Аудит эффективности использования нематериальных активов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение аудиторской проверки нематериальных активов с обеспечением заказчика материалами по выявлению не только учетных проблем, но и анализа перспективы работы с НМА, которые могут иметь отражение в финансовом положении организации в будущем.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НОРМАТИВНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВАМ 5
2. АЛГОРИТМ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 7
2.1. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ СОСТАВА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 7
2.2. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 8
2.3. ПРОВЕРКА ПРИНЯТИЯ К УЧЕТУ И ПРАВИЛЬНОСТИ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 11
3. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ 13
3.1. МЕСТО, ПОДХОДЫ И ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 14
3.2. ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая Аудит.doc

— 456.00 Кб (Скачать)

    Как видно из табл. 3.2.6, показатели эффективности использования НМА в отчетном периоде по сравнению с предшествующим периодом ухудшились. Доходность НМА снизилась почти на 10%. Основными факторами роста доходности являются увеличение фондоотдачи НМА и повышение рентабельности продаж. Ситуация с ОАО «АвтоВАЗ» свидетельствует, что при значительном росте фондоотдачи НМА рентабельность продаж падает, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности продукции.

    Количественное  влияние этих факторов может быть определено методом цепных подстановок или любым другим известным методом факторного анализа.

    Доходность  нематериальных активов оценивается  по общепринятой формуле доходности капитала:

           (3.2.3)

    где R - доходность (рентабельность) нематериальных активов;

    P - прибыль от реализации;

    VB - средняя за период стоимость  нематериальных активов.

    С помощью методов факторного моделирования  можно преобразовать исходную формулу  доходности нематериальных активов  в следующий вид:

   - рентабельность продаж;

  - фондоотдача нематериальных активов за период,

    где N - объем продаж (выручка от реализации продукции, работ, услуг).

    Таким образом, доходность НМА может быть повышена за счет увеличения их фондоотдачи и повышения рентабельности продаж.

    Нематериальные  активы, призванные повышать эффективность  производства, могут влиять на эффективность  управления через расширение сегмента рынка и приносить прибыль  организации не будучи использованными (или частично использованными) в собственном производстве.

    Если  ранее были использованы данные отчетности предприятия, то в данном контексте  будем говорить о тех позициях, которые скрыты от глаз заинтересованных лиц.

    Нематериальные  активы отражаются в балансе предприятия по остаточной стоимости после амортизации и по правилам учета до конца срока полезного использования, определенного этими правилами, могут вообще отражаться в символическом эквиваленте, равном 1 руб. Приложения к годовой отчетности по доброй воле исполнителя могут содержать указания по составу и степени использования НМА, но могут и не раскрывать их. А эти раскрытия очень важны для инвесторов. Ранее, приводя пример планомерной политики увеличения объектов НМА в составе имущества ОАО «Газпром», мы не касались вопроса степени их использования в собственном производстве. Согласно представляемых разъяснений к традиционной отчетности объекты интеллектуальной (промышленной) собственности насчитывают более 170 единиц. Средний срок использования по информации к отчетности составляет 5 - 7 лет.

    Однако  международная практика использования  НМА показывает, что наибольший экономический  эффект организация получает в период между третьим и пятым годами использования объектов НМА. Современные  технологии развиваются настолько же стремительно, как и устаревают. Особенно наглядно этот скоротечный процесс наблюдается в компьютерных технологиях. Поэтому в ходе проверки эффективности использования НМА важно определить возможность получения экономического эффекта от них вне использования на материнском предприятии. В современных исследованиях уделяется много внимания вопросу определения количества нематериальных активов в имущественном комплексе предприятия. Самые логичные подходы представлены в так называемых моделях равновесия [  ], которые определяют потребности фирмы в объектах НМА от ее рыночного позиционирования, т.е. от рейтингового положения. Отсюда в рассмотрении вопроса об эффективности использования объектов интеллектуальной промышленной собственности аудитору при изучении бизнеса клиента необходимо получить информацию о его отраслевом рыночном рейтинге, что поможет определить трансакционные перспективы - расширение бизнеса на основе франшизы (коммерческой концессии).

    Коммерческую  концессию (франшизу) в управленческой практике можно рассматривать как способ расширения бизнеса. На основании договора о коммерческой концессии правообладатель передает пользователю на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, за определенное вознаграждение (роялти). Вместе передается право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и пр.

    Договором о коммерческой концессии определяется переадресовка комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого  опыта правообладателя при установлении объемов использования, территориальных ограничений и указании конкретных видов деятельности [   ].

    Зачастую  правообладатель рассматривает  франшизу как способ расширения бизнеса, т.е. корпоративную трансакцию, имеющую  определенные преимущества перед традиционными  филиалами и дочерними фирмами. По франшизе правообладатель освобождается от ряда рисков, с которыми сопряжены изучение новых условий деятельности и вложения финансовых инвестиций. Это решается передачей прав правообладателю, который знает условия работы своего сегмента рынка и принимает на себя все возможные риски.

    Современное развитие российского рынка свидетельствует  о широком применении трансакционного  подхода со стороны западных фирм: так, 25% торговых фирм, представленных на нашем рынке, используют товарные знаки, полученные по франшизе; все аудиторские фирмы, представляющие так называемую великолепную четверку на нашем рынке, созданы по этому же принципу; все успехи по производству иностранных моделей автомобилей на наших автозаводах в своей основе имеют покупку лицензий на их изготовление. Таким образом, зарубежные компании решают вопрос о получении дополнительной прибыли от НМА, расширяют свое влияние на нашем рынке. Наши компании повышают конкурентные возможности своего производства. Однако есть одна позиция, которая внушает опасения. Традиционно в ходе аудиторских проверок определяются риски непрерывности деятельности клиента. Допустим, автозавод в г. Таганроге, выпускающий корейские автомобили, не сможет продлить имеющуюся лицензию, которая обеспечивает ему право на производство автомобилей «Хондай», составляющих почти всю его продукцию. Возникает прогноз прекращения деятельности и возможная перспектива банкротства с наихудшими перспективами поглощения зарубежной автокомпанией. Прогнозирование подобных явлений, определение стабилизирующих мероприятий и возможностей предотвращения потери самостоятельности для предприятия становятся важной задачей аудита эффективности использования объектов нематериальных активов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В настоящее время аудит эффективности использования НМА является логическим развитием методов аудита в рамках существующей концепции, выраженной в принятых международных и российских стандартах аудиторской деятельности.

    Сущность  аудита эффективности – это проверка экономичности, продуктивности и результативности, с которой проверяемая организация использует НМА при выполнении своих задач и обязательств.

    Аудит эффективности НМА не ограничивается детальной проверкой оборотов и  сальдо по счетам бухгалтерского учета. Для решения задач экономичности, продуктивности и результативности использования этого вида активов в имущественном комплексе организации должен быть расширен ореол получения аудиторских доказательств и максимально расширены подходы к определению правового и функционального использования.

    Нематериальные  активы приобретаются в целях  получения экономического эффекта  от их использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. В большинстве случаев  вложения в нематериальные активы представляют собой вложения в объекты промышленного применения - покупка лицензии на использование технологии изготовления продукции; расходы по оказанию технической помощи и инженерных услуг по проектированию и размещению производственных мощностей, организации управления технологическими процессами, сбыту и обслуживанию лицензированных изделий. Поэтому эффективность этих вложений должна рассматриваться с позиций повышения доходности производства.

    Возможные результаты использования объекта  нематериальных активов:

    - выручка от реализации всей продукции, если ее производство невозможно без данной лицензии;

    - только часть продукции, определяемая  по стоимости узлов и деталей,  изготовленных по новой технологии  и входящих в состав изделия  или реализуемых отдельно;

    - часть выручки от реализации продукции, полученная за счет повышения качества продукции и соответствующей надбавки в цене товара;

    - прирост выручки за счет повышения  конкурентоспособности продукции  и расширения в этой связи  рынков сбыта;

    - экономия капитальных вложений  за счет отказа от проведения собственных исследований и разработок, что ведет к росту фондов накопления;

    - экономия текущих затрат за  счет сокращения длительности  производственного цикла, снижения  норм расхода материальных и  трудовых затрат на производство  продукции.

    Конечный  эффект от использования нематериальных активов выражается в общих результатах  хозяйственной деятельности: в снижении затрат на производство, увеличении объемов  сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния.

    Отличительной чертой аудита эффективности использования  НМА можно считать широкое  использование экспертных оценок. Причины  этого кроются в самом социально-экономическом  характере этого вида активов, в  их влиянии на хозяйственную и  социальную жизнь предприятия. Не случайно именно отражение объектов интеллектуальной промышленной собственности в принятых учетных практиках вызывает критику менеджеров, по мнению которых традиционная бухгалтерская отчетность не дает представления об интеллектуальной ценности предприятия.

    Действительно, многие компоненты интеллектуального капитала, в свою очередь, принципиально не входят в НМА: человеческий капитал с интеллектуальными и деловыми качествами персонала, его квалификация и способность к труду, поскольку неотделимы от своих носителей и без них не могут быть использованы, хотя мы уже доказали, что анализ годовой отчетности за несколько лет может дать информацию о деловой активности компании. Аудит эффективности использования НМА может посредством различных допустимых концептуальных возможностей разрешать возникшие противоречия, что достигается привлечением широкого спектра экспертов из числа оценщиков, патентоведов, специалистов по маркетингу и управлению персоналом и учетом их профессионального мнения при выражении мнения по эффективности контрольной среды предприятия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая.
  3. Федеральный закон от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ (в редакции от 03.11.2006).
  4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
  5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (ред. от 26.03.2007г.).
  6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 3. Планирование аудита / Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (МСА 300).
  7. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 5. Аудиторские доказательства / Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (МСА 500).
  8. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 20. Аналитические процедуры / Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 (МСА 520) .
  9. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами / Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 523 (МСА 120).
  10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные  приказом  Минфина  России  от  31.10.2000 № 94н ( в ред. от 07.05.2003г).
  11. Арабян К. К. Организация и проведение аудиторской проверки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / К.К. Арабян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 447 с.
  12. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: учеб. пособие, М: Магистр, 2009.
  13. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - М.: «Экспертное бюро – М», 2005.
  14. Парушина Н.В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учеб. пособие, М: Форум, 2009.
  15. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: вопросы теории и практики. - Изд-во «Высшая школа», 2005. - 311 с.
  16. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учеб. – 5-е изд.  перераб. и доп., М: ИНФРА – М, 2009.
  17. Шлейников В.И., Мельник М.В., Иванова Е.И. Аудит эффективности в рыночной экономике: Учеб. пособие / Под ред. С.И. Гайдаржи. - Изд-во «КноРус», 2009. - 328 с.
  18. www.company.mts.ru - ОАО «Мобильные телесистемы».
  19. www.baltika.ru - ОАО «Балтика».
  20. www.gazprom.ru - ОАО «Газпром».
  21. www.lada-avto.ru - ОАО «Авто - ВАЗ».
  22. www.rao-ees.ru - РАО «ЕЭС России».
  23. www.svyazinvest.ru - ОАО «Связьинвест».

Информация о работе Аудит эффективности использования нематериальных активов организации