета | 9 |
21 | Отношение руководства к предпринимательским рискам | Склонность к риску | Умеренная осторожность | Несклонность к риску | 9 |
II | Контрольная среда | ||||
1 | Разделение обязанностей и полномочий | Единоличное руководство | Умеренное разделение ответственности и полномочий | Широкое разделение ответственности и полномочий | 6 |
2 | Связь стратегических целей и текущей деятельности | Не связаны | Связаны частично |
Связаны на постоянной основе в рамках текущих планов | 9 |
3 | Отношение
руководства к системе |
Руководство не считает необходимым внутренний контроль | Руководство понимает необходимость внутреннего контроля | Руководство уделяет большое внимание вопросам, связанным с внутренним контролем | 6 |
4 | Степень приоритетности системы внутреннего контроля | Низкая |
Промежуточная | Высокая | 8 |
5 | Обращение к аудиторам за консультациями по вопросам бухгалтерского учета | Случаи обращения отсутствуют | Руководство иногда обращается за консультациями к аудиторам | Широкое использование практики проведения консультаций | 6 |
6 | Восприятие и выполнение аудиторских рекомендаций | Руководство не принимает никаких действий в направлении выполнения рекомендаций | Частичное выполнение рекомендаций | Руководство
понимает необходимость внесения корректировок
и совершает необходимые |
9 |
III | Средства контроля | ||||
1 | Осуществление мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к активам. | Меры не принимаются | Меры принимаются, но неэффективны | Меры принимаются и эффективны | 9 |
2 | Осуществление мер, направленных на ограничение доступа неуполномоченных лиц к системе документооборота и ведения бухгалтерского учета. | Меры не предпринимаются | Меры принимаются, но неэффективны | Меры принимаются и эффективны | 9 |
3 | Осуществление плановых и внезапных инвентаризаций имущества и обязательств. | Не осуществляются | - | Осуществляются | 3 |
4 | Наличие сплошной нумерации документов. | Хаотичная нумерация | - | Хронологическая последовательность документов | 9 |
5 | Наличие распорядительных подписей уполномоченных лиц на документах. | Не имеются | - | Имеются | 9 |
Общая оценка надежности может быть определена по следующей формуле:
Кинт = Ki*Bi/Ki*Bmax , где
Кинт – интегральный показатель надежности элементов или системы внутреннего контроля;
Ki – элемент внутреннего контроля (вопрос теста);
Bi – балл, который оценивает надежность элемента внутреннего контроля Ki;
Bmax - максимальный балл, которым может быть оценена надежность элемента внутреннего контроля.
При тестировании получена суммарная оценка 261 балла, а всего тестировался 32 элемент (максимальный балл – 9), то интегральный показатель надежности системы контроля составит:
Кинт = 261/(9*32) = 0,906
Пересчитаем полученный интегральный показатель по приведенной балльной шкале - 8,16 балла (9 баллов * 0,906).
На
основании произведенных
Далее проанализируем систему внутреннего контроля на участке учета расчетов с работниками предприятия по заработной плате.
№ п/п | Фактор | Варианты ответа | Оценка | ||
Низкая надежность (1-3) | Средняя надежность (4-6) | Высокая надежность (7-9) | |||
1 | Соответствие методик ведения учета ПБУ | Не соответствует | Частично соответствует | Соответствует по форме и содержанию | 9 |
2 | Соответствие методик учета требованиям действующего законодательства | Не соответствуют. | Ряд позиций не отвечает требованиям действующего законодательства | Принятые элементы соответствуют требованиям действующего законодательства | 9 |
3 | Соответствие используемых форм первичных документов по учету расчетов с персоналом по заработной плате установленным требованиям. | Первичные документы частично отвечают требованиям либо не отвечают совсем | Используются самостоятельно раз-работанные и отвечающие требованиям формы | Используются типичные (унифицированные) формы | 9 |
4 | Наличие сплошной нумерации документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда | Хаотичная нумерация | - | Хронологическая последовательность документов | 9 |
5 | Наличие распорядительных подписей уполномоченных лиц на документах | Не имеются | - | Имеются | 9 |
6 | Наличие должностных инструкций для персонала организаци | Не разработаны | - | Разработаны и утверждены доку-ментально | 9 |
7 | Наличие положения о сроках и порядке проведения инвентаризации расчетов по оплате труда | Отсутствует | Раскрывает
сроки и порядок проведения инвентаризации в неполном объеме |
Содержит
в полном объеме информацию о сроках и порядке проведения инвентаризации |
9 |
8 | Осуществление плановых и внезапных инвентаризаций расчетов по оплате труда | Не осуществляются | - | Осуществляются | 3 |
9 | Соответствие показателей бухгалтерской отчетности и сводных регистров учета | Не соответствуют | - | Соответствуют | 9 |
10 | Образование, опыт, квалификация персонала организации | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | 8 |
11 | Загруженность персонала организации | Чрезмерная | Средняя | Разумная |
5 |
12 | Использование
технических и программных |
Не используются | Используются, но частично отвечают задачам учета | Используются и отвечают задачам учета | 9 |
13 | Отношение
руководства к системе |
Руководство не считает необходимым внутренний контроль | Руководство понимает необходимость внутреннего контроля | Руководство уделяет большое внимание вопросам, связанным с внутренним контролем | 6 |
14 | Обращение к аудиторам за консультациями по вопросам бухгалтерского учета расчетов с персоналом по заработной плате | Случаи обращения отсутствуют | Руководство иногда обращается за консультациями к аудиторам | Широкое использование практики проведения консультаций | 3 |
Определим оценку надежности СВК на участке учета расчетов с работниками предприятия по заработной плате.
При тестировании получена суммарная оценка 106 балла, а всего тестировалось 14 элементов (максимальный балл – 9), то интегральный показатель надежности системы контроля составит:
Кинт = 106/(9*14) = 0,841
Пересчитаем полученный интегральный показатель по приведенной балльной шкале – 7,569 балла (9 баллов * 0,841).
На
основании произведенных
Правило (стандарт) № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита» устанавливает единые требования в отношении обязанности аудитора в ходе аудита учитывать соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации. При планировании и выполнении процедур аудита, а также при оценке и оформлении результатов аудита аудитор должен осознавать, что несоблюдение аудируемым лицом законодательства Российской Федерации может оказать существенное влияние на финансовую отчетность.
Деятельность ООО ПСО «Стройтепломонтаж» в вопросе организации труда, расчетов с персоналом по оплате труда регулируется только такими нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые определяют общие вопросы функционирования организации.
В качестве основной нормативной базы аудита расчетов с персоналом по оплате труда используются следующие нормативные документы:
Аудитор не несет ответственности за несоблюдение законодательства Российской Федерации организацией. Однако периодическое проведение обязательного аудита можно рассматривать в качестве сдерживающего фактора для несоблюдения законодательства.
Аудитор обязан планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру аудиторских процедур. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы
Необходимо
составить и документально
План
аудита расчетов с
персоналом по заработной
плате
Проверяемая
организация – ООО ПСО «
№ п/п | Планируемые виды работ |
1 | Аудит применения и правильности заполнения первичных документов по учету личного состава |
2 | Аудит учета и начисления заработной платы рабочим |
3 | Аудит удержаний из заработной платы работников |
4 | Аудит
тождественности показателей |
5 | Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды |
6 | Аудит проведения инвентаризации расчетов по оплате труда |
7 | Аудит расчетов по депонированной заработной плате |
Разработка
программы аудита включает этапы, аналогичные
тем, что и разработка плана аудита. Программа
является развитием плана аудита и представляет
собой детальный перечень аудиторских
процедур, необходимых для практической
реализации плана аудита. Она служит подробной
инструкцией для аудитора, выполняющего
проверку, а также средством контроля
и проверки надлежащего выполнения работы.