Аудит малых предприятий

Автор: d****************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение аудита малых предприятий. Задачи курсовой работы:

· рассмотрение понятия субъектов малого предпринимательства;

· исследование особенностей аудита малых предприятий;

· изучение международных стандартов аудита малых предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности аудита субъектов малого предпринимательства

1.1. Понятие малых предприятий……………………………4

1.2. Особенности аудита малых предприятий………………6

Глава 2. Формирование информационного массива при аудите субъектов малого предпринимательства

2.1. Определение информационной базы при аудите малого предприятия………………………………………………………….21

2.2. Оценка аудитором информационного массива малого предприятия………………………………………………………….21

Глава 3. Методическая база для аудита предприятий малого бизнеса

3.1. Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия малого бизнеса……………………………………26

3.2. Особенности планирования аудита предприятия малого бизнеса…………………………………………………………………………29

3.3. Особенности получения аудиторских доказательств при аудите предприятия малого бизнеса……………………………………31

Заключение……………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсач по аудиту.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

     1) ограничены или отсутствуют разделения  полномочий сотрудников,

     отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

     2) преобладающее влияние владельца  и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности предприятия малого бизнеса

     Поэтому для целей Правила (стандарта) аудиторской  деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" и при планировании соответствующих  аудиторских процедур аудиторским  организациям и индивидуальным аудиторам  следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь  соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями  организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких  экономических субъектов, а не только простыми критериями отнесения организации  к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.

     Во  время аудита предприятия малого бизнеса особое внимание необходимо уделить следующим факторам риска:

     1) учетные записи могут вестись  нерегулярно, без последовательного  соблюдения формальных требований, могут не отражать реального  положения дел, что повышает  риск искажений бухгалтерской  (финансовой) отчетности;

     2) руководители предприятия малого  бизнеса могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего  выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация или  индивидуальный аудитор дополнительно  окажет услуги по восстановлению  учета, исправлению допущенных  ошибок, подготовке бухгалтерской  отчетности;

     3) на предприятии малого бизнеса  вследствие меньшего, чем в иных  экономических субъектах, количества  учетных работников по объективным  причинам невозможно обеспечить  надлежащее разделение их ответственности  и полномочий;

     4) в условиях предприятия малого  бизнеса возможна ситуация, когда  сотрудники, ведущие бухгалтерский  учет, одновременно имеют доступ  к таким активам экономического  субъекта, которые легко могут  быть сокрыты, изъяты или реализованы,  что может способствовать возникновению  злоупотреблений;

     5) если предприятие малого бизнеса  осуществляет большое количество  операций за наличные деньги  возможна ситуация, когда выручка  не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований  налогового законодательства), а  расходы - завышаются (с целью  провести как производственные  затраты средства, направленные  на личное потребление руководящих  работников);

     6) в условиях предприятия малого  бизнеса при ограниченном числе  сотрудников, ведущих бухгалтерский  учет, затруднены или невозможны  регулярные взаимные сверки учетных  данных, что повышает риск возникновения  ошибок и искажений бухгалтерской  отчетности.

     Рассмотрим  указанные особенности аудита предприятий  малого бизнеса подробнее.

     На  предприятиях малого бизнеса дополнительный риск средств контроля возникает  в области использования систем компьютерной обработки данных: если на предприятии малого бизнеса используется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных  работников, появляется возможность  вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом  менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

     Кроме того, фактор преобладающего влияния  владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности предприятия малого бизнеса может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого предприятия:

     1) положительное воздействие - персональный  контроль руководителя может  способствовать повышению надежности  учета предприятия в ситуации, когда альтернативные средства  внутреннего контроля по объективным  причинам затруднены или невозможны.

     2) отрицательное воздействие - преобладающее  влияние руководителя может способствовать  нарушению общеустановленных контрольных  процедур, повышать риск нарушения  законодательства, способствовать  появлению преднамеренных существенных  искажений бухгалтерской отчетности.

     Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и  системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, в условиях предприятия малого бизнеса такое  документирование может проводиться  в упрощенном виде по сравнению с  документированием иных экономических  субъектов. 

     3.2  Особенности планирования аудита предприятия малого бизнеса

     Уже на стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации  следует ознакомиться с системами  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля предприятия малого бизнеса. В случае, если из-за недостатков этих систем получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным предприятием. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным предприятием либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

     Перед началом аудита предприятия малого бизнеса особенно важным является согласовать  в договоре или письме-обязательстве  условия проведения аудита, права  и обязанности аудиторской организации  и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских  организаций и проверяемых экономических  субъектов", "Письмо-обязательство  аудиторской организации о согласии на проведение аудита" и "Порядок  заключения договоров на оказание аудиторских  услуг". Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п.п.6.1 и 6.2 правила (стандарта) "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

     Как и в случае аудита любых экономических  субъектов, в ходе аудита предприятия  малого бизнеса следует тщательно  планировать работу, анализировать  специфику деятельности данного  субъекта, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Сотрудникам аудиторской организации  необходимо оценить, позволяют ли системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля собрать аудиторские доказательства, необходимые для подготовки мнения аудитора.

     В соответствии с ранее изложенными  причинами, в ходе планирования аудита предприятия малого бизнеса рекомендуется  исходить из оценки надежности средств  внутреннего контроля как "низкой", если нет явных доказательств противоположного. Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства внутреннего контроля подлежащего проверке предприятия малого бизнеса, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу.

     На  основе оценки внутрихозяйственного риска  и риска средств контроля аудиторская  организация определяет допустимый риск необнаружения. Для предприятия малого бизнеса значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации, рекомендуется планировать необходимое увеличение объема аудиторских выборок. 

     3.3  Особенности получения аудиторских доказательств при аудите предприятия малого бизнеса

     С учетом особенностей аудиторского риска  на предприятиях малого бизнеса аудиторской  организации следует исходить из того, что ее мнение о степени  достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми  при проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" и "Аналитические процедуры".

     В соответствии с ранее изложенными  причинами, в ходе аудита предприятия  малого бизнеса следует уделять  большое внимание получению официальных  письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили  бы понимание своей ответственности  за организацию надлежащего ведения  бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской  отчетности, а также в необходимых  случаях привели бы свои аргументы  и высказали бы аудиторской организации  свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта". Надо учесть, что письменные разъяснения, предоставляемые руководством предприятия малого бизнеса, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.

     В ходе сбора и оценки информации о  малом экономическом субъекте аудиторской  организации необходимо учитывать  специфику нормативной базы таких  субъектов:

     1) упрощенный порядок регистрации,  лицензирования и сертификации  деятельности предприятия малого  бизнеса;

     2) упрощенный порядок представления  государственной статистической  и бухгалтерской отчетности предприятия  малого бизнеса;

     3) допустимость использования (при  соблюдении необходимых условий)  предприятиями малого бизнеса  самостоятельно разработанных форм  для документирования хозяйственных  операций и представления форм  бухгалтерской отчетности на  бланках, изготовленных самостоятельно;

     4) меры государственной поддержки  субъектов малого предпринимательства,  влияющие на их финансово-хозяйственную  деятельность; аудит предприятие малый бизнес

     5) влияние особенностей регионального  и местного законодательства  на функционирование предприятия  малого бизнеса.

     При получении аудиторских доказательств в ходе аудита предприятия малого бизнеса, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, аудиторской организации, в частности, следует рассмотреть:

     1) обоснованность применения предприятием  малого бизнеса упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности, исходя из нормативных критериев,  по которым предприятия малого  бизнеса подпадают под действие  такой системы;

     2) соблюдение предприятием малого  бизнеса порядка отражения хозяйственных  операций в книге учета доходов  и расходов;

     3) правильность исчисления валовой  выручки или совокупного дохода  предприятия малого бизнеса (исходя  из соответствующего перечня  расходов).

     Использование компьютеров при аудиторской  проверке предприятия малого бизнеса (в случае, когда такое использование  имеет место) должно производиться  в соответствии с разделом 8 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Проведение аудита с помощью  компьютеров".

Информация о работе Аудит малых предприятий