Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле на примере ООО «Виктор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:
Разработать процесс планирования аудиторской проверки операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле.
Провести аудиторскую проверку данных операций.
Составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации по улучшению данной области учета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Организация аудита по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле на примере ООО «Виктор»………………...5

Технико-экономическая характеристика ООО «Виктор» и особенности учета по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………..5
Нормативная и информационная база аудиторской проверки по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………….…6

Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………………...9
Цель и задачи аудиторской проверки…………………………………....9
Планирование аудиторской проверки……………………………………9
Проведение аудиторской проверки операций по приобретению товаров…………………………………………………………………...16
Проведение аудиторской проверки реализации товаров……………..21

Выводы по результатам аудиторской проверки и рекомендации по совершенствованию системы учета операций по приобретению и реализации товаров…………………………………………………….…….28

Заключение…………………………………………………………………...32
Библиографический список………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Аудит операций по приобретению и реализации товаров.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

      Перед началом инвентаризации материально-ответственное  лицо составило отчет по поступлению  и отпуску товаров на дату начала инвентаризации в двух экземплярах. Один экземпляр был передан в  бухгалтерию предприятия, а другой – аудитору. С ответственного лица была взята расписка в том, что все документы, относящиеся к движению товаров, сданы в бухгалтерию, и что никаких не оприходованных или не списанных на реализацию ценностей в его распоряжении нет.

      Во  время инвентаризации проверялось: использование складских помещений по назначению; правильность складирования товаров; аккуратность проведения процедур инвентаризационной комиссии; фиксирование результатов инвентаризации по каждому виду товаров в инвентаризационных описях, составляемых по месту нахождения (хранения) и по материально-ответственным лицам в единицах измерения, принятых в учете (приложение №4).

      При проверке на складе были выявлены товары, не принадлежащие предприятию, на них  была составлена отдельная опись.

      При проверке необходимо было узнать о  том, составляются ли сличительные ведомости  в бухгалтерии по товарам, по которым  выявлены отклонения от учетных данных (которые подписываются главным  бухгалтером и материально-ответственным  лицом); нужно было получить от материально-ответственных лиц письменные объяснения о причинах выявленных недостач и излишков товарных ценностей; проверить правильность отражения в учете выявленных недостач или излишков ценностей.

      Излишки и недостачи в учете должны отражаться следующими бухгалтерскими проводками:

  1. на оприходование излишков выявленных при инвентаризации
  • дебет счета 41 «Товары», субсч. «Товары на складах»,
  • кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 1 «Прочие доходы»
  1. на отражение недостачи в учете

     а) за счет виновных лиц

     дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»,

     кредит  счета 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складе»;

     дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсч. 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

     кредит  счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

     б) если виновное лицо не установлено

     дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»,

     кредит  счета 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складе»;

     дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»,

     кредит  счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей».

      После инвентаризации целесообразно провести проверку полноты оприходования, оценки и учета товарных ценностей.

      В нашем случае ни излишек, ни недостач не выявлено.

      Во  время проверки была проверена правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в его учетных документах; полнота оприходования поступивших со стороны товаров. Нарушение порядка оприходования товаров приводит к их хищению, а также созданию излишков товаров, которые затем реализуются без отражения в учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.

      При проверке вопросов полноты оприходования  товаров, был произведен анализ платежно-расчетных  документов, подтверждающих поступление  ценностей от поставщиков. При этом проверке подлежали счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями (спецификациями, сертификатами, удостоверениями качества и т.д.).

      Было  обращено внимание на правильность оформления этих первичных документов. В данных документах были надлежащим образом оформлены обязательные реквизиты: наименование поставщика, получателя, наименование товаров, их количество, цена и стоимость, должности и подписи ответственных лиц (с расшифровкой фамилии), печать предприятия поставщика.

      Далее проверялась полнота оприходования  поступивших на склад товаров. Проверка проводилась по первичным документам, а в случае необходимости проводилась  встречная проверка данных с данными  предприятия, которое отгрузило  товар.

      При проведении аудиторской проверки поступления товарных ценностей необходимым условием является сопоставление данных первичных документов по поступлению товаров с данными журнала регистрации полученных счетов-фактур, Книги покупок, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам (приложение №5).

      Все полученные от поставщиков счета-фактуры  были отражены должным образом в  Книге покупок в сумме, которая  указана в счете и должна быть оплачена поставщику. Они регистрировались по мере их поступления, за исключением тех счетов-фактур, в которых имелись подчистки и помарки и которые были оформлены с нарушением установленного порядка.

      Суммы, указанные в документах, полученных от поставщиков товаров, соответствовали суммам, отраженным в Книге покупок, затем данные за отчетный период по этому учетному первичному документу сопоставлялись с результатами в регистрах бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные учетных регистров сравнивались с данными Главной книги по этим счетам и данными баланса.

      При проверке правильности корреспонденции  счетов проверялось, не было ли в учете  случаев, когда поступившие товары не приходовались на счет 41 «Товары», а были отнесены на другие счета.

      Данных  нарушений при проведении аудиторской  проверки выявлено не было.

      Большое значение при выражении мнения о  достоверности бухгалтерского учета  и отчетности имеет правильность отражения в учете (выделение на счете 19) и принятие к зачету (возмещению) налога на добавленную стоимость (НДС).

      Особое  внимание при проверке поступления  товаров было обращено на расхождение  фактического наличия с наличием указанным в сопроводительных документах.

      В случаях, когда при приемке товаров были выявлены расхождения по количеству и качеству, то приемка была оформлена следующими актами:

  1. коммерческим актом, если недостача или порча произошла по вине транспортной организации;
  2. приемным актом, если недостача произошла по вине поставщика, а также, если недостача произошла по вине экспедитора.

      Все акты были составлены комиссией, которая  создавалась по распоряжению руководителя.

      При проверке было обращено внимание на правильность документального оформления недостач и отражение их в учете.

      В учете недостача по вине поставщика оформлялась следующей бухгалтерской  проводкой:

      дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 2 «Расчеты по претензиям»,

      кредит  счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками».

      Также была произведена проверка надлежащего оформления актов, т.к. без соблюдения данного условия претензии не могли быть предъявлены виновной стороне и не могли быть признаны действительными, а, следовательно, они не могли отражаться в учете за счет виновных лиц.

      Нарушений в данной области учета выявлено не было.

      При проведении аудиторской проверки были обнаружены ошибки в учете при  переоценке товарных ценностей, в результате которых изменилась их продажная  цена, что в дальнейшем повлияло на искажение бухгалтерской отчетности.

      Результаты  переоценки должны быть оформлены письмом-актом, где помимо наименования, количества и другой информации о товаре указывается  старая и новая цена, стоимость  товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении  цен и сумма уценки при снижении цен. Результаты переоценки должны быть отражены на счете 14 «Переоценка материальных ценностей».

      При проверке правильности установления розничных  цен, следует помнить, что на многие продовольственные товары существуют предельные размеры наценок, превышение которых ведет к взысканию с организации определенных штрафных санкций.

      Ошибки, которые выявили аудиторы в ходе проверок операций, связанных с поступлением и оприходованием товаров:

    1. не проводится инвентаризация товаров;
    2. не заключен договор о материальной ответственности с кладовщиком;
    3. нарушается правильность оформления первичных документов по оприходованию товаров;
    4. не проводится (или нерегулярно проводится) сверка данных по поступившим и оприходованным ценностям в бухгалтерии и на складах организации.

2.4. Аудит операций  по реализации  и списанию товаров  с материально-ответственных  лиц

 

      При выражении мнения о достоверности  учета товарных операций особенно тщательно  изучаются операции, связанные с  реализацией товаров и списанием  их с материально-ответственных лиц.

      Проверку  целесообразно начать с проверки договоров на наличие печатей, подписей руководителей, обязательных реквизитов и существенных условий сделки. Исходя из данных, полученных при изучении договоров, заключенных между поставщиком и покупателями, устанавливается момент перехода права собственности на товар.

      Особое  внимание обращается на правильность оформления первичных документов. К  ним относятся: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, выставленные покупателям и другие документы. В них проверяют: наличие порядковых номеров и дат выписки; наименования, адреса и ИНН покупателя; печатей, подписей и других реквизитов.

      Важным  при проведении аудита явилась проверка Книги продаж, которая показала, что все счета-фактуры зарегистрированы в том налоговом периоде, в котором возникло налоговое обязательство, и что оформление Книги продаж соответствует требованиям, установленным законодательством.

      Особое  внимание было обращено на правильность оценки товаров при их списании с  материально-ответственных лиц. Стоимость отпущенным покупателям ценностей законодательством разрешается определять одним из следующим вариантов метода оценки товаров:

    • по средней себестоимости;
    • по себестоимости первых по времени закупок - ФИФО;
    • по себестоимости последних по времени закупок - ЛИФО;
    • по себестоимости единицы приобретения товаров.

      Из  указанных вариантов оценки организация  выбирает один в учетной политике самостоятельно. В ООО «Виктор» выбран ЛИФО.

      Далее проверялась обоснованность, полезность для управления и правильность использования выбранного в учетной политике варианта оценки товаров. Для того чтобы проверить правильность оценки списанных товаров, был самостоятельно произведен расчет за аудируемый период и было произведено сравнение расчетных данными с расчетами, представленными бухгалтером.

      При проведении аудита обращалось внимание на правильность и своевременность  составления материально-ответственными лицами товарных отчетов. Сроки сдачи  отчетов в зависимости от объема реализации соответствовали установленным срокам (от 1 до 10 дней).

      На  основании этих отчетов производилось  списание ценностей с материально-ответственных  лиц. Поэтому была произведена проверка правильности исчисления этой суммы. Для  этого самостоятельно осуществлялись балансовыми расчетами стоимость товаров, списанных с МОЛ:

      Р = Н + П - К,

      где  Р - стоимость товаров проданных  в отчетном периоде,

Информация о работе Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле на примере ООО «Виктор»