Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле на примере ООО «Виктор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:
Разработать процесс планирования аудиторской проверки операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле.
Провести аудиторскую проверку данных операций.
Составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации по улучшению данной области учета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Организация аудита по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле на примере ООО «Виктор»………………...5

Технико-экономическая характеристика ООО «Виктор» и особенности учета по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………..5
Нормативная и информационная база аудиторской проверки по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………….…6

Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле………………………………………………………………………...9
Цель и задачи аудиторской проверки…………………………………....9
Планирование аудиторской проверки……………………………………9
Проведение аудиторской проверки операций по приобретению товаров…………………………………………………………………...16
Проведение аудиторской проверки реализации товаров……………..21

Выводы по результатам аудиторской проверки и рекомендации по совершенствованию системы учета операций по приобретению и реализации товаров…………………………………………………….…….28

Заключение…………………………………………………………………...32
Библиографический список………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Аудит операций по приобретению и реализации товаров.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

-    обладать знаниями о бизнесе  аудируемого лица;

  • дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
  • определить ключевые по значимости области проверки;
  • рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
  • составить детальную программу по проверке операций по приобретению и реализации товаров, которая будет служить инструкцией для аудитора, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы. 

     Знакомство  с системой бухгалтерского учета  ООО «Виктор» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

  1. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета.
  2. Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции.
  3. Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров.
  4. Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета.
  5. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности.
  6. Критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок.
  7. Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

     В ходе планирования аудиторской проверки было проверено соответствие организации  системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим  нормативным документам, случаи нарушений  выявлены не были.

     Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, т.к. в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

  1. Операции в учете правильно отражают временной период их осуществления.
  2. Операции в учете зафиксированы в правильных суммах.
  3. Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета.
  4. Зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности.
  5. Ограничена возможность появления злоупотреблений.

     В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о  специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе  его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства принимается  решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке, не стоит. Далее аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как «низкая» и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему.

     Расчет  уровня существенности, используемого  в ходе аудиторской проверки, представлен  в таблицах 3и 4.

Таблица 3 Расчет базовых показателей.

Показатель Предыдущий  год / на начало года, тыс. руб.

(1)

Отчетный год / на конец года, тыс. руб.

(2)

Значение базового показателя, тыс. руб.

((1) + (2)) / 2

Чистая  прибыль 136 770 453
Выручка от реализации 1177 2927 2052
Капитал и резервы 544 1290 917
Сумма активов 1307 3453 2380
Произведенные расходы 2482 4395 3438,5
 

Таблица 4 Определение уровня существенности.

Показатель Значение базового показателя, тыс. руб.

(1)

Критерии, %

(2)

Значение, применяемое  для нахождения уровня существенности, тыс. руб.

(1) * (2) / 100

Чистая  прибыль 453 5 22,65
Выручка от реализации 2052 2 41,04
Капитал и резервы 917 10 91.7
Сумма активов 2380 2 47,6
Произведенные расходы 3438,5 2 68,77

     Среднее арифметическое графы 4:

     (22.65+41,04+91,7+47,6+68,77)/5=45,015

     Наименьшее  значение отличается от среднего на:

     (45,015-22,65)/45,015*100% = 49,68%.

     Наибольшее  значение отличается от среднего на:

     (91,7-45,015) / 45,015* 100% = 103,709874%.

     Поскольку и в том, и в другом случае отклонение наибольшего и наименьшего показателей  от среднего является значительным, отбрасываются значения 22,65тыс. руб. и 91,7тыс. руб., и они не используются при дальнейшем усреднении. Новая средняя величина равна:

     (41,04+47,6+68,77) / 3 = 52.47тыс. руб.

     Полученная  величина округляется до 52 тыс. руб. Различие до и после округления составляет:

     (52.47-52) /52,47* 100% = 0,8957%.

     Следовательно, в качестве значения уровня существенности принимается 52 тыс. руб.

     При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее:

  1. Все учитываемые операции действительно имели место.
  2. Хозяйственные операции были соответственным образом разрешены.
  3. Совершенные операции учитываются и отражаются в учете должным образом.
  4. Операции правильно разнесены по счетам.
  5. Операции регистрируются своевременно.
  6. Операции должным образом отражены в учетных регистрах и правильно перенесены в Главную книгу.
  7. Бухгалтерская отчетность заполнена соответствующим образом.

     Исходя  из этого и анализируя особенности  функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой  действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету 70%.

     При общем знакомстве с системой внутреннего  контроля предприятия не было выявлено практически никаких средств контроля, также отсутствует схема документооборота, объем хозяйственных операций достаточно невелик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как низкая. Следовательно, ей соответствует высокий риск, равный 85%.

     Риск  аудита принимается равным 7%, т.к. именно эта величина является наиболее часто  употребляемой при аудите операций по приобретению и реализации товаров  в розничной торговле.

     Риск  необнаружения равен:

     7% / (70% * 85%) = 12%.

Программа аудиторской проверки представлена в таблице 5.

 

Таблица 5. Программа аудиторской проверки

п/п

Перечень процедур Источники информации Применяемые приемы Период проведения
1 Проверка правильности оформления договоров на приобретение товаров договоры Проверка документации 11.02.04
2 Проверка законности операций связанных с поступлением товаров Законы, инструкции, постановления Подтверждение, проверка, документации 11.02.04
3 Проверка правильности оформления учетных документов Первичная документация, Книга покупок, регистры учета Проверка документации 18.02.04
4 Встречная сверка учетных документов Первичная документация, Книга покупок, регистры учета, Главная  книга, баланс Сверка учетных  данных 18.02.04
5 Проверка правильности переоценки товаров Письмо-акт Проверка письма-акта 25.02.04
6 Проверка правильности документального оформления недостач Акты на недостачу Проверка актов 03.03.04
7 Проверка отражения  недостач в учете Регистры бухгалтерского учета Проверка регистров  бухгалтерского учета 10.03.04
8 Проверка полноты  оприходования поступивших товаров Платежно-расчетные  документы Анализ платежно-расчетных  документов 17.03.04
9 Проверка наличия  и правильность оформления договоров  на продажу товаров Договоры Проверка документации 24.03.04
10 Проверка законности операций связанных с реализацией  товаров Законы, инструкции, постановления Подтверждение, проверка документации 24.03.04
11 Правильность  оформления учетных документов Книга продаж, регистры учета, Главная книга Проверка документов 31.03.04
12 Правильность  оценки списываемых товаров Расчеты бухгалтера Сверка с  собственными расчетами 07.04.04
13 Правильность  списания товаров с материально-ответственных  лиц Товарные отчеты, регистры аналитического учета Проверка документации 14.04.04
14 Проверка правильности отнесения реализации к отчетному  периоду, в котором произошла  передача права собственности на товар Договоры, ведомость  учета продаж, транспортные документы Проверка документации 21.04.04
15 Сверка итоговых оборотов по продаже в журнале по счету 90 «Продажи» с данными Главной книги по этому счету Журнал-ордер  по счету 90, Главная книга Аналитические процедуры, сверка арифметических расчетов 28.04.04
16 Сверка итоговых оборотов и не закрытых дебетовых  позиций по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и их итога в ведомости по учету продаж с данными Главной книги Ведомость учета  продаж, Главная книга Аналитические процедуры, сверка арифметических расчетов 5.05.04
17 Обзор списка дебиторов  на конец года, сверка и подтверждение сальдо по основным покупателям Годовой бухгалтерский  отчет Подтверждение 12.05.04

2.3 Проведение аудиторской  проверки операций  по приобретению  товаров

 

      Аудиторская проверка товарных операций начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета, занимающегося учетом операций связанных с поступлением и оприходованием товаров. На этом этапе устанавливается, кто ведет бухгалтерский учет по движению ценностей (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кому подотчетен данный бухгалтер; кто его проверяет по исполняемой работе; наличие плана-схемы документооборота и альбома с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов; обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем по поступлению и оприходованию товаров на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование); соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации товаров и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в правильности оформления договоров о материальной ответственности с кладовщиками и другими ответственными лицами, которым переданы в подотчет ценности, наличие журналов регистрации документов (журнал регистрации счетов-фактур), приказов о постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

      В результате проведения данного этапа  аудиторской проверки были выявлены помарки в заполнении первичных документов, которые не повлияли на правильность и правомерность составленных документов (приложение №3).

      Сохранность товаров зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства в данной организации. Выясняется число и размещение складских помещений, условия хранения ценностей, обеспечение весоизмерительными приборами.

      Проверка  состояния складского хозяйства  показала достаточно хорошую организованность данного отдела предприятия.

      Следующим этапом проверки является инвентаризация товаров.

      До  начала инвентаризации необходимо составить  перечень подлежащих инвентаризации ценностей  и договориться с руководителем  проверяемой организации о создании комиссии.

      Руководитель  создает соответствующее распоряжение (приказ). В состав инвентаризационной комиссии, кроме материально-ответственного лица, включают представителей руководства предприятия, а также соответствующих специалистов и работников бухгалтерии. Присутствие при инвентаризации материально-ответственного лица обязательно.

Информация о работе Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле на примере ООО «Виктор»