Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации бухгалтерского учета и аудита основных средств. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные понятия бухгалтерского учета основных средств;
исследовать нормативную базу аудита основных средств;
изучить существующую классификацию основных средств;
дать оценку системы бухгалтерского учета и аудита основных средств на предприятии;
предложить пути совершенствования организации аудита основных средств в ООО «ВТП-Энерго».
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации аудита основных средств 6
1.1. Понятие и классификация основных средств 6
1.2. Методика аудиторской проверки основных средств 11
Глава 2. Особенности организации аудита основных средств в ООО «ВТП-Энерго» 18
2.1. Экономическая характеристика ООО «ВТП-Энерго» 18
2.2. Аудиторская проверка основных средств на предприятии 26
Анализ использования основных фондов на данном предприятии за последние три года показал, что основные фонды более эффективно использовались в 2011 году. Но при этом самая большая производительность труда была в 2012 году, то есть в этом году на одного человека приходилось большее количество основных средств, чем в 2010 и 2011 годах. Это произошло за счёт введения новых фондов, которые занимают значительную долю в общей структуре.
2.2. Аудиторская проверка основных средств на предприятии
Целью аудита основных средств является выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств.
В процессе аудиторской проверки операций с основными средствами (ОС) руководствовались следующими нормативными документами:
Предоставленные документы: Бухгалтерский баланс (форма №1), главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 01, 02, 03, 07, 08, 20, 25, 26, 29, 84, 91, 001, Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма №ОС-1а), Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1б), Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма №ОС-2), Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма №ОС-3), Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4), Акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а), Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4б), Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6), Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма №ОС-6а), Инвентарная книга учета объектов основных (средств №ОС-6б), Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма №ОС-14), Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма №ОС-15), Акт о выявленных дефектах оборудования (форма №ОС-16), договоры купли-продажи ОС, первичные учетные документы, подтверждающие поступление объектов ОС (накладные, акты приема-передачи).
В задачи аудита основных средств входят изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета, проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств, оценка начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете; установление объемов выполненных ремонтов и правильности отражения соответствующих расходов в учете; подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств, оценка качества проведенной инвентаризации.
Последовательность работ при проведении аудита основных средств можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной, заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.
На первом этапе были изучены состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета (инвентарные карточки учета основных средств, ведомости). В процессе такого изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификации, а также формирования инвентарных объектов.
Данная процедура необходима для выражения мнения о достоверности данных, отраженных в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5). Аудитор проверяет классификацию объектов на их соответствие Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному постановлением №359.
При проведении аудита сохранности основных средств проверялись условия их хранения и эксплуатации, установить список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с ними заключены договоры о полной материальной ответственности.
На основном этапе аудиторской проверки проверялось правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражались операции по приобретению объектов основных средств. В соответствии со ст. 9 Закона №129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 40 000 руб. за единицу (или согласно иному лимиту, установленному в учетной политике организации), а также приобретенные книги, брошюры и т.п. разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Проверялось также, оформляются ли операции по списанию названных объектов первичными документами. Журнал унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств не содержит специальной формы для оформления операции списания на затраты при вводе в эксплуатацию основных средств стоимостью до 40 000 руб. В таких ситуациях организация вправе самостоятельно разработать учетный документ для данной группы операций, который должен содержать все необходимые реквизиты.
Для оформления операций по вводу в эксплуатацию объектов основных средств в организации должна быть создана постоянно действующая комиссия.
На основании данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов проверяют своевременность зачисления объектов в состав основных средств.
Если объекты основных средств зачисляются несвоевременно, то в организации необходимо усилить контроль за своевременным отражением в учете хозяйственных операций.
Далее производилась проверка формирования первоначальной стоимости объектов основных средств.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется в соответствии с ПБУ 6/01.
Проверялось соответствие методологии, закрепленной учетной политикой для целей бухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 "Основные средства" и 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Далее проверялась правильность начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского учета.
Способ начисления амортизации закрепляется в учетной политике организации. Применение избранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации.
Инициативная аудиторская
На заключительном этапе аудита проводилась проверка соблюдения установленного порядка в учетной политике организации в части проведения инвентаризации, а именно, проводится ли инвентаризация:
На основании данных инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решений руководителя по итогам инвентаризации, бухгалтерских справок изучались своевременность проведения инвентаризации, полнота и правильность отражения ее в учете.
Несмотря на кажущуюся несложность учета объектов основных средств, тем не менее были выявлены ошибки в ходе аудиторской проверки ООО «ВТП-Энерго» в 2011 г.:
1. Неверное определение
Если в процессе ликвидации
основных средств получены материалы,
пригодные для дальнейшего
Доходы и расходы
от списания с бухгалтерского учета
объектов основных средств отражаются
в бухгалтерском учете в
В соответствии с п. 13
ст. 250 НК РФ доходы налогоплательщика
в виде стоимости полученных материалов
или иного имущества при
Оценка доходов в виде стоимости материалов, полученных при ликвидации основных средств, в целях налогообложения прибыли может быть произведена на основании пп. 5, 6 ст. 274 НК РФ исходя из их рыночной стоимости.
2. Списание основных средств стоимостью менее 40 000 руб. на счета затрат единовременно без начисления амортизации.
Основные средства стоимостью не более 40 000 руб. единовременно списываются на затраты при передаче их в эксплуатацию, что противоречит положениям действующего ПБУ 6/01.
3. Объекты недвижимости
учтены в составе основных
средств и по ним начисляется
амортизация в целях
Согласно ст. 130 ГК РФ, а также Федеральному закону от 21.07.97г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество (земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения) подлежат государственной регистрации.
В соответствии с требованиями п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 г. №91н, допускается фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче, соответствующие документы переданы на государственную регистрацию, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
Согласно п. 8 ст. 258 НК
РФ основные средства, права на которые
подлежат государственной регистрации,
в соответствии с законодательством
Российской Федерации включаются в
состав соответствующей
4. В состав расходов, уменьшающих налог на прибыль, в полном объеме включается стоимость материалов, оприходованных при ликвидации основных средств.