Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 02:38, курсовая работа
Цель работы дать объективные сведения об учете основных средств в ООО «КамСервис», составить мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия и соответствии совершенных им в отчетном периоде финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Введение ……………………………………………………………...…….3
Глава 1. Объекты, источники информации и задачи
аудита учета, сохранности движения основных средств ………….…….5
Глава 2.Планирование аудита учета, сохранности
движения основных средств……………………………...………………12
2.1. Изучение и оценка системы
бухгалтерского учета и внутреннего контроля…...................... …..........12
2.2. Расчет уровня существенности
и аудиторского риска ………………………………….………………….15
2.3. Программа аудита ……………………………………..……………..18
Глава 3. Методика аудиторской проверки
и ее завершение ………………………………………...…………………22
3.1. Осуществление аудиторских процедур
и их документирование …..……………………....22
3.2. Письменная информация аудитора
руководству экономического субъекта
по результатам проведения аудита ………………….…………………..32
Заключение ………………………………………………………………..36
Список литературы ……………………………………………………….38
3. Прочие методы
а) наблюдение;
б) опрос;
в) экономический анализ.
Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских доказательств при проверке основных средств.
Инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведение, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск[12]. Аудитор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи “доходы от аренды”, то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Инвентаризация основных средств производится на основании “Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49.
Метод контрольного обмера эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный обмер объемов выполненных работ по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ[14].
При
проведении формальной проверки документов
аудитор визуально
Метод арифметической проверки предусматривает проверку правильности подсчетов, а также правильности составления алгоритмов расчетов при автоматизации бухгалтерского учета, проверку расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к балансу по ф. №5[12].
При проверке документов по существу рассматривается законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения на счета и включения в статьи затрат. При реализации основных средств на сторону аудитору необходимо убедиться, что на это есть письменное разрешение руководителя. Если при проверке первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и сделать встречную проверку.
Наблюдение - получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального наблюдения. Аудитор наблюдает за тем, как оформляется та или иная операция по учету движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод аудиторской проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа[12].
Опрос
- получение устной или письменной информации
от клиента. Опрос или беседа должны быть
проведены со всеми сотрудниками, принимающими
участие в учете основных средств и заполнении
отчетности. Для того чтобы беседа дала
аудитору результаты, она, как и все прочие
аудиторские процедуры, должна быть тщательно
спланирована. Для этого аудитор составляет
заранее вопросник, который включает в
себя перечень вопросов, которые аудитор
планирует задать сотрудникам организации
с вариантами ответов. Вопросник распечатывается
в нужном количестве экземпляров, соответствующем
составу опрашиваемых специалистов. На
каждом экземпляре вопросника проставляется
должность, фамилия, имя и отчество лица,
с которым будет проведена беседа. По результатам
опроса аудитор делает пометки напротив
выбранных сотрудниками вариантов ответа
и делает вывод о состоянии дисциплины
в организации учета основных средств
и определяет степень аудиторского риска
и глубину последующих процедур по проверке
правильности учета основных средств[13].
Глава 2. Планирование аудита учета, сохранности движения основных средств
2.1.
Изучение и оценка
системы бухгалтерского
учета и внутреннего
контроля
В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом им экономическом субъекте, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.
Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. От оценки аудитором состояния учета и внутреннего контроля на экономическом субъекте будут зависеть все его последующие действия: проводить аудиторские процедуры выборочно или проводить сплошную проверку. Разумеется, сплошная проверка очень трудоемка, но согласно нормам профессиональной этики, аудитор должен либо полностью убедиться в достоверности (или недостоверности) бухгалтерской отчетности клиента, либо отказаться от выражения мнения о ней.
При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокая; средняя; низкая[12].
Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского отчета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться.
Система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя:
Знакомство
с системой бухгалтерского учета
включает в себя изучение, анализ и
оценку учетной политики и основных
принципов ведения
При подготовке программы аудита в анализируемой организации была оценена система внутреннего контроля с точки зрения надежности, качества и степени доверия с использованием процедуры тестирования . Результаты тестирования представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Вопросник аудитора
№ п/п | Содержание вопроса или объект исследования | Содержание ответа | Выводы и решения аудитора | |
Да | Нет | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Определен ли круг материально-ответственных лиц, обеспечивающих сохранность ОС? | Да | Приказ и договоры отвечают установленным требованиям | |
2 | Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств? | Да | Договоры отвечают предъявляемым требованиям | |
3 | Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность ОС? | Да | ||
4 | Определены ли сроки проведения инвентаризации основных средств в приказе по учетной политике и проводятся ли (и как часто) инвентаризации? | Да | Инвентаризация проводится 2 раза в год | |
5 | Организован порядок санкционирования операций по движению ОС? | Да | Риск низкий | |
6 | Проводятся
ли проверки полноты и своевременности
оприходования и ввода в |
Да | Риск низкий | |
7 | Проверяется ли использование ОС по различным направлениям деятельности? | Нет | ||
8 | Выявляются ли лица, виновные в повреждении объектов ОС? | Нет |
Продолжение таблицы 2.1
№ п/п | Содержание вопроса или объект исследования | Содержание ответа | Выводы и решения аудитора | |
Да | Нет | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Проверяется ли объем и качество ремонтов ОС? | Нет | Следует провести отдельную проверку по зданиям | |
10 | Контролируется ли списание ОС, оприходование материалов и отходов? | Всегда | Выборочно проверить операции по списанию ОС | |
11 | Имеется ли приказ о создании комиссии по списанию основных средств? | Да | ||
12 | Регистрируется ли сдача основных средств в аренду? Ведется ли забалансовый учет взятых в аренду основных средств? | Да | Необходимо
проверить своевременность | |
13 | Анализируется ли правильность исчисления налога на имущества, правильность начисления амортизации для целей налогообложения? | Не всегда | ||
14 | Планируются ли расходы на приобретение и создание основных средств, их ремонт и модернизацию? Утверждается ли смета данных расходов? | Да | Расходы на приобретение, создание основных средств обоснованы | |
15 | Существует ли внутренняя инструкция по учету приобретения и создания основных средств, расходов на их ремонт и модернизацию? Установлены ли и соблюдаются ли критерии отнесения расходов к текущим или капитальным? | Да | Расходы на приобретение, создание и модернизацию основных средств обоснованы | |
16 | Своевременно ли производится государственная регистрация основных средств, если она требуется в соответствии с законодательством? | Да | Риск контроля низкий | |
17 | Соблюдаются ли
установленные условия |
Да | Обосновано применение установленного критерия | |
18 | Произведена ли классификация ОС на соответствующие группы? | Да | Ошибки при начис-лении амортизации ОС минимальны | |
19 | Обоснованы ли способы начисления амортизации по вновь поступившим объектам ОС? | Да | Вероятность ошибок низкая | |
20 | Разработаны ли схемы отражения на счетах движения ОС? | Да | Вероятность ошибок в корреспонденции счетов минимальна | |
21 | Разработан ли и соблюдается ли график документооборота по учету движения ОС? | Частично | Вероятность искажения периодической отчетности | |
22 | Использует
организация унифицированные |
Да | Документы соответствуют предъявляемым требованиям |