Аудит налога на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Вследствие этого ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.
Актуальность данной темы заключается в том, что ни одно государство не может обойтись без налогов и потому налоги являются тем фоном, на котором происходят все экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направив их на выполнение функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
В условиях рыночной экономики налоги – один из тех не многих остающихся в руках государства рычагов, с помощью которого оно сможет вмешиваться в процессы, происходящие в обществе, экономике, и влиять на них.
Целью курсовой работы является проведение аудита расчетов с бюджетом по НДС конкретного предприятия - подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по НДС, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая по аудиту.docx

— 74.93 Кб (Скачать)

    Введение 

    Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для  расчета налогов. Вследствие этого  ошибки в его расчете можно  встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым  в ходе аудиторской проверки   обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что ни одно государство не может обойтись без налогов и потому налоги являются тем фоном, на котором происходят все экономические и политические процессы  в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направив их на выполнение функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

     В условиях рыночной экономики налоги – один из тех не многих остающихся в руках государства рычагов, с помощью которого оно сможет вмешиваться в процессы, происходящие в обществе, экономике, и влиять на них.

     Налоговые проблемы в переходный период в Российской Федерации являются чрезвычайно  острыми и сложными.

     В любой стране налоги – это компромисс между государством и налогоплательщиками, между интересами общими и частными, между перспективами и текущими целями. Поэтому налоги являются объектом пристального внимания общественности, объективной и субъективной критики. С введением в действие Налогового Кодекса РФ изменяется порядок исчисления налогов. Вместе с тем, несмотря на огромное количество поправок, внесённых в  законодательные акты, объём вопросов по исчислению и уплате налогов не уменьшается. Более того, каждое изменение  и дополнение приводит к появлению  новых проблем. Множественность  налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов, делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков.

     Целью курсовой работы является проведение аудита расчетов с бюджетом по НДС конкретного предприятия - подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по НДС, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.

     Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть процесс подготовки к проведению аудита в ГУП «Редакция газеты «Оренбуржье»;
  2. рассмотреть порядок планирования аудиторской проверки;
  3. рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств;
  4. рассмотреть порядок составления аудиторского заключения в ГУП «Редакция газеты «Оренбуржье».

     Метод исследования - сбор, обобщение, систематизация, анализ информации, формализованное представление.

     Теоретическая и практическая информационная база исследования - работы отечественных авторов по теме исследования, учебные пособия, Учредительный договор, Устав предприятия, финансовая, бухгалтерская и статистическая отчетность, служебная документация предприятия.

     Предметом исследования является бухгалтерский учет, используемый для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия, производственной и непроизводственной сферы.

     Объектом исследования курсовой работы является Государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Редакция газеты «Оренбуржье».

     Для достижения поставленной цели и задач  целесообразной будет следующая  структура курсовой работы: введение, две главы и заключение.

     В первом разделе курсовой работы освещены цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС, нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС.

       Во втором разделе дана краткая  организационно-экономическая характеристика  исследуемой организации и проанализировано  финансовое положение ГУП «Редакция  газеты «Оренбуржье», а так же  проводится разработка плана аудиторской проверки расчетов по НДС, выдвигаются предложения по разработке программы аудита расчетов по НДС.

     Курсовая  работа основана на нормативных документах, трудах отечественных и зарубежных экономистов по исследуемому вопросу, данных внутренней и внешней отчетности, документах синтетического и аналитического учета ГУП «Редакция газеты «Оренбуржье» за 2008-2010 гг. 

 

     

1. Сущность и нормативное  правовое регулирование  аудита расчетов  с бюджетом по  НДС.

    
1.1. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС.
 

       Целью проведения аудита расчетов  с бюджетом по НДС является  проверка достоверности, то есть  точности расчета налога на  добавленную стоимость и своевременности  его уплаты в бюджет.

   Необходимо  отметить, что в целях получения  достоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательно  проанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговых  льгот и правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность  сдачи деклараций, а также своевременность  уплаты налога.

          Для того, чтобы проверить статус  налогоплательщика аудитору следует  проанализировать объем выручки  от реализации товаров (работ,  услуг) организации. Если  за  три последовательных календарных  месяца величина выручки от  реализации (без учета НДС и  налога с продаж) не превысила  в совокупности 2 млн. руб., то организации имеют право на освобождение от обязанности плательщика НДС (ст.145 п.1 НК РФ). Если результаты проверки показывают, что организация имеет основания получить такое освобождение, то это должно быть зафиксировано в письменном отчете аудитора.

    Необходимо, кроме того, проверить были ли у  проверяемой организации следующие  операции:

  • приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих в Российской Федерации на учете в налоговых органах;
  • аренда федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества у органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • реализация на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

    Дело  в том, что по каждой из следующих  операций организация в проверяемом  периоде должна была выступать в  качестве налогового агента (ст.161 п.2 НК РФ), то есть она была обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС за контрагентов-налогоплательщиков. Следовательно, аудитору стоит убедиться, сделала ли это организация, а также проверить, правильно ли исчислена налоговая база и своевременно ли перечислен налог в бюджет.

    При проверке статуса налогоплательщика  программой аудита должны быть предусмотрены  такие аудиторские процедуры, как  сравнение данных об объеме выручки  по месяцам отчетного периода, сопоставление  фактических данных с требованиями НК РФ, выявление по данным аналитического бухгалтерского учета нетипичных операций, связанных с повышенным риском искажения  данных о начисленном и уплаченном НДС.

       Важным также при проведении  аудиторской проверки является  анализ возможности применения  налоговых льгот. Главным здесь  является необходимость выявить,  имеет ли основания организация  воспользоваться льготами по  НДС, поименованными в ст.149 НК  РФ, и тем самым уменьшить налоговые  платежи в бюджет. Если в ходе  аудиторской проверки выяснится,  что определенные операции могут  не облагаться НДС (в соответствии  с нормами ст.170 НК РФ), то этот факт следует зафиксировать в письменном отчете аудитора.

      В том случае, если организация пользуется льготами, то аудитору целесообразно проверить, ведет ли она раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций (согласно ст.170 НК РФ). Кроме того, аудитору стоит обратить внимание на то, что иногда организации, выступающие в роли посредников и реализующие не облагаемые НДС товары по посредническим договорам (агентским договорам, договорам комиссии, договорам поручения), не платят НДС со своего вознаграждения, мотивируя это тем, что реализация данных товаров не облагается НДС (в соответствии со ст.170 НК РФ). Однако такая позиция не соответствует нормам законодательства, так как льготы по НДС распространяются только на налогоплательщиков, которые являются собственниками льготируемых товаров, на посредников эти льготы не распространяются (п. 4 ст.170 НК РФ).

    Следует также проверить факт наличия  или отсутствия у организации  лицензии на льготируемые виды деятельности. На основании п.4 ст.170 НК РФ операции, перечисленные в этой статье, не подлежат налогообложению только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих данные операции, соответствующих лицензий согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Таким образом, без лицензии на льготируемые виды деятельности организация не имеет права пользоваться льготами.

          При проверке объекта налогообложения  аудитор должен выявить ошибки, связанные с тем, что организация  иногда ошибочно не начисляет  НДС либо, наоборот, начисляет налог.  Выявление вышеуказанных ошибок  при проверке объекта налогообложения  может осуществляться путем просмотра  данных аналитического бухгалтерского  учета по движению товарно-материальных  ценностей; ознакомления с содержанием  отдельных договоров, в том  числе договоров дарения, безвозмездной  передачи, актов выполненных строительно-монтажных  работ, учредительных договоров  и т.п. Например, иногда совершаются  следующие ошибки:

  • не начисляется НДС при передаче товаров (работ, услуг) при сделках на безвозмездной основе;
  • ошибочно начисляется НДС при передаче товаров из одного структурного подразделения организации в другое;
  • не начисляется НДС по продукции, работам, услугам выполненным для собственных нужд в части затрат, которые не принимаются к вычету (в том числе через  амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль  организаций;
  • не начисляется НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозспособом;
  • ошибочно не начисляется НДС или наоборот начисляется по операциям, которые входят либо не входят в перечень операций не входящих в объект налогообложения НДС (ст.ст.146 и 39 НК РФ), в частности: передача имущества организации - правопреемнику при реорганизации; передача имущества в уставный капитал по договору простого товарищества; передача объектов социально - культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти или органам местного самоуправления;
  • передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти или органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

    Кроме того, аудитору следует  обратить внимание на посреднические  операции. При осуществлении таких  операций на основе договоров  поручения, комиссии или агентских  договоров организации-посредники  нередко допускают ошибку, включая  в налоговую базу по НДС  все суммы, полученные соответственно  от доверителя, комитента, принципала  или покупателей. Аудитору нужно  учитывать, что налоговая база  по НДС у них формируется  только в сумме посреднического  вознаграждения. Все прочие суммы  в налоговую базу не включаются  и НДС не облагаются (ст.153 НК РФ).

    Необходимо  аудитору проверить цены, исходя из которых определяется налоговая  база по НДС при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для  собственных нужд. При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для  собственных нужд, расходы на которые  не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен  реализации идентичных товаров, аналогичных  работ, услуг (ст.159 п.1 НК РФ). Если такие цены отсутствуют, то налоговая база исчисляется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС. Понятие рыночной цены дается в ст.40 п.3 НК РФ. Ею признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Информация о работе Аудит налога на добавленную стоимость