Аудит малых предприятий

Автор: d****************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение аудита малых предприятий. Задачи курсовой работы:

· рассмотрение понятия субъектов малого предпринимательства;

· исследование особенностей аудита малых предприятий;

· изучение международных стандартов аудита малых предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности аудита субъектов малого предпринимательства

1.1. Понятие малых предприятий……………………………4

1.2. Особенности аудита малых предприятий………………6

Глава 2. Формирование информационного массива при аудите субъектов малого предпринимательства

2.1. Определение информационной базы при аудите малого предприятия………………………………………………………….21

2.2. Оценка аудитором информационного массива малого предприятия………………………………………………………….21

Глава 3. Методическая база для аудита предприятий малого бизнеса

3.1. Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия малого бизнеса……………………………………26

3.2. Особенности планирования аудита предприятия малого бизнеса…………………………………………………………………………29

3.3. Особенности получения аудиторских доказательств при аудите предприятия малого бизнеса……………………………………31

Заключение……………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсач по аудиту.docx

— 63.37 Кб (Скачать)

         МCA 570 «Непрерывность деятельности». Аудитор обязан учитывать риск того, что допущение о непрерывности деятельности предприятия может оказаться неуместным. Среди факторов риска, имеющих самое непосредственное отношение к малым предприятиям, следует отметить риск прекращения поддержки со стороны банков и других кредиторов, риск потери крупного клиента или основного сотрудника, а также риск потери права осуществлять деятельность в рамках лицен­зии, франшизы или другого юридического соглашения. Аудитор должен обсудить с собственником-менеджером вопрос о непрерывности деятельности предприятия и, в частности, о среднесрочном и долгосрочном финансировании.

         МСА 580 «Заявления руководства». С учетом специфики конкретного малого предприятия  аудитор может посчитать целесообразным получить письменные заявления собственника-менеджера в отношении полноты и достоверности информации в бухгалтерском учете и финансовой отчетности (например, об отражении всех доходов в бухгалтерском учете). Такие заявления сами по себе не являются достаточными аудиторскими доказательствами. Аудитор сопоставляет эти заявления с результатами других уместных аудиторских процедур, своим знанием бизнеса клиента и его собственника-менеджера, а также определяет возможность получения других аудиторских доказательств. Заявления в письменном виде, представленные собственником-менеджером, позволяют избежать возможного недопонимания между ним и аудитором.

         МСА 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности». Если аудитор  не может разработать или осуществить  процедуры для получения достаточных  и уместных аудиторских доказательств  в отношении полноты данных бухгалтерского учета, такая ситуация может рассматриваться  как ограничение объема работы аудитора. Ограничение объема аудита приводит к выражению условно положительного мнения, а в тех случаях, когда  возможные последствия ограничения  объема работы настолько значительны, что аудитор не может составить  мнение о финансовой отчетности,— к отказу от выражения мнения.

         МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность». Аудитор должен ознакомиться с прочей информацией для выявления существенных несоответствий с проверенной финансовой отчетностью. Примерами «прочей информации», представляемой совместно с финансовой отчетностью малого предприятия, являются детализированный отчет о доходах и расходах, часто прилагаемый к проверенной аудитором финансовой отчетности для целей налогообложения, и отчет руководства.

         ПМАП 1005 завершается разделом «Оказание  услуг в области бухгалтерского учета проверяемому малому предприятию», который применяется в тех  странах, где согласно законодательству аудитор имеет право оказывать  своим клиентам услуги в области  бухгалтерского учета, например, содействовать  в ведении бухгалтерского учета, консультировать по вопросам выбора и применения учетной политики, помо­гать в подготовке финансовой отчетности.

         В разделе «Комментарии в отношении  применения Международных стандартов аудита в случаях, когда аудитор  оказывает малому предприятию услуги в области бухгалтерского учета» указано на необходимость учета дополнительных аспектов при применении таких международных стандартов аудита, как «Условия аудиторских заданий», «Документирование», «Мошенничество и ошибка», «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности», «Планирование», «Оценка рисков и внутренний контроль», «Аудиторские доказательства», «Аналитические процедуры», «Аудит оценочных значений», «Связанные стороны», «Непрерывность деятельности», «Заявления руководства».

         На  основе данного ПМАП разработано  ПСАД «Особенности аудита малых экономических  субъектов», в котором описываются  особенности действий аудиторской  организации или аудитора, работающего  самостоятельно в качестве индивидуального  предпринимателя, в случае аудита малого экономического субъекта. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 2. Формирование информационного массива при аудите субъектов малого предпринимательства

         2.1.  Определение информационной  базы при аудите  малого предприятия

         Возможность проведения финансового анализа  или исследования по отдельному его  объекту  предполагает наличие информационной базы , в качестве которой в России традиционно выступает система бухгалтерского  учета и отчетности. Если в роли клиента выступает индивидуальный предприниматель или малое предприятие, применяющее специальный режим налогообложения, то такая информационная база отсутствует, поскольку, как известно, индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерский учет и не составляют финансовую отчетность, а малые предприятия, работающие в условиях упрощенной системы налогообложения имеют право формировать только регистры  налогового учета.

         У аудитора возникает настоятельная  потребность формирования информационного  массива для анализа на основе данных, представленных в первичных  учетных документах. Формированию подлежат, прежде всего, данные, которые отражаются в основных формах финансовой отчетности  - бухгалтерском балансе (ф. №1)  и  отчете о прибылях и убытках (ф. №2). У таких хозяйствующих субъектов  возникают расхождения по всем показателям, сформированным для целей представления  налоговой отчетности и необходимым  для выполнения процедур финансового  анализа.

         2.2. Оценка аудитором  информационного  массива малого  предприятия

           Оборот капитала (выручка от продаж) подлежит определению по данным первичных учетных документов об отгрузке продукции (оказании услуг, выполнении работ). Выручка определяется не кассовым методом, а методом начисления, поэтому необходимо проанализировать все документы, связанные с переходом права собственности от аудируемого клиента к его котрагенту-покупателю.

         Более сложные процедуры применяются  при проверке формирования затрат  хозяйствующего субъекта и себестоимости  реализованной им продукции. Расходы  на оплату труда и социальные платежи  могут быть непосредственно отнесены на себестоимость реализованной  продукции, если клиент не занимался  в течение аудируемого периода никакими иными видами деятельности. Если в отчетном периоде имела место не только основная (эксплуатационная) деятельность, то расходы подлежат распределению по центрам затрат , при этом за базу для распределения целесообразно принять выручку от продаж , величину капитальных затрат  и фактически произведенные расходы, источником покрытия которых выступает свободный остаток прибыли. Косвенные расходы и в первую очередь расходы по содержанию аппарата  управления малым предприятием могут быть распределены по тем же центрам затрат (расходов).

         Поскольку остаток денежных средств в кассе  и на счетах в банке является реальной и жестко контролируемой величиной , аудитор должен проверить приток и отток денежных средств. С позиции формирования информационного массива затрат и расходов особый интерес представляет отток денежных потоков. Первоначально предлагается распределение оттока денежных средств по прямым видам деятельности – основной, инвестиционной и финансовой. Если после такого распределения еще остается величина оттока денежных средств , то его предлагается трактовать как косвенный отток. Косвенный отток подлежит отражению и включению в состав затрат текущего отчетного периода, но нуждается в перераспределении между себестоимостью реализованной продукции (товара, работ, услуг), управленческими и коммерческими расходами. В качестве базы для распределения предлагается использование первоначальных затрат данного порядка. Такие относительно несложные расчетно – аналитические процедуры позволяют сформировать информационный массив, представленный в форме №2.

         Отправной точкой расчетно – аналитических  процедур формирования бухгалтерского баланса должен послужить баланс года, предшествующего переходу субъекта на специальный режим налогообложения. По данным этого баланса представляется возможность зафиксировать информационный массив о размере уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда), сформированных резервах и фондах.

         По  данным формы № 2 за каждый год, начиная  с года перехода на специальный режим  и заканчивая годом оказания аудиторской  услуги, представляется возможным определить свободный остаток нераспределенной прибыли. В любом случае происходит лишь перераспределение элементов, формирующих собственный капитал, и некоторые отклонения в величинах  данных показателей не создадут каких  – либо проблем для аудитора при  проверке правильности аналитических  расчетов и подготовке последующих  выводов, на которых будут строиться  принципалами (учредителями) управленческие решения.

         Дебиторская и кредиторская задолженности подлежат инвентаризации в формате показателей  формы № 1 и не потребуют от аудитора значительной трудоемкости в расчетах.

         Запасы  и затраты ( стр. 210 баланса) без расшифровки по составным элементам (затраты в незавершенном производстве, себестоимость готовой продукции, на которую у покупателя  не возникло право собственности) представляется возможным сформировать расчетным путем, используя следующий алгоритм:

         данные  по стр. 210 годового баланса, предшествующего  переходу на специальный режим налогообложения  + расходы,  признанные себестоимостью реализованной продукции (по методике, предложенной для формирования отчета о прибылях и убытках).

         Для восстановления остаточной стоимости  основных средств необходимо проанализировать их движение  ( поступление и списание), начислить сумму амортизации способом, используемым хозяйствующим субъектом до перехода на специальный режим налогообложения ( в соответствии с ПБУ 6/01 и способом, закрепленным в учетной политике организации.

         В результате таких расчетно-аналитических  процедур представляется возможным  расчет показателей форм №1 и №2 финансовой отчетности для оценки непрерывной  деятельности (возможности аудируемого  субъекта продолжить свою  деятельность в течение 12 месяцев, следующих после проверки), компилирования финансовой информации и оказания иных услуг, сопутствующих аудиту.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 3. Методическая база для аудита предприятий малого бизнеса 

     Основным  методическим документом для проведения аудита предприятий малого бизнеса  Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических  субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1).

     Согласно  постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

     Целью указанного Правила (стандарта) является описание особенностей действий аудиторской  фирмы или аудитора, работающего  самостоятельно в качестве индивидуального  предпринимателя, в случае аудита предприятия  малого бизнеса.

     Задачами  указанного Правила (стандарта) являются:

     1) описание особенностей систем  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля предприятия малого  бизнеса, оказывающих влияние  на проведение аудита таких  субъектов;

     2) формулировка требований, которые  следует выполнять при планировании аудита предприятия малого бизнеса;

     3) указание на особенности порядка  получения аудиторских доказательств  в ходе аудита предприятия  малого бизнеса.

     Требования  данного Правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских  организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер. Кроме того, требования данного Правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги. 

         3.1. Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия малого бизнеса

     В ходе аудита предприятия малого бизнеса  аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует применять  правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем  для предприятия малого бизнеса  характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких  субъектов. Данные особенности, как  правило, вызваны следующими факторами:

Информация о работе Аудит малых предприятий