Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:49, курсовая работа
В данной курсовой работе детально рассмотрены в работе вопросы организации и проведения проверки формирования финансовых результатов, налогообложения, прочих доходов и расходов, текущего использования прибыли и ее распределения, проверки прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фондов и резервов.
8.
Нормативная проверка
9.
Нормативная проверка
10.
Аналитические процедуры
Различные методы получения аудиторских доказательств, применяемые в ходе аудиторской проверки:
1)
проверка соблюдения правил
2) инспектирование;
3) подтверждение;
4) наблюдение;
5) запрос;
6) пересчет:
7) аналитические процедуры.
3.
Проверка налогообложения
прибыли
Аудитор, проверяющий правильность расчета налогов, должен учитывать и потенциальную опасность того, что его клиент окажется не -добросовестным налогоплательщиком. Признаками подобной ситуации могут быть нарушения методологии бухгалтерского учета, действия по сокращению налоговой базы, незаконные операции (рис. 3.1).
Рис.
3.1. Основные признаки
возможного нарушения
налогового законодательства
экономическим субъектом
Поскольку вероятности налогового нарушения в деятельности организации высока, детальная аудиторская проверка правильности исчисления налоговых обязательств и расчетов с бюджетом отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации и по форме, и по содержанию. Отлития по форме заключаются прежде всего с инициативном характере подобной проверки, а содержательные особенности действий аудитора проявляются в методах проведения. Можно выделить ряд методических направлений, обусловливающих специфику организации и проведения налогового аудита.
1. Предварительная (до начала проверочных действий) оценка качества постановки налогового учета.
2. Проверка обоснованности данных налогового учета, отраженных в аналитических регистрах.
3.
Проверка полноты и
4. Оценка полноты и достоверности информации, отраженной в первичных документах налогового учета, прежде всего в справках бухгалтера
5. Подтверждение величины расходов, принятых к налогообложению.
6. Изучение хозяйственных операций клиента для выявления доходов, не отраженных в аналитических регистрах формирования доходов от реализации, внереализационных доходов и доходов, которые не должны приниматься к налогообложению.
7. Выборочная проверка оправданности действий клиента по признанию расходов в целях налогообложения.
8. Проверка правильности поэлементного распределения расходов.
9. Проверка соблюдения установленных нормативов для признания отдельных видов расходов, нормируемых в целях налогообложения.
10. Выявление расходов, признанных плательщиком без должных оснований.
11. Проверка оценки налоговой базы.
12. Контроль принятия к налоговому учету расходов, распределяемых на последующие налоговые периоды в предусмотренных законом случаях.
13. Проверка соблюдения порядка применения налоговых ставок.
14. Оценка соблюдения порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога и сумм авансовых платежей.
Результаты проведенных плательщиком расчетов величины налоговых обязательств отражаются в налоговой декларации, которая является формой налоговой отчетности. Аудитор, выражая мнение о соответствии порядка формирования экономическим субъектом налогов и сборов и отражение их в учете, фактически подтверждает (либо не подтверждает) правильность составления налоговой декларации, а также достоверность отраженных в ней показателей.
Поэтому при разработке методики аудита налоговых обязательств для стандартизации действий аудитора целесообразно учитывать специфику формирования учетных данных для отражения в налоговой декларации, а также соблюдение принципов последовательности и согласованности при ее составлении. При этом могут быть выделены общие этапы исходя из логической последовательности расчета налогового обязательства, декларируемого плательщиком (рис. 3.2).
Рис.
3.2. Состав и содержание
основных этапов проверки
налоговых деклараций
Налоговое обязательство формируется в определенной последовательности. Потенциальная обязанность налогоплательщика уплачивать тот или иной налог, определенная в законе, может быть реализована только при наличии объекта обложения. Поэтому первым этапом проверочных действий является проверка обоснованности определения объекта обложения. Аудитор обязан удостовериться в том, что плательщиком был правильно идентифицирован объект налога, учтены особенности определения объекта обложения для нестандартных ситуаций, объекты правильно распределены в строках налоговой отчетности.
На втором этапе аудитору следует уточнить соблюдение временных рамок налогового периода, который можно определить как промежуток времени, по истечении которого исчисляется величина налогового обязательства.
На третьем (основном) этапе проверки налоговой декларации аудитор должен подтвердить правильность арифметических расчетов налоговой базы. Определение и порядок исчисления налоговой базы, а также система налоговых ставок, устанавливаются соответствующей главой Налогового кодекса РФ.
На четвертом этапе аудитор рассматривает правомерность использования налоговых льгот, в частности льгот, предполагающих уменьшение налоговой базы, а также налоговые кредиты (в том числе отсрочки и рассрочки). Если плательщик использует льготы, связанные с освобождением от уплаты налога либо с освобождением от обложения отдельных частей объекта, то эти вопросы необходимо исследовать на более ранних стадиях проверки. Аудитор должен учитывать, что использование налоговых льгот является правом, но не обязанностью плательщика. Поэтому действие льготы (по заявлению плательщика) может приостанавливаться на один или несколько налоговых периодов, за исключением тех ситуаций, когда законом отказ от использования льготы не предусмотрен.
На пятом этапе (заключительном) аудитор уточняет результаты проведенной проверки и определяет окончательный результат налогового расчета. Здесь же целесообразно уточнить соблюдение сроков предоставления налоговой декларации и своевременность уплаты налога в бюджет и внебюджетные фонды.
Надо учитывать, что в зависимости от специфики расчета отдельных видов налогов приведенный состав этапов может быть уточнен и дополнен. Кроме того, отраслевая специализация деятельности проверяемого субъекта вызывает необходимость дифференциации действий аудитора внутри каждого этапа. Элементами подобной дифференциации могут быть избраны, в частности: расчеты по отдельным видам налоговых обязательств, родственных по признакам сходства объектов обложения; расчеты по составляющим налоговой базы; проверка соблюдения нормативов и ограничений, установленных законом.
Для проверки правильности налоговой декларации, наиболее целесообразно использовать метод построчного анализа. Именно данный прием позволяет аудитору методологически полно проконтролировать обязательное соблюдение плательщиком установленной в законе последовательности налогового расчета. Рассматривая последовательность действий аудитора в рамках налогового аудита, необходимо выделить различия по проверке отдельных видов обязательств перед бюджетом.
При планировании и проведении аудита налоговых обязательств важно учитывать специфику содержания налогового отношения. Механизмы исчисления и взимания, присущие прямым и косвенным налогам, различаются коренным образом. Поэтому основное внимание при стандартизации действий аудитора следует уделять особенностям проверки, вытекающим из объективной специфики этих форм налогов.
Как показывает практика, основные проблемы во взаимоотношениях с бюджетом возникают у налогоплательщиков при формировании обязательств по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость. Именно поэтому в основе мероприятий налогового аудита лежит стандартизация профессиональных подходов к выработке суждения аудитора о соблюдении клиентом основополагающих условий применения глав 21 и 25 Налогового кодекса РФ.
Следует также учитывать и то обстоятельство, что глава 25 Налогового кодекса содержит в себе ряд базовых юридических конструкций, определяющих специфику применения налоговых отношений. Более того, многие положения других глав НК РФ напрямую связаны с условиями признания доходов и расходов по налогу на прибыль (например, учет расходов индивидуальных предпринимателей, формирование объекта обложения по налогу на НДС и единому социальному налогу
(ЕСН) и др.). Учитывая это обстоятельство, стандартизация проверочных действий по налогу на прибыль имеет приоритетное значение.
Характерные ошибки в исчислении налога на прибыль связываются со следующими нарушениями законодательства:
Значительное число ошибок плательщики допускают при расчете величины налогооблагаемой прибыли. Поэтому основной целью аудита расчетов по налогу на прибыль, по нашему мнению, можно считать подтверждение правильности расчета налоговой базы. Кроме того, аудитор должен оценить достоверность информации, которая принимается за основу при составлении налогового расчета.
Объектом проверки налоговой базы при использовании в налоговом учете метода корректировок является конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета хозяйственных операций организации по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Для достижения цели налогового аудита при проверке финансовых результатов необходимо проконтролировать:
Проверяя полноту отражения в налоговом учете и правильность квалификации доходов для формирования налоговой базы, аудитор должен знать, что в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) доходы и расходы организации в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на отдельные группы, состав которых может не совпадать с критериями, установленными налоговым законодательством.