Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 00:52, курсовая работа
Целью настоящей работы является изложение на примере конкретного предприятия учета и аудита заработной платы, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к проблеме, изучение законодательного регулирования соответствующих расчетов по оплате труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* Изучение нормативного регулирования учета и аудита заработной платы;
* Изучение системы внутреннего контроля расчётов по оплате труда;
* Осуществление планирования аудита, для чего необходимо изучить краткую характеристику предприятия, оценить уровень существенности и аудиторский риск, составить план и программу аудита;
* Изучить особенности оплаты труда на конкретном предприятии;
* Рассмотреть методику аудиторской проверки расчетов по оплате труда с использованием информационных технологий.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы аудиторской проверки расчетов по оплате труда
1.1 Основные нормативные документы, регулирующие проведение аудиторской проверки ……………………………………………......................5
1.2 Экономическая характеристика ООО «МебельСтрой» …………………8
1.3 Цель, задачи и основные этапы аудита расчетов с персоналом по оплате труда …………………………………………………………………………….. 11
Глава 2. Подготовительный этап аудиторской проверки учета расчетов по оплате труда
2.1 Аудиторская оценка системы внутреннего контроля расчетов по оплате труда……………………………………………………………………………... 13
2.2 Планирование аудиторской проверки расчетов по оплате труда в ООО «МебельСтрой»…………………………………………………………………..18
Глава 3. Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда
3.1 Учет расчетов по оплате труда с использованием информационных технологий ……………………………………………………………………….24
3.2 Типичные ошибки, совершаемые при учете расчетов по оплате труда………………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы………………………………………….. 36
Структуру ООО «МебельСтрой» можно представить схематически (рисунок 1).
Рис. 1 Организационная структура ООО «МебельСтрой».
Бухгалтерский учет в ООО «МебельСтрой» осуществляется бухгалтерией предприятия в строгом соответствии с действующим законодательством («Положение по ведению Бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ приказом Минфина и плана счетов по журнально-ордерной системе с применением компьютерной обработки»).
В Обществе разработаны должностные инструкции по распределению обязанностей работников бухгалтерии, которые утверждены генеральным директором. Каждый работник своего отдела бухгалтерии имеет свои обязанности и функции, согласно положениям по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ.
Для обработки всех хозяйственных операций при ведении бухгалтерского и налогового учёта в бухгалтерии используется компьютерная технология обработки данных.
Бухгалтерский
учёт в ООО «МебельСтрой» ведётся
главным бухгалтером с помощью системы
«1С: Бухгалтерия 8.0»,
в которую он вводит информацию о совершаемых
хозяйственных операциях, используя предварительно
настроенные документы, справочники, счета
и другие данные, а также готовые алгоритмы
обработки данных, и получает необходимую
бухгалтерскую и налоговую отчётность,
производится начисление оплаты труда.
1.3 Цель, задачи и основные этапы аудита расчетов с персоналом по оплате труда.
Целью аудита расчётов с персоналом по оплате труда ООО «МебельСтрой» является установление соответствия применяемой на предприятии методики учёта и налогообложения операций по оплате труда и расчётам с персоналом, нормативным документам, действующим в Российской Федерации, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской и налоговой отчётности.
Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита:
К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить при аудите расчетов учета труда и заработной платы, относятся следующие:
Источниками информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. Так, по учету личного состава используются:
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются:
Глава
2. Подготовительный
этап аудиторской
проверки учета расчетов
по оплате труда.
2.1 Аудиторская оценка системы внутреннего контроля по оплате труда.
Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид деятельности, учетную политику. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами ООО «МебельСтрой», проведение экспресс - аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации, результаты ее работы за исследуемый период.
Основной целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
При
определении эффективности
Из беседы с работниками бухгалтерской службы установлено, что: рабочие места бухгалтерии полностью автоматизированы. Все применяемые алгоритмы расчетов по оплате труда соответствуют требованиям нормативной документации.
Из беседы с главным бухгалтером установлено, что: контроль за работой расчетной группы осуществляется только на конечной стадии расчетов заработной платы, т.е. при составлении чека и подписания ведомостей на выдачу заработной платы.
Для
составления программы проверки
и выбора процедур сбора аудиторских
доказательств целесообразно
Таблица 1
Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда
№ п/п | Содержание вопроса | Вариант ответа | Примечание | ||
да | нет | нет ответа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Соблюдение положений законодательства о труде | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Применяются ли
типовые формы документов по учету
личного состава:
Личные карточки
(ф № Т-2) Приказ о предоставлении
отпуска (ф № Т-6) Приказ о переводе
на другую работу (ф №15) Приказ (распоряжение)
о прекращении трудового договора (ф №
Т-8) Ведутся ли на рабочих
трудовые книжки Проверяется ли
отделом кадров соответствие применяемых
окладов и разрядов рабочих, установленных
в штатном расписании Ведутся ли в отделах табели учета рабочего времени |
+ + + + + + |
+ |
Штатное расписание сверяет бухгалтерия с данными лицевых счетов | |
2. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам | |||||
1. 2. 3. 4. 5. |
Применяются ли
на предприятии утвержденные отделом
кадров нормы и расценки по видам работ Используются
ли типовые формы первичных Организовано
ли гашение (проставлением отметки
об оплате) первичных документов Применяются ли
ПК для выполнения расчетов по сдельной
оплате труда Применяются ли наряды на бригаду |
+ + + + + |
|
||
3. Учет и начисление повременных и других видов оплат | |||||
1. 2. 3. |
Ведутся ли расчеты
по начислению повременных видов
оплат согласно табелю рабочего времени Проверяет ли отдел
кадров или внутренний аудитор правильность
расчетов по начислениям различных
видов оплат Применяются ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы |
+ + |
+ |
||
4. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц | |||||
1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. |
Применяется ли
ПК для расчета удержаний Проставлены ли в лицевых счетах данные для правильного исчисления удержаний: НДФЛ Исполнительных листов Прочих удержаний |
+ + + + |
|||
5. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний) | |||||
1. 1.1 1.2 2. 3. |
Какие ведутся
документы по аналитическому учету:
Расчетно-платежные ведомости Лицевые счета Организовано
ли архивное хранение документов по аналитическому
учету с работающими Применяются ли ПК для ведения аналитического учета |
+ + + + |
|
||
6, 7. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ | |||||
1. 2. 3. 4. |
Имеют ли сквозную
нумерацию расчетно-платежные Сопоставляются
ли начисления на оплату труда с
данными отчетов по социальному,
медицинскому страхованию и пенсионному
фонду Применяются ли
ПК для сводных расчетов по оплате
труда Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда |
+ + + |
+ |
||
8. Расчеты по депонированной заработной плате | |||||
1. 2. 3. |
Ведется ли на предприятии
книга учета депонированной заработной
плате Производится ли отнесение депонированных сумм на сч. 91 «прочие доходы и расходы» по истечении срока исковой давности Применяются ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате |
+ + + |
Нет таких случаев |
По данным заполненного теста можно охарактеризовать организацию системы внутреннего контроля в ООО «МебельСтрой» на среднем уровне. Для учета операций по оплате труда применяются ПК, что значительно повышает возможность сопоставления данных.
Также
по данным теста можно сказать, что
организация системы
2.2 Планирование аудиторской проверки расчетов по оплате труда в ООО «МебельСтрой».
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Планируя аудиторскую проверку необходимо установить существенность – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.
Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения и в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №4 «Существенность в аудите».
Определим уровень существенности на основании данных 2009 года в ООО «МебельСтрой» (табл. 2).
Таблица 2
Определение уровня существенности
Наименование базового показателя | Значение
базового показателя,
тыс. руб. |
Доля, % | Значение для нахождения уровня существенности, тыс.руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Балансовая прибыль (форма 2, стр.190) | 49 | 5 | 2,45 |
2.Валовый
объем реализации без НДС ( |
2799 | 2 | 55,98 |
3.сумма собственного капитала (форма 1, стр.490) | 162 | 10 | 16,20 |
4.Валюта баланса (форма 1, стр.300) | 732 | 2 | 14,64 |
5.Общие затраты организации (форма 2, стр.020) | 2658 | 2 | 53,16 |
Расчет уровня существенности показателей составляет:
средние арифметические показатели уровня существенности:
(2,45 + 55,98 + 16,20 + 14,64 + 53,16) : 5 = 28,49 тыс. руб.
наименьшее значение от среднего отличается на:
(28,49 – 2,45) : 28,49 · 100% = 91%
наибольшее значение от
(55,98 – 28,49) : 28,49 · 100% = 96%
Поскольку значение 55,98 тыс. руб. отличается от среднего значительно, а значение 2,45 тыс. руб. не так сильно, то аудиторы принимают решение отбросить при дальнейших расчетах наибольшее значение, а наименьшее оставить (2,45 тыс. руб.).
новая средняя арифметическая составит:
(2,45 + 16,20 + 14,64 + 53,16) : 4 = 21,61 тыс. руб.
Полученную величину допустимо округлить до 22 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения материальности (существенности).
Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет:
(22 – 21,61): 21,61 · 100% = 2%, что находится в пределах 20% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).
Аудиторский риск – риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.
Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, определим чему равен приемлемый аудиторский риск (ПАР).
ПАР = НР * РК * РН, где
Неотъемлемый риск (НР) – 60%
Риск средств контроля (РК) – 50%
Риск необнаружения (РН) – 10%
0,6 * 0,5 * 0,1 = 0,03 или 3%
Так как аудиторский риск не высок, то аудитор может считать план приемлемым.
Теперь имея всю необходимую информацию, составим общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «МебельСтрой» (табл. 3).
Таблица 3
Общий
план аудита операций
по оплате труда в
ООО «МебельСтрой»
Проверяемая организация | ООО «МебельСтрой» | |
Период аудита | с 06.02.10 по 21.02.10 | |
Количество человеко–часов | 76 | |
Руководитель аудиторской группы | Петрова Н.И. | |
Состав аудиторской группы | Петрова Н.И., Соловьев М.Б. | |
Планируемый аудиторский риск | 3% | |
Планируемый уровень существенности | 22 тыс. руб. (2%) | |
Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнители |
1 | 2 | 3 |
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде. | 06.02.-07.02.10 | Петрова Н.И. |
2. Аудит системы начислений заработной платы | 08.02-10.02.10 | Соловьев М.Б. |
3. Аудит
обоснованности льгот и |
13.02.-14.02.10 | Соловьев М.Б.
Петрова Н.И. |
4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда. | 14.02-16.02.10 | Соловьев М.Б. |
5. Аудит
расчетов по начислению |
17.02.10 | Петрова Н.И. |
6. Оформление результатов проверки | 20.02.-21.02.10 | Петрова Н.И. Соловьев М.Б. |