Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:14, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ учета основных средств (ОС) на предприятии МП «Городское лесное хозяйство»
Для этого решаются следующие задачи:
- изучение законодательно – нормативных актов, регулирующих учет ОС;
- ознакомление с действующей на предприятии системой учета ОС;
- изучение порядка отражения в отчетности показателей об ОС и выявление его соответствия требованиям по формированию бухгалтерской отчетности;
- разработка рекомендаций по устранению недостатков в организации учета основных средств объекта исследования.
В качестве информационной базы исследования были использованы нормативные документы, регулирующие порядок организации учета ОС и формирования бухгалтерской отчетности.
Введение……………………………………………………………………………………….
1.Теоретическая часть………………………………………………………………………..
1.1 Теоретические основы учета ОС……………………………………………………
1.2 Методики, используемые при аудиторской проверке ОС…………………………
1.3 Типичные возможные ошибки, выявляемые при проверке………………………..
2. Практическая часть………………………………………………………………………..
2.1 Краткая характеристика
При проверке правильности оценки основных средств аудитор должен обратить внимание на то, были ли случаи изменения первоначальной стоимости объектов, какие причины вызвали эти изменения (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация), отражены ли затраты по капитальным вложениям на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”, показывается ли источник этих капитальных вложений с увеличением добавочного капитала.
Проверка правильности переоценки основных средств приобретает важное значение, поскольку согласно п.15 ПБУ 6/01 организациям предоставлено право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
Такая проверка осуществляется на основе изучения документов, содержащих ее результаты.
Аудитор должен проверить: подверглись ли переоценке все основные средства или их часть; не производилась ли переоценка земельных участков и объектов природопользования, числящихся в составе основных средств; каким способом производилась переоценка (путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам); имеется ли документальное подтверждение рыночных цен; выборочно проверить правильность расчетов; менялась ли степень износа после проведения переоценки, отражены ли результаты переоценки в инвентарных карточках, правильно ли отражены результаты переоценки в бухгалтерском учете, учтены ли результаты переоценки при составлении отчетности.
Для подтверждения наличия основных средств проводится проверка организации аналитического учета и результатов инвентаризации основных средств.
Аудитор должен также проверить, как обеспечивается сохранность основных средств.
Проверка проведения инвентаризации основных средств осуществляется аудитором с привлечением первичных документов – инвентаризационных описей (ф. № ИНВ-1, ИНВ-10, ИНВ-18), протоколов заседаний инвентаризационных комиссий, решений руководства организации по итогам проведения инвентаризации.
Проверка материалов инвентаризации необходима аудитору для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и аудиторские процедуры.
С
помощью процедуры
- показателей форм бухгалтерской отчетности по основным средствам;
- показателей отчетности и Главной книги;
- показателей Главной книги и регистров синтетического и аналитического учета.
Сверка показателей отчетности по основным средствам может быть оформлена рабочими документами по форме, представленной Приложении 2.
Проверка соответствия показателей бухгалтерской отчетности и Главной книги (или соответствующего регистра) производится с использование ф.№ 5. Результаты выполнения этих процедур оформляются следующим образом (см. Приложение 3).
Дальнейшая
проверка проводится по результатам
сверки данных Главной книги с
показателями регистров синтетического
и аналитического учетов. Сверяются
данные инвентарных карточек синтетического
учета основных средств. Аудитор может
проверить соответствие показателей движения
основных средств по группам формы № 5
с данными аналитического учета по инвентарным
карточкам. На данном этапе проверки аудитор
с помощью процедуры прослеживания проверяет
правильность отражения данных первичных
документов в регистрах аналитического
и синтетического учета, записей в Главной
книге. Это позволяет ему убедиться в том,
правильно ли отражена операция в бухгалтерском
учете. [3]
Проверка правильности документального оформления и учёта поступления и выбытия основных средств. Целью проверки учета поступления основных средств является подтверждение того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию.
На этом этапе необходимо выполнить следующие процедуры:
· получить список (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по дебету счета 01 “Основные средства”;
· проверить первичные документы и физическое наличие вновь приобретенных объектов. Проверка проводится выборочно при существенном увеличении объектов основных средств;
· определить, что стоимость объектов основных средств, введенных в эксплуатацию, надлежащим образом отражена на счетах бухгалтерского учета;
· определить, соблюдены ли соответствующие положения налогового законодательства;
· в случае значительных поступлений основных средств в течение отчетного периода определить, была ли списана стоимость старого оборудования.
Приступая к аудиту поступления основных средств, следует провести формальную проверку первичных учетных документов с точки зрения оформления их в соответствии с установленными правилами.
Аудитор должен проверить: отражаются ли затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, возведению (сооружению), изготовлению на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”, на котором формируется первоначальная (инвентарная) стоимость объекта. При этом проверяется состав расходов, включаемых в инвентарную стоимость основных средств, их связь с созданием данного объекта.
Целью проверки операций, связанных с выбытием основных средств, является определение того, что:
- первоначальная стоимость и сумма накопленной амортизации полностью и надлежащим образом списаны со счетов их учёта;
- финансовые результаты (прибыль или убыток), образовавшиеся в результате этих операций, правильно отражены на счёте 99 “Прибыли и убытки”.
При этом могут быть выполнены процедуры:
· получить список объектов основных средств, выбывших в течение отчётного периода, с указанием первоначальной стоимости и суммы накопленной амортизации на день выбытия; продажной цены; финансового результата от операции. Сверить данные полученной информации с данными по кредиту счёта 01 “Основные средства”, дебету счёта 02 “Амортизация основных средств”, данными счёта 99 “Прибыли и убытки” и счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств»;
· проверить наличие соответствующего разрешения на операции по выбытию основных средств и их документальное оформление;
·
проанализировать по каждой операции
выбытия (при значительных объёмах
выборочно) правильность списания основных
средств и определения
В
ходе проверки основных средств аудитор
устанавливает причину
Проверка
порядка налогообложения
Если
организация приобретала
Аудитор должен установить методом прослеживания: выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, в расчетных документах организации, имеется ли счет-фактура на приобретенные основные средства, используется ли в учете счет 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” при осуществлении капитальных вложений, для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок списания сумм налога с кредита указанного счета.
Если
организация приобретала в
Особое внимание следует обратить на операции приобретения организацией основных средств у ФЛ. Такие операции оформляются договором купли-продажи, составленным в письменной форме, с указанием паспортных данных продавца. Если физическое лицо зарегистрировано как предприниматель (имеет лицензию), то при покупке у него основных средств с него не удерживается подоходный налог.
При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства.
При проверке операций по реализации основных средств и их передаче по договору дарения необходимо обратить внимание на составление счетов-фактур и их регистрацию в книге продаж.
Аудитор должен учесть, что в случае реализации основных средств по цене продажи ниже остаточной, НДС должен быть начислен и уплачен в бюджет со стоимости основных средств не ниже остаточной. Дополнительное начисление НДС в этом случае производится по отдельному расчету и осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Поскольку финансовый результат от выбытия основных средств отражается на счете 99 “Прибыли и убытки”, аудитор должен проверить правильность корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения по операциям с основными средствами.
Проверка операций по учёту амортизации основных средств. На данном этапе аудита осуществляется:
· проверка соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств;
· проверка правильности отнесения объектов амортизационных отчислений к той или иной группе основных средств;
· проверка расчетов сумм ежемесячных амортизационных отчислений;
· проверка своевременности и правильности их отражения в учете.
Определение правильности начисления и отражения в учете амортизационных отчислений проводится на соответствие соблюдению бухгалтерских правил, установленных ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств. Для этого привлекаются положения приказа по учетной политике организации; показатели разработочной таблицы по расчету амортизации основных средств.
Аудитору необходимо получить перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения, в частности:
· с истекшими нормативными сроками эксплуатации;
· по которым амортизация не начисляется;
· по которым начисление амортизации приостановлено;
· по которым применяется ускоренная амортизация;
· используемых организацией по договору аренды;
· переданных организацией в аренду.
Применение того или иного способа начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования. В случае, если сумма амортизационных отчислений, начисленных методом, выбранным предприятием, за отчетный период превышает сумму амортизационных отчислений, принимаемых для целей налогообложения в размерах, исчисленных по установленным нормам, должна быть произведена корректировка для определения налогооблагаемой прибыли. [3]