Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение аудиторской проверки нематериальных активов с обеспечением заказчика материалами по выявлению не только учетных проблем, но и анализа перспективы работы с НМА, которые могут иметь отражение в финансовом положении организации в будущем.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НОРМАТИВНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВАМ 5
2. АЛГОРИТМ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 7
2.1. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ СОСТАВА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 7
2.2. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 8
2.3. ПРОВЕРКА ПРИНЯТИЯ К УЧЕТУ И ПРАВИЛЬНОСТИ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 11
3. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ 13
3.1. МЕСТО, ПОДХОДЫ И ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 14
3.2. ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Как видно из табл. 3.2.6, показатели эффективности использования НМА в отчетном периоде по сравнению с предшествующим периодом ухудшились. Доходность НМА снизилась почти на 10%. Основными факторами роста доходности являются увеличение фондоотдачи НМА и повышение рентабельности продаж. Ситуация с ОАО «АвтоВАЗ» свидетельствует, что при значительном росте фондоотдачи НМА рентабельность продаж падает, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности продукции.
Количественное влияние этих факторов может быть определено методом цепных подстановок или любым другим известным методом факторного анализа.
Доходность нематериальных активов оценивается по общепринятой формуле доходности капитала:
где R - доходность (рентабельность) нематериальных активов;
P - прибыль от реализации;
VB - средняя за период стоимость нематериальных активов.
С помощью методов факторного моделирования можно преобразовать исходную формулу доходности нематериальных активов в следующий вид:
где N - объем продаж (выручка от реализации продукции, работ, услуг).
Таким образом, доходность НМА может быть повышена за счет увеличения их фондоотдачи и повышения рентабельности продаж.
Нематериальные активы, призванные повышать эффективность производства, могут влиять на эффективность управления через расширение сегмента рынка и приносить прибыль организации не будучи использованными (или частично использованными) в собственном производстве.
Если ранее были использованы данные отчетности предприятия, то в данном контексте будем говорить о тех позициях, которые скрыты от глаз заинтересованных лиц.
Нематериальные активы отражаются в балансе предприятия по остаточной стоимости после амортизации и по правилам учета до конца срока полезного использования, определенного этими правилами, могут вообще отражаться в символическом эквиваленте, равном 1 руб. Приложения к годовой отчетности по доброй воле исполнителя могут содержать указания по составу и степени использования НМА, но могут и не раскрывать их. А эти раскрытия очень важны для инвесторов. Ранее, приводя пример планомерной политики увеличения объектов НМА в составе имущества ОАО «Газпром», мы не касались вопроса степени их использования в собственном производстве. Согласно представляемых разъяснений к традиционной отчетности объекты интеллектуальной (промышленной) собственности насчитывают более 170 единиц. Средний срок использования по информации к отчетности составляет 5 - 7 лет.
Однако международная практика использования НМА показывает, что наибольший экономический эффект организация получает в период между третьим и пятым годами использования объектов НМА. Современные технологии развиваются настолько же стремительно, как и устаревают. Особенно наглядно этот скоротечный процесс наблюдается в компьютерных технологиях. Поэтому в ходе проверки эффективности использования НМА важно определить возможность получения экономического эффекта от них вне использования на материнском предприятии. В современных исследованиях уделяется много внимания вопросу определения количества нематериальных активов в имущественном комплексе предприятия. Самые логичные подходы представлены в так называемых моделях равновесия [ ], которые определяют потребности фирмы в объектах НМА от ее рыночного позиционирования, т.е. от рейтингового положения. Отсюда в рассмотрении вопроса об эффективности использования объектов интеллектуальной промышленной собственности аудитору при изучении бизнеса клиента необходимо получить информацию о его отраслевом рыночном рейтинге, что поможет определить трансакционные перспективы - расширение бизнеса на основе франшизы (коммерческой концессии).
Коммерческую концессию (франшизу) в управленческой практике можно рассматривать как способ расширения бизнеса. На основании договора о коммерческой концессии правообладатель передает пользователю на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, за определенное вознаграждение (роялти). Вместе передается право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и пр.
Договором
о коммерческой концессии определяется
переадресовка комплекса
Зачастую правообладатель рассматривает франшизу как способ расширения бизнеса, т.е. корпоративную трансакцию, имеющую определенные преимущества перед традиционными филиалами и дочерними фирмами. По франшизе правообладатель освобождается от ряда рисков, с которыми сопряжены изучение новых условий деятельности и вложения финансовых инвестиций. Это решается передачей прав правообладателю, который знает условия работы своего сегмента рынка и принимает на себя все возможные риски.
Современное
развитие российского рынка
В настоящее время аудит эффективности использования НМА является логическим развитием методов аудита в рамках существующей концепции, выраженной в принятых международных и российских стандартах аудиторской деятельности.
Сущность аудита эффективности – это проверка экономичности, продуктивности и результативности, с которой проверяемая организация использует НМА при выполнении своих задач и обязательств.
Аудит
эффективности НМА не ограничивается
детальной проверкой оборотов и
сальдо по счетам бухгалтерского учета.
Для решения задач
Нематериальные активы приобретаются в целях получения экономического эффекта от их использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. В большинстве случаев вложения в нематериальные активы представляют собой вложения в объекты промышленного применения - покупка лицензии на использование технологии изготовления продукции; расходы по оказанию технической помощи и инженерных услуг по проектированию и размещению производственных мощностей, организации управления технологическими процессами, сбыту и обслуживанию лицензированных изделий. Поэтому эффективность этих вложений должна рассматриваться с позиций повышения доходности производства.
Возможные результаты использования объекта нематериальных активов:
- выручка от реализации всей продукции, если ее производство невозможно без данной лицензии;
-
только часть продукции,
- часть выручки от реализации продукции, полученная за счет повышения качества продукции и соответствующей надбавки в цене товара;
-
прирост выручки за счет
- экономия капитальных вложений за счет отказа от проведения собственных исследований и разработок, что ведет к росту фондов накопления;
-
экономия текущих затрат за
счет сокращения длительности
производственного цикла,
Конечный эффект от использования нематериальных активов выражается в общих результатах хозяйственной деятельности: в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния.
Отличительной
чертой аудита эффективности использования
НМА можно считать широкое
использование экспертных оценок. Причины
этого кроются в самом
Действительно, многие компоненты интеллектуального капитала, в свою очередь, принципиально не входят в НМА: человеческий капитал с интеллектуальными и деловыми качествами персонала, его квалификация и способность к труду, поскольку неотделимы от своих носителей и без них не могут быть использованы, хотя мы уже доказали, что анализ годовой отчетности за несколько лет может дать информацию о деловой активности компании. Аудит эффективности использования НМА может посредством различных допустимых концептуальных возможностей разрешать возникшие противоречия, что достигается привлечением широкого спектра экспертов из числа оценщиков, патентоведов, специалистов по маркетингу и управлению персоналом и учетом их профессионального мнения при выражении мнения по эффективности контрольной среды предприятия.
Информация о работе Аудит эффективности использования нематериальных активов организации