Автор: Илюся Котыхова, 13 Сентября 2010 в 22:43, курсовая работа
Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в Х1Х веке в акционерных обществах Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных о финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только независимый от фирмы специалист.
1.6
Особенности аудита
основных средств
Основными задачами аудита основных средств являются:
- изучение состава и структуры основных средств, их условия хранения
и эксплуатации, права собственности;
-
подтверждение первичной
-
проверка правильности
учете движения основных
-
подтверждение правильности
отражение в бухгалтерском
-
оценка качества
В первую очередь нужно изучить состав и структуру по данным регистров аналитического учета. В процессе изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификация, данные условия прописаны в ПБУ «Учет основных средств» 6/01.
Аналитический учет основных средств организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
Следует проверить, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки. При использовании ПЭВМ вместо инвентарных карточек книг может вестись магнитотека основных средств, что удобнее и позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др.
Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2—3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании ПЭВМ — в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 03. Необходимо по этим регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1), приложением (ф. 5).
Аудитору следует обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств.
Следует выяснить правомерность возмещения уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам.
Учетной политикой предприятия должен быть установлен способ начисления амортизации по объектам основных средств в целях бухгалтерского учета.
Для целей налогообложения должен использоваться линейный способ начисления амортизации или нелинейный способ (Гл. 25 НК РФ).
Проверка данных по арендной плате за имущество осуществляется по текущей (краткосрочной) и долгосрочной аренде (лизинг). Аудитор должен хорошо знать схему возможных контировок для этих вариантов.
Источниками информации являются договора купли-продажи основных средств, акты, накладные приемки-передачи объектов, акты на списание объектов, акты ввода в эксплуатацию, счета-фактуры, инвентарные карточки, учетные регистры, журналы-ордера, ведомости по счетам 01, 02, 08, 20, 25, 26 и другие, главная книга, положение об учетной политике предприятия.
По объему и характеру производимых ремонтных работ ремонт основных средств может быть капитальным и текущим. Они различаются сложностью, объемом и сроками выполнения.
Новым аспектом в области аудита учета основных средств является проверка организации учета отнесения затрат на ремонт основных фондов. Типичные ошибки, которые встречаются при аудите основных средств:
-
несвоевременность
-
неправильное исчисление
основных средств;
-
начисление износа по
-
неконкретная корреспонденция
- неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации
объектов;
-
неправильное исчисление
объектов основных средств.
2
Аудит нематериальных
активов
2.1 Понятие нематериальных активов
В последнее время в имуществе хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает доля нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, активной инвестиционной деятельностью, обострением конкурентной борьбы, стремлением получить признание на внутреннем и мировом рынках, усложнением и интеграцией международных финансовых рынков. В настоящей главе рассматриваются понятие и виды нематериальных активов, порядок их оценки и амортизации, а также основные правила отражения операций с ними на счетах бухгалтерского учета.
К нематериальным активам при соответствующих условиях могут быть отнесены права, связанные с объектами производственной интеллектуальной собственности (промышленной собственности), другими объектами интеллектуальной собственности, прочие монопольные права и привилегии, а также отложенные затраты. Такие права возникают, как правило, из охранных патентов и свидетельств либо договоров (авторских, исключительных лицензионных и т.п.). Промышленная собственность включает произведения творческой деятельности в сфере производства, создаваемые и используемые преимущественно с целью извлечения прибыли: изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, ноу-хау. Среди иных объектов интеллектуальной собственности — программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, литературные, аудиовизуальные и тому подобные произведения. При создании организации в добывающих отраслях (например, в нефтяной и газовой промышленности) вкладом учредителей может быть геологическая информация о недрах.
В
состав нематериальных активов включаются
также отложенные затраты, к которым
относят организационные
Деловая репутация организации – это разница между покупной ценой организации и балансовой стоимостью ее имущества.
Объектом нематериальных активов является положительная деловая репутация, отрицательная деловая репутация.
В общем виде нематериальные активы представляют собой идентифицируемые объекты долгосрочного (более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев) использования, у которых отсутствует материально-вещественная (физическая) структура. К ним также относятся объекты, для активного использования которых материально-вещественная структура несущественна или она не рассматривается из-за правовых ограничений.
Поскольку нематериальные активы являются объектами долговременного использования, то экономические выгоды, заключенные в них, реализуются организацией не единовременно, а в течение определенного периода времени. Этот период определяется для каждого объекта в отдельности при принятии его к учету. Период, в течение которого объект способен приносить прибыль, выгоду организации, называется сроком полезного использования. Для отдельных объектов он определяется количеством продукции или величиной иного натурального показателя объема деятельности организации, ожидаемого к получению в результате использования этих объектов. Примеры второго подхода к расчету срока полезного использования можно найти в добывающей промышленности.
Срок
полезного использования
Срок полезного использования объекта устанавливается экспертным путем. При оценке его во внимание принимается большое число разнообразных экономических и юридических факторов.
Единицей учета нематериальных активов является инвентарный объект, т. е. совокупность прав, возникающих из одного договора, патента, свидетельства, договора уступки прав и т. п.
Для целей бухгалтерского учета нематериальные активы оцениваются по первоначальной и остаточной стоимости. Первоначальная стоимость формируется при принятии объекта нематериальных активов к бухгалтерскому учету. Порядок ее определения во многом зависит от источника приобретения объекта.
Остаточная стоимость нематериальных активов представляет собой расчетную величину, получаемую при вычитании из первоначальной стоимости накопленной за все время их эксплуатации амортизации.
Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
По мере использования в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг), при предоставлении во временное пользование или использовании для управления организацией стоимость нематериальных активов, принятых на баланс, погашается путем начисления амортизации. По некоторым видам нематериальных активов амортизацию начислять не принято. Это объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются; в результате их стоимость или экономические выгоды от их использования не уменьшаются. Такими активами в зависимости от конкретных хозяйственных условий могут быть права на ноу-хау, товарные знаки и др.
Амортизация
начисляется, как правило, линейным
(равномерным) способом. При этом годовая
сумма амортизационных
Для
начисления амортизационных отчислений
допускается применять также
способ уменьшаемого остатка. При этом
способе годовая сумма
2.2 Документальное оформление и учет движения нематериальных активов
В настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендации по документальному оформлению движения нематериальных активов. Поэтому организации должны сами разрабатывать формы соответствующих документов исходя из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете и Законах о бухгалтерском учете, определивших перечень обязательных реквизитов в документах, и особенностей учитываемых объектов.