Аудит эффективности использования нематериальных активов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение аудиторской проверки нематериальных активов с обеспечением заказчика материалами по выявлению не только учетных проблем, но и анализа перспективы работы с НМА, которые могут иметь отражение в финансовом положении организации в будущем.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НОРМАТИВНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВАМ 5
2. АЛГОРИТМ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 7
2.1. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ СОСТАВА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 7
2.2. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 8
2.3. ПРОВЕРКА ПРИНЯТИЯ К УЧЕТУ И ПРАВИЛЬНОСТИ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 11
3. АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ 13
3.1. МЕСТО, ПОДХОДЫ И ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 14
3.2. ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая Аудит.doc

— 456.00 Кб (Скачать)

    Для целей учета, анализа и оценки нематериальных объектов используется система экономических показателей, характеризующих статику (состояние) и динамику (движение) изучаемого объекта. Особое значение имеют показатели эффективности использования нематериальных объектов, отражающие степень их влияния на финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия.

    По  данным бухгалтерского баланса (форма № 1) и Приложения к нему (форма № 5) можно провести анализ динамики изменений в объеме нематериальных активов всего и по видам за отчетный период по сравнению с данными базисного периода. При наличии отчетных данных за ряд периодов проводится трендовый анализ, т.е. рассчитывают абсолютные и относительные отклонения по отношению к предшествующим периодам, а также определяют средние отклонения (табл. 3.2.4).

Таблица 3.2.4

Анализ объема и динамики нематериальных активов

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

Показатель Базисный 2007г. Отчетный 2008 г. Абсолютное отклонение Темп роста, % к базисному году
1. Нематериальные активы - всего, в том числе по видам: (в тыс. евро) 265 744 342 638 76 894 128,9
а) программное  обеспечение и лицензии 5 531 8 344 2 813 150,8
б) деловая  репутация 260 213 334 294 74 081 128,4
2. Удельный  вес нематериальных активов в валюте баланса, % 16,4 18,3 1,9 111,6

    Как видно из данных табл. 3.2.4, компания «Балтика» активно использует в своей работе объекты нематериальных активов. Значительный рост средств на деловую репутацию связан с политикой компании на расширение своих позиций на зарубежном рынке, так как в 2008 году Компания вошла в международную группу Carlsberg.

    Данные  таблицы 3.2.5 свидетельствуют о низком наукоемком потенциале крупнейшей российской автомобильной компании, продукция которой в объеме национального производства автомобилей составляет 72%, на российском рынке продаваемых автомобилей - 43% из тех 57,5%, что составляли отечественный сегмент продаж [18] в 2008 г. На сегодняшний день доля российских автомобилей на российском рынке снизилась до 27%. Устаревшие технологии - главная причина сдачи позиций российским автопромом зарубежным производителям.

Таблица 3.2.5

Анализ объема и динамики нематериальных активов

ОАО «АвтоВАЗ»

Показатель Базисный 2006 г. Отчетный 2007 г. Абсолютное отклонение Темп роста, % к базисному году
1. Нематериальные  активы - всего, в том числе  по видам: (в млн. руб.) 103 80 -23 77,6
а) права  на изобретения, промышленный образец, полезную модель 24 11 -13 46
б) программы  для ЭВМ, программное обеспечение, базы данных 62 52 -10 83,8
в) прочие 17 17 0 -
2. Удельный  вес нематериальных активов в валюте баланса, % 0,09 0,07 -0,02 77,7

    Нематериальные  активы неоднородны по своему составу, характеру использования или эксплуатации в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности. Поэтому необходим дифференцированный подход к их исследованию. Для этого проводятся классификация и группировка нематериальных активов по различным признакам. Вложения капитала в нематериальные активы по степени ликвидности и риска могут быть оценены по трем категориям: высоколиквидные, ограниченно ликвидные, низколиквидные. Эта классификация относительна. В целом вложения капитала в нематериальные активы при оценке ликвидности имущества предприятия принято относить к низколиквидным, т.е. их реализуемость ниже реализуемости основных и оборотных активов.

    Поэтому при необоснованном увеличении доли нематериальных активов в имуществе предприятия структура баланса ухудшается. Снижаются показатели текущей ликвидности, уменьшается фондоотдача внеоборотных активов и замедляется оборот всего капитала предприятия.

    Рост  нематериальных активов неизбежно  приводит к уменьшению величины собственного оборотного капитала. В результате ухудшаются показатели обеспеченности предприятия оборотными средствами. Финансово-эксплуатационные потребности покрываются за счет заемных и дополнительно привлеченных источников, что создает финансовое напряжение и вызывает трудности в финансировании текущей операционной деятельности предприятия.

    Нематериальные  активы приобретаются в целях  получения экономического эффекта  от их использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. В большинстве случаев вложения в нематериальные активы представляют собой вложения в объекты промышленного применения - покупка лицензии на использование технологии изготовления продукции; расходы по оказанию технической помощи и инженерных услуг по проектированию и размещению производственных мощностей, организации управления технологическими процессами, сбыту и обслуживанию лицензированных изделий. Поэтому эффективность этих вложений должна рассматриваться с позиций повышения доходности производства.

    Расчет  эффективности использования нематериальных активов сопряжен с большими трудностями  и требует комплексного подхода.

    Эффект  от приобретения предприятием права  использования запатентованного производственного  опыта и знаний, а также ноу-хау (незапатентованного опыта) может быть определен только по результатам реализации предприятием продукции, произведенной с использованием их и ноу-хау. Однако объем продаж зависит от множества других факторов (цены, спроса, качества товара), и выявить действие каждого из них очень трудно.

    Эффективность приобретения объектов НМА и ноу-хау  зависит также от размеров единовременных платежей за них; от сроков финансирования и объема капитальных вложений предприятия  в производственные и прочие фонды; текущих расходов, связанных с изготовлением и сбытом лицензируемой продукции.

    Расчет  экономического эффекта (Э) использования  лицензий и ноу-хау за период T может  быть осуществлен по формуле:

    

    (3.2.1)

    где T - период использования объекта НМА;

    С t - стоимостная оценка результата использования объекта НМА в году t;

    З t - затраты, связанные с использованием нематериального актива в году t;

    r - ставка  дисконтирования (приведение разновременных  затрат к сопоставимому по  времени виду).

    В качестве «r» для расчетов используются: средняя годовая ставка банковского процента; средняя годовая норма прибыли, средний норматив эффективности капитальных вложений.

    Возможные результаты использования объекта  нематериальных активов:

    - выручка от реализации всей  продукции, если ее производство невозможно без данной лицензии;

    - только часть продукции, определяемая  по стоимости узлов и деталей,  изготовленных по новой технологии  и входящих в состав изделия  или реализуемых отдельно;

    - часть выручки от реализации  продукции, полученная за счет повышения качества продукции и соответствующей надбавки в цене товара;

    - прирост выручки за счет повышения  конкурентоспособности продукции  и расширения в этой связи  рынков сбыта;

    - экономия капитальных вложений  за счет отказа от проведения собственных исследований и разработок, что ведет к росту фондов накопления;

    - экономия текущих затрат за  счет сокращения длительности  производственного цикла, снижения  норм расхода материальных и  трудовых затрат на производство  продукции.

    Затраты, связанные с использованием объектов НМА, получаемых организацией на основе аренды (договора франшизы), складываются из двух частей:

    1) из платежей за право пользования,  осуществляемых в форме единовременных  или периодических фиксированных  (паушальных) платежей либо платежей в форме отчислений из прибыли или объема реализации лицензионной продукции (в форме роялти);

    2) из текущих затрат на производство  и сбыт лицензионной продукции.

    Поскольку затраты предприятия, связанные  с оплатой стоимости приобретаемых  лицензий или ноу-хау, распределены во времени, то возникает необходимость финансового обоснования выбора формы платежей. Затраты будущих периодов дисконтируются и приводятся к начальному периоду платежей. Сравнение затрат, связанных с выплатой роялти и паушальных платежей, может быть вызвано тем, что одной из договаривающихся сторон вследствие острой потребности в наличности выгодно отказаться от крупного первоначального платежа, но пойти на значительно большие затраты в будущем.

    Сравнение эффективности двух видов платежей осуществляется по формуле:

    

               (3.2.2)

    где Э - сравнительный  эффект от выбора паушальной формы  оплаты вместо роялти за период T;

    Z - разность  в затратах на оплату лицензий  года t по паушальной форме и  форме роялти;

    r - ставка  дисконтирования;

    T - срок  действия лицензионного соглашения, лет.

    Если  для расчетов эффективности объектов нематериальных активов или других новшеств нет необходимой информации, то для принятия окончательного решения  можно руководствоваться прецедентами прошлых аналогичных сделок. Исходя из этого, аудитор в период подготовки к аудиту эффективности НМА должен иметь отраслевые аналоги ставок роялти.

    Конечный  эффект от использования нематериальных активов выражается в общих результатах  хозяйственной деятельности: в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Основным принципом управления динамикой нематериальных активов является формула: темпы роста отдачи капитала. В динамике темпы роста выручки от реализации продукции или прибыли должны опережать темпы роста нематериальных активов (см. табл. 3.2.6, рассчитано автором).

Таблица 3.2.6

Анализ эффективности нематериальных активов ОАО «АвтоВАЗ»

Номер

строки

Показатель Базисный 2006 г. Отчетный 2007 г. Отчетный год, в % к  базисному году
1 Нематериальные активы, млн. руб. 103 80 77
2 Выручка от реализации продукции (работ, услуг), в млн. руб. 125 976 132 531 105
3 Прибыль от реализации, млн. руб. 18 612 13 008 69,8
4 Доходность нематериальных активов

(стр. 3 : стр. 1)

180 162,6 90,3
5 Фондоотдача нематериальных активов (стр. 2 : стр. 1), руб. 1 223,06 1 656,6 135,4
6 Рентабельность продаж (стр. 3 : стр. 2), % 0,147 0,098 67

Информация о работе Аудит эффективности использования нематериальных активов организации