Аудит расчетов по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда. Складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений. Теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы аудита…………………………………………….3
1.1. Цели и задачи аудиторской деятельности………………………………5
1.2. Нормативная и информационная базы аудита………………………..12
1.3. Программа аудита……………………………………………………….15
2. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда на предприятии……………………………………..19
2.1. Аудиторская проверка соблюдения законодательства………………..27
2.2. Аудит документального оформления трудовых договоров и соглашений ………………………………………………………………………28
2.3. Проверка расчетов по оплате труда……………………………………32
2.4. Подготовка информации руководству экономического субъекта по результатам проверки…………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………36
Список источников литературы………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

     Основная  цель инициативного аудита – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

     Инициативный  аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными:

    • контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов;
    • выявления состояния финансовой отчетности;
    • организация делопроизводства по бухгалтерскому учету;
    • оценка применяемых средств и методов автоматизации учета;
    • оценка состояния расчетов по налогообложению.

     Можно назвать несколько причин проведения инициативного аудита. Во-первых, многие предприятия, особенно эксгосударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами – недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.

     Руководители  предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмами с просьбами  о помощи.

     Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета наличия с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

     Если  инициативный аудит носит комплексный  характер, то охватывает все выше приведенные  цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.

     Обязательный  аудит проводиться в нашей  стране в соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  от 24 декабря 2008г.

     Аудит по специальным аудиторским заданиям проводиться по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующие гражданско-правовые отношении, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

     В последовательном развитии  аудита можно выделить три стадии:

    • подтверждающую;
    • системно-ориентированную;
    • базирующуюся на риске.

        На подтверждающей стадии аудита при проведении проверки аудитор проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

        Поскольку аудит  – деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально  сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

        Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

        Аудит, базирующийся на риске, - такой вид аудита, когда  проверка может проводиться выборочно  исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических  точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях с более высоким риском , можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском.

        По объекту изучения принято выделять три вида аудита:

    • финансовый;
    • аудит на соответствие;
    • операционный.

     Финансовый  аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводиться преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.

     Аудит на соответствие предназначен для выявления  соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производиться начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

     Операционный  аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

     В зависимости от намеченных целей  операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном  уровне; внешними и внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

     По  периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит.

     Первоначальный  аудит – это аудит, который  впервые проводится на данном предприятии (в организации).

     Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности. 

     Нормативная и информационная базы аудита. 

     Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

     В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования  аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в  таких европейских странах, как  Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

     Вторая  концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некоторой степени саморегулируется. Аудит в некоторых странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

     В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  в стадии становления. Происходит процесс  определения прав и обязанностей органов соморегулируемых аудиторских объединений. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает четыре основных уровня (Табл.).

     Таблица 2. Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности в РФ.

Уровни  регулиро-вания Виды и наименования нормативных документов Область регулирования Степень разработанности  и применения
I Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности» Определяет  место, цель и задачи аудита в финансово-экономической  системе Закон принят
II Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют  общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов нормы аудита Утверждено 23 федеральных  правил (стандарта). В стадии утверждения  находятся 14 стандартов
Подзаконные нормативные акты Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов В соответствии с Федеральным законом разработаны  нормативные документы в области  аттестации аудиторов
III Внутренние  правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений Регулирование специфических вопросов аудиторской  деятельности на уровне профессиональных объединений Разрабатываются аккредитованными аудиторскими объединениями
Нормативные документы министерств и ведомств Регулирование специфических особенностей аудита по видам Министерствами  и ведомствами  принят и разрабатывается  ряд документов по видам аудита
IV Внутренние  стандарты аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) Использование при проведении аудита  и сопутствующих аудиторских услуг Разрабатываются и используются аудиторскими организациями  и индивидуальными аудиторами
 

     Первый (верхний) уровень включает в себя Федеральный закон             «Об аудиторской деятельности». Федеральный закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве  ее необходимого равноправного элемента. Для Российской Федерации это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалирован над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

     К документам второго уровня относятся  подзаконные нормативные акты  и федеральные правила (стандарты). В настоящее время утверждено 23 федеральных стандарта, 14 находятся  в стадии утверждения.

     Третий  уровень включает внутренние стандарты  профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств  и ведомств, устанавливающие правила  организации аудиторской деятельности и проведение аудита  применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

     Четвертый уровень включает внутрифирменные  стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм. Именно они во многом определяют качество и престиж аудиторских фирм. 

     1.3. Программа аудита 

     Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.

      Программа аудита – это перечень аудиторских процедур. Они бывают двух видов:

  • программы тестов контроля, которые содержат процедуры сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия;
  • программы проверки остатков на счетах, которые содержат процедуры сбора информации непосредственно об остатках на счетах.

      Аудиторская программа включает  в себя следующие элементы:

  1. График работы аудиторов определяет предельные сроки подготовки и представления материалов для составления аудиторского заключения. В графике учитываются затраты времени на отдельные виды и участки проверок с учетом и в пределах ожидаемой оплаты, что сохраняет прибыль компании.
  2. Подробные процедуры. Программа аудита представляется в письменном виде. Детально описываются процедуры аудиторской проверки, а также цели и задачи по каждому участку проверки. Она становится инструкцией для сотрудников, участвующих в аудите, а также инструментом контроля правильности выполнения работы.
  3. Контроль за ходом проверки. Программа предполагает, что все члены аудиторской группы знают предъявляемые требования. Она остается базовым документом для контроля выполнения заданий младшими аудиторами и ассистентами.
  4. Персонал. В программе определяются численность персонала, объем и содержание работы. Как правило, аудит проводит группа, состоящая из основного аудитора, младших аудиторов и ассистентов. В крупных западных аудиторских фирмах персонал распределяется следующим образом:

Информация о работе Аудит расчетов по оплате труда