Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ учета основных средств (ОС) на предприятии МП «Городское лесное хозяйство»
Для этого решаются следующие задачи:
- изучение законодательно – нормативных актов, регулирующих учет ОС;
- ознакомление с действующей на предприятии системой учета ОС;
- изучение порядка отражения в отчетности показателей об ОС и выявление его соответствия требованиям по формированию бухгалтерской отчетности;
- разработка рекомендаций по устранению недостатков в организации учета основных средств объекта исследования.
В качестве информационной базы исследования были использованы нормативные документы, регулирующие порядок организации учета ОС и формирования бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….
1.Теоретическая часть………………………………………………………………………..
1.1 Теоретические основы учета ОС……………………………………………………
1.2 Методики, используемые при аудиторской проверке ОС…………………………
1.3 Типичные возможные ошибки, выявляемые при проверке………………………..
2. Практическая часть………………………………………………………………………..
2.1 Краткая характеристика

Работа содержит 1 файл

Аудит Основных средств.doc

— 562.00 Кб (Скачать)

      Выборочным  способом аудитор проверяет правильность установления срока полезного использования основного средства, т.к. от этого зависит сумма амортизационных отчислений отчетного периода и установление нормы амортизационных отчислений. В случае выявления неправильно установленных норм аудитор определяет, насколько завышена (занижена) себестоимость продукции (работ, услуг). Необходимо проверить правильность сроков начала и окончания начисления амортизации, регулярность начисления амортизации, правомерность использования понижающих и повышающих коэффициентов начисления амортизации. Выборочно проверяют арифметические расчеты амортизационных отчислений.

      Так же проверяется правомерность отнесения амортизационных отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг). Аудитор должен определить, к какой группе основных средств относятся объекты (производственные или непроизводственные), используются основные средства при производстве продукции (работ, услуг) или сданы в текущую аренду. Амортизационные отчисления по основным средствам непроизводственной сферы относятся за счет собственных источников средств, а по объектам, сданным в аренду, относятся на счет прибылей и убытков.

      При проведении проверки амортизационных  отчислений могут быть использованы аналитические процедуры:

      - сопоставление остатков по счетам учета основных средств (счет 01) и накопленной амортизации текущего года с данными за предшествующие периоды и оценка их изменений;

      - сопоставление остатка накопленной амортизации за текущий год с остатками за предшествующие периоды.

      Проверка  операций по восстановлению основных средств. Восстановление основных средств осуществляется посредством:

      -  ремонта (текущего, среднего, капитального);

      -  модернизации и реконструкции.

      При проверке операций по учету ремонта  основных средств аудитор должен установить, какая учетная политика принята организацией по данному вопросу, что определяет последовательность дальнейшей проверки. В организации затраты по ремонту основных средств могут списываться:

      · непосредственно на себестоимость  по мере возникновения затрат;

      · за счет созданного резерва на ремонт основных средств;

      · отнесением затрат на счет 97 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием на себестоимость.

      Если  согласно учетной политике организация  производит начисление резерва на ремонт основных средств, то проверяется: экономическое обоснование размера отчислений, предусмотрены ли размеры отчислений по видам основных средств (здание, оборудование и т.д.) или установлена единая норма отчислений, соблюдение принципа ежемесячного начисления резерва. Фактические затраты на проведение ремонта списываются  за счет созданного резерва, поэтому аудитор должен убедиться, что по окончании года (в случае окончания ремонтных работ) излишне начисленный резерв сторнирован.

      При проверке отражения операций по ремонту на счетах бухгалтерского учета аудитор должен убедиться, что расходы по ремонту производственных основных средств списаны на себестоимость, а по непроизводственным основным средствам - отнесены за счет собственных источников.

      Аудитор проверяет, каким способом проводились ремонтные работы: подрядным или хозяйственным. Если в отчетном периоде проводился ремонт арендованных основных средств, необходимо проверить характер ремонта (текущий, капитальный), предусмотрен ли капитальный ремонт в договоре аренды и за чей счет списываются расходы. Организация в отчетном периоде могла производить затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств. Аудитор проверяет в этом случае: учитывались ли затраты на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», была ли увеличена первоначальная стоимость объекта по окончании работ, показано ли в учете увеличение добавочного капитала организации. [3]

      2. Грачев А. Ю. (эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ)

      Этапы аудиторской проверки. Для детальной проверки операций с основными средствами аудитору очень важно соблюсти определенную последовательность процедур.

       1. Осуществить оценку сохранности  и наличия основных средств.  При проведении аудита сохранности  основных средств возникает необходимость проверки условий их хранения и эксплуатации, устанавливается список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, проверяется наличие договоров о материальной ответственности.

      2. Произвести проверку соблюдения  условий для отнесения имущества  к основным средствам. Для этого изучаются состав и структура основных средств по данным регистров аналитического учета, в том числе инвентарные карточки учета основных средств, ведомости и др. Дополнительно проверяется классификация данного вида активов2, а также формирование инвентарных объектов. Эти аудиторские процедуры необходимы для выражения мнения о достоверности данных, отражаемых в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5). Результаты проверки правильности отнесения объектов к основным средствам и амортизируемому имуществу оказывают существенное влияние на реализацию последующих процедур: проверки документального оформления и учета, а также достоверности начисления амортизации основных средств.

      3. Осуществить проверку документального  оформления и учета основных средств. Первичные документы, на основании которых в учете отражаются операции, связанные с объектами основных средств, должны иметь правильное оформление. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

      4. На основании данных учета  и первичных учетных документов  проверить своевременность зачисления  объектов в состав основных  средств и правильность формирования  первоначальной стоимости поименованных активов. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

      5. Отследить правильность начисления  амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета. Способ начисления амортизации должен быть закреплен в учетной политике организации. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистра бухгалтерского учета по начислению амортизации. При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется учетной политикой организации и решает ряд задач:

      - осуществление анализа объектов амортизации;

        - проверка правильности расчета норм амортизационных отчислений;

        - анализ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

        - проведение оценки амортизационной политики, осуществляемой субъектом хозяйствования.

        В первую очередь отслеживается  состав основных средств, по  которым начисляется амортизация.  Затем путем пересчета норм, установленных  при вводе объекта в эксплуатацию, проверяется правильность определения  норм амортизации основных средств. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации.

      6. Проверить порядок оформления  и отражения в учете операций  с основными средствами в рамках  заключенных договоров аренды и залога, а также операций по выбытию основных средств, которое имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях или стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций. Серьезное внимание должно быть уделено экспертизе договоров, заключенных при приобретении права собственности на объекты капитальных вложений. При изучении договора купли-продажи целесообразно:

      - проверить, соблюдена ли простая письменная форма, наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию сделки, а также полноту и правильность заполнения реквизитов и наличие соответствующих печатей и подписей;

        - проанализировать условия договора в части разграничения отдельных видов договоров купли-продажи и смежных договоров, а также условия договора о моменте перехода права собственности. [4]

      Наиболее  часто применяемые формы договоров:

       1) купли-продажи (в том числе  договор поставки);

       2) мены;

       3) договор подряда.

      В ходе экспертизы договора подряда аудитор  должен проанализировать условия договоров  в отношении цены, порядка оплаты и выполнения работы с использованием материалов заказчика. Особого внимания заслуживает поступление основных средств по договору дарения, поскольку при принятии таких объектов к учету должна документально подтверждаться их рыночная стоимость. При вводе в эксплуатацию объектов, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, необходимы документы, в которых оговаривается согласованная между учредителями (участниками) оценка вклада. В ходе проверки аудитору следует убедиться в правильности оформления документов, удостоверяющих рыночную стоимость принимаемых к учету объектов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др.

      Период получения экспертного документа должен соответствовать дате принятия объекта к учету. Если по договору дарения получено оборудование, не имеющее аналогов, то рыночная стоимость может быть определена только по результатам экспертизы, проведенной независимым оценщиком. При этом нужно проверить копии документов, свидетельствующих об уровне его квалификации и независимости.

      7. Осуществить анализ и обобщение  результатов аудита. Описываемый  этап аудита заключается в проверке соблюдения установленного порядка в учетной политике организации в части проведения инвентаризации. На основании данных инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решений руководства по результатам инвентаризации и бухгалтерских справок изучается своевременность проведения инвентаризации, полнота и правильность отражения ее в учете.

        При оценке сохранности и проверке  наличия основных средств аудитор  контролирует следующие моменты: 

      - имеется ли приказ о назначении материально ответственных лиц за сохранность основных средств;

        - заключены ли договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;

      - организована ли материальная ответственность в отношении арендованных основных средств;

      - установлены ли в помещениях пожарно-охранные сигнализации;

        - имеется ли приказ о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии;

        - закреплен ли в учетной политике план проведения инвентаризаций основных средств;

        - проводятся ли инвентаризации основных средств при смене МОЛ.

      В процессе работы аудитор должен сформировать мнение об организации сохранности  основных средств. Основное внимание уделяется  качеству проведения и оформлению результатов  инвентаризаций, для чего проверяется  соблюдение сроков подведения итогов, а также оценивается качество подготовки инвентаризационных описей. Аудитору необходимо изучить решения, принятые по результатам инвентаризации, и проверить правильность их отражения в учете.

      При этом проверяющему следует убедиться  в соблюдении положений по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок и сроки проведения инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда осуществить инвентаризацию обязательно6. Оценивая достоверность данных о наличии основных средств на дату проверки, аудитор может использовать, например, сверку описей карточек инвентарного учета с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. В ходе проверки он может наблюдать за процессом проведения инвентаризации, принимать участие в контрольном осмотре основных средств, изучать, имеются ли в наличии объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также длительно не используемое имущество. [4] 

Информация о работе Аудит основных средств