Аудит готовой продукции и ее реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается вопрос аудита готовой продукции и ее реализации. Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

    Аудитор должен проверить,    чтобы    готовая продукция была своевременно передана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Если на предприятии производится крупногабаритная продукция (металлические и железобетонные фермы, блоки и другие изделия), которая не может быть принята на склад, то приемка такой продукции заказчиком должна быть оформлена соответствующим документом по месту ее изготовления, комплектации или сборки. Изучению также подлежит документация по оформлению поступления готовой продукции из производства в виде накладных, спецификаций, приемных актов и прочих первичных документов.      Проверка количественного учета готовой продукции должна производиться по видам произведенной продукции и местам ее хранения. 
          Основной задачей аудита готовой продукции и ее реализации является подтверждение информации о готовой продукции, сумм реализации в финансовой отчетности. Аудитор должен изучить весь комплект представленной бухгалтерской отчетности, а именно:

— установить, что данные об остатках на счетах готовой  продукции и товаров для перепродажи, товаров отгруженных на начало и  конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным бухгалтерском балансе (форма № 1).

— установить, что данные о сумме реализации отражены в полном объеме по строке 100 отчета о доходах и расходах (форм № 2);

— провести аналитические процедуры.

  2.Основной этап:

     На этом этапе аудитор должен убедиться в соблюдение конкретного варианта оценки готовой продукции и соответствующего ему порядка отражения операций по ее выпуску в учете.

     Проводя проверку реализации продукции, аудитор должен установить, по какому методу определяется ее оценка. В настоящее время применяется несколько видов или методов оценки при реализации продукции: 
1) расчет фактической производственной себестоимости; 
2) использование оптовых цен реализации; 
3) расчет плановой или нормативной производственной себестоимости; 
4) использование свободных отпускных цен и тарифов; 
5) применение свободных рыночных цен. 
     Первый метод оценки готовой продукции применяется, как правило, в организациях индивидуального производства или организациях, выпускающих уникальные станки, машины и оборудование, а также в организациях с небольшой номенклатурой выпускаемых изделий. Если готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости, то себестоимость каждого изделия, вида работ определяется по мере их завершения. В современных условиях этот метод используется редко, но тем не менее он имеет право на существование. 
     Второй метод оценки готовой продукции находит широкое применение в том случае, если оптовые цены выступают в качестве твердых учетных цен. Если колебания оптовых цен значительны, то данный метод оценки готовой продукции теряет свои преимущества. При использовании этого метода в организациях периодически необходимо производить расчеты отклонений фактической себестоимости от учетных цен, и аудитор должен проверить правильность их составления. При устойчивых оптовых ценах этот метод является наиболее распространенным, так как дает возможность производить сопоставление стоимости готовой продукции в текущем учете и отчетности. Выявленные отклонения должны учитываться на счетах аналитического учета. Аудитор проверяет эти счета, что облегчает ему проведение контроля за правильным определением товарного выпуска на предприятии.

     Расчет плановой или нормативной производственной себестоимости также осуществляется исходя из гипотезы, что полученные расчеты могут выступать в качестве твердых учетных цен. При этом необходимо рассчитывать отклонения фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной и отражать их на счетах аналитического учета. В отличие от двух предыдущих данный метод оценки готовой продукции дает возможность обеспечить единство оценки в планировании и учете. При его использовании трудности возникают в том случае, когда плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется достаточно часто. В этих условиях переоценка остатков готовой продукции требует более сложных расчетов. При использовании показателей продукции по среднегодовой себестоимости искажается их оценка в месячном и квартальном плановых периодах. Если готовая продукция оценивается по нормативной (плановой) себестоимости, то по окончании месяца выявляются отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой), которые в аналитическом учете отражаются обособленно. Этот способ оценки возможен при применении в организации нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции при наличии плановых калькуляций. 
Многие организации пользуются разновидностью данного метода в виде сокращенной плановой производственной себестоимости.  
     Четвертый метод оценки готовой продукции предполагает использование свободных отпускных цен и тарифов, которые увеличиваются на сумму налога на добавленную стоимость. Этот метод оценки готовой продукции используется, как правило, при выполнении единичных заказов и работ.

     По свободным рыночным ценам. Этот вариант оценки применяется для учета товаров реализуемых через розничную сеть.

     При использовании в текущем учете нормативной (плановой) себестоимости или продажных цен возникает необходимость выявления отклонений учетной цены изделия от фактической себестоимости. При проведении аудиторской проверки необходимо сопоставить фактическую себестоимость продукции с нормативной (плановой) себестоимостью.

     Превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой) означает допущенный в производстве перерасход.

     Превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической свидетельствует об экономии.

     В организации, использующей учетные цены, при оприходовании готовой продукции на склад производятся одновременно две записи:

— по дебету счета 1320 «Готовая продукция» в корреспонденции с кредитом счетов 8110 «Основное производство», 8310 «Вспомогательные производства» — на учетную стоимость выпущенной продукции;

— в  такой же корреспонденции — на разность между фактической себестоимостью и ее учетной стоимостью.

     При этом аудитор проверяет, произведена ли дополнительная запись, если фактическая себестоимость выше, и, наоборот, произведена ли сторнировочная запись, если фактическая себестоимость оказалась ниже.

     Далее проверяется правильность распределения сумм полученных отклонений между отгруженной (проданной) продукцией за месяц и ее остатками на конец отчетного периода на складе (в отгрузке).

     При использовании в учете оптовых цен, плановой себестоимости и рыночных цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной  себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки ее на складах. С этой целью составляют специальный расчет (таблица 3) с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам.                                
 
 
 
 
 

Таблица 3

пп.

Показатель По твердым учетным ценам По фактической  себестоимости Отклонение (+,-)
1 2 3 4 5
1 Остаток готовой  продукции 300 000 306 000 +6000
2 Поступило из производства 2 700 000 2 724 000 +24 000
3 Итого 3 000 000 3 030 000 +30 000
4 Отношение отклонений фактической себестоимости от стоимости по твердым ценам, в % (гр.5,стр3:гр.3,стр.3) х х 1%
5 Отгружено готовой  продукции 2 500 000 2 525 000 +25 000
6 Остаток готовой  продукции на конец месяца 500 000 505 000 +5000
 

     По данным таблицы 3 этот процент оказался равным 1% от стоимости по учетным ценам.

     Умножением стоимости отгруженной продукции и стоимости ее остатка на складе на конец месяца на исчисленный процент определяют, какая часть отклонений относится на отгруженную и оставшуюся на складе продукцию    (2 500 000*1:100=25 000; 2 500 000+25 000=2 525 000; 500 000*1:100=5000; 500 000+5000=505 000)

     При отражении операций по реализации готовой продукции необходимо детально изучить договоры на реализацию. При этом особое внимание необходимо уделить моменту перехода права собственности. Так, право собственности на отгруженный товар может переходить от поставщика к покупателю не в момент отгрузки, а в момент его оплаты.

     При проверке правильности отгрузки и реализации продукции необходимо установить: заключены ли договора на поставку готовой продукции и правильность их оформления; правильность оформления цен на отгруженную продукцию. Реализация продукции (работ, услуг) производится по следующим ценам: а) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС; б) по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам увеличенным на сумму НДС; в)по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим НДС (продажа товаров населению и оказанию ему услуг); правильность установления отпускной цены с учетом расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя в соответствии с заключенным договором поставки.

    Различают следующие виды франко-мест, до которых  все расходы по отгрузке продукции  несет поставщик:

    Франко-склад  поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное требование-поручение (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодорожный тариф);

    Франко-станция  отправления – поставщик включает в платежное требование железнодорожный тариф и стоимость погрузки продукции в вагоны;

    Франко-вагон  станция назначения -  поставщик  включает в платежное требование только сумму железнодорожного тарифа;

    Франко-станция  назначения – все расходы по отгрузке, включая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик;

    Франко-склад  покупателя – кроме указанных  расходов поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные  работы на станции покупателя, на его  складе и стоимость перевозки  до его склада и др.; своевременность предъявления в банк платежного требования-поручения за отгруженную продукцию; правильность оформления документов по отпуску продукции, если продукция отпускается непосредственно со склада поставщика; правильность организации складского учета готовой продукции; правильность ведения аналитического и синтетического учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг).

  3.Заключительный этап

По окончании  работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного  участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

2.3 Основные положения  аудиторского отчета

     В ходе аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки – формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторский отчет.

     Аудиторский отчет – это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

     Аудиторский отчет составляется по результатам проведенного аудита и должен соответствовать требованиям Закона Республики Казахстан «Об  аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года N 304 и стандартам аудита.  
     Аудиторский отчет содержит независимое мнение аудитора - исполнителя и аудиторской организации о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, аудируемого субъекта в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.  
     Аудиторская организация обязана предоставить аудиторский отчет только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров и в обусловленные сторонами сроки.

     Аудиторский отчет содержит три части: вводною, аналитическую и итоговую.

     Вводная часть включает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно.

     Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

     Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     К аудиторскому отчету должна быть приложена установленная законодательством бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит.

Информация о работе Аудит готовой продукции и ее реализация