Аудит финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

По своему содержанию финансовый результат весьма сложная категория - это общий результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические интересы участников производственного процесса.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 58.69 Кб (Скачать)

     - зачет налога на прибыль вследствие переплаты:

     Д 68 «Расчеты по налогам и сборам»  К 99 «Прибыли и убытки» или Д 99 «Прибыли и убытки» К 68 «Расчеты по налогам и сборам» -сторно.

     На  седьмом этапе происходит начисление налогов по видам деятельности, находящимся  на специальных налоговых режимах.

     Если  организация занимается видами деятельности, которые относятся к специальным  налоговым режимам, то начисление налогов  по ним  (единый налог на вмененный  доход и др.) отражаются записью:

     Д 99 «Прибыли и убытки» К 68 «Расчеты по налогам и сборам»

     На  восьмом этапе по окончании отчетного  периода при составлении годовой  бухгалтерской отчетности составляется бухгалтерская запись:

     - при получении нераспределенной  прибыли :

     Д 99 «Прибыли и убытки» К 84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»;

     - при получении непокрытого убытка:

     Д 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К 99 «Прибыли и убытки». 

     1.2. Влияние учетной политики на  финансовый результат организации 

      Основной целью финансово-хозяйственной деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Прибыль представляет собой положительный финансовый результат деятельности организации. Каждая организация заинтересована в получении максимально высокого финансового результата и в связи с этим перед организацией ставится цель оптимизации прибыли при упрочении финансового состояния.

     Во  многом оптимизировать величину прибыли  позволяет грамотно сформированная учётная политика, которая даёт возможность  за счёт выбора методологических приёмов  представить в определённом свете  финансовое положение хозяйствующего субъекта и его финансовый результат.

     Как показывает практика, многие бухгалтеры полагают, что разработка учетной  политики – это излишняя надуманная работа, обязательная, но бесполезная  процедура. Такой взгляд особенно укрепился  после того, как единственно возможным  моментом признания дохода стала  отгрузка, и с выходом главы 25 НК РФ, создавшей разрыв между бухгалтерским  и налоговым учетом.

    Обычно  и теоретики, и практики предполагают, что прибыль или убыток – это  неотъемлемая часть финансового  положения. Однако данное утверждение не совсем верное, так как можно получить очень высокую прибыль, но потерять платёжеспособность, финансовое положение окажется катастрофическим и наступит стадия банкротства, с другой стороны, организация может получать убытки, но сохранять платёжеспособность и достаточно долго существовать за счёт скрытых резервов, кредитов и расходования оборотных средств.

    Учётная политика фактически позволяет совершенно законным способом манипулировать показателями отчётности: величиной прибыли, оценкой  активов и т.д. От того, какой метод  учёта фактов хозяйственной деятельности выбран, напрямую зависит картина  финансового положения организации, демонстрируемая в финансовой отчётности.

     Также влияние на данные показатели оказывает  выбор метода оценки выбытия товарно-материальных ценностей: при оценке по цене первой партии (ФИФО) товарно-материальные ценности отражаются по несколько заниженной стоимости, что снижает величину расходов организации; оценка товаров  по цене последней партии (ЛИФО) приводит к завышению стоимости товаров, а соответственно и к завышению  величины расходов; оценка товаров  по средней цене поступления наиболее реально отражает стоимость материальных ценностей, но является неточной поскольку, как правило, используются округлённые значения; при оценке по себестоимости единицы организация получает наиболее точное значение стоимости, но из-за большой трудоёмкости данного метода он применяется исключительно редко и только для особых видов ценностей.

     Особое  внимание при формирование учетной  политики нужно обратить на оценку активов, в частности на оценку оборотных  активов и связанные с ней  существенные моменты:

     1) признание дохода и (или) расхода;

     2) оценку факта хозяйственной жизни;

     3) образование резервов.

     Если  первый момент регламентирован нормативными актами, то второй можно регламентировать в учетной политике, а третий –  почти целиком зависит от нее. Однако нужно иметь в виду, что  объем резерва – это, в сущности не что иное, как оценка рисков, которые  несет организация.

     От  выбранной оценки зависит и финансовое положение, и финансовый результат.

     Рассмотрим  роль оценки на примере:  поступили  товары, их нужно принять к учету  и отразить величину возникшей задолженности. Уже на этом этапе возникает вопрос: на какую сумму кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», если по условиям договора поставщик  предоставляет скидку за оплату в  течение оговоренного срока? Соответственно в учетной политике нужно предусмотреть, кредитовать ли счет 60 по полной цене или за вычетом скидки. Далее возникает  другой вопрос: в какой оценке дебетовать счет 41 «Товары»? Здесь учетная политика может предусматривать разные варианты, из которых мы выделим два:

     1) по цене продажи (этот способ  известен со времен Л. Пачоли);

     2) по цене покупки или по себестоимости  (что в настоящее время широко  применяется на практике).

     При разработке учетной политики большое  значение имеет формирование величины финансового результата. Согласно правилу  Дж. Дзаппа, сумма доходов всегда очевидна, а расходов – сомнительна. В нашем случае кредитовые обороты по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» известны, а вот дебетовые обороты, особенно по счету 90, необходимо исчислять. Весь секрет учетной политики сводится к тому, как эти дебетовые обороты (иначе говоря, расходы) определить.

     Учетная политика оказывает существенное влияние  на финансовый результат организации. Поскольку прибыль — это разница между доходами и расходами, то выбор метода их признания может увеличивать либо уменьшать конечный финансовый результат.

     В отношении доходов влияние оказывает  факт признания дохода и выбор  метода признания дохода (метод начисления или кассовый метод).

     В части расходов влияние учетной  политики на финансовый результат существенно  выше. В этой части учетная политика состоит из нескольких элементов: способа  начисления амортизации, способа оценки запасов материальных ресурсов, способа  оценки незавершенного производства, способа оценки остатков готовой  продукции, способа оценки процентов  и др. (таблица 1.2.1).

Таблица 1.2.1

Воздействие некоторых положений учетной  политики на финансовое положение организации

Элемент учетной политики Допустимые  варианты Воздействие на финансовое положение 
1. Порядок  признания выручки от реализации  продукции (работ, услуг)  1. Кассовый метод 

2. Метод начисления 

Первый метод  обеспечивает большую финансовую устойчивость, однако ведет к недостоверности  определения прибыли, т.к. расходы  начисляются и учитываются в  том периоде, когда они возникают, а выручка учитывается на момент оплаты и зачастую в другом отчетном периоде 

При втором методе у организации возникает задолженность  по НДС, налогу на прибыль, которая не обеспечена реальными деньгами. Это  может привести к финансовым затруднениям  

 

2. Вариант  учета затрат на производство  1. Деление затрат  отчетного периода на прямые  и косвенные с включением последних  в фактическую себестоимость  и определением полной фактической  себестоимости 

2. Деление затрат  на переменные и постоянные  и определением неполной себестоимости 

Принципиальное  различие вариантов состоит в  том, что второй предполагает четкое деление затрат на переменные и постоянные. Наличие информации о последних  позволяет эффективно управлять  производственным риском организации, а следовательно, и доходностью 
3. Способ (база) распределения косвенных затрат  между объектами калькулирования  1. Прямые материальные  затраты 

2. Заработная  плата основных производственных  рабочих 

3. Сумма прямых  затрат и т.д. 

Способ распределения  оказывает существенное влияние  на точность исчисления себестоимости  и рентабельности отдельных видов  продукции 
4. Порядок  начисления амортизационных отчислений  по объектам основных средств  в бухгалтерском учете 1. Линейный способ 

2. Способ уменьшаемого  остатка

3. Способ списания  стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования 

4. Способ списания  стоимости пропорционально объему  продукции (работ, услуг)

Применение  ускоренных методов амортизации  уменьшает прибыль до налогообложения  и соответственно сумму налога на прибыль 
5. Оценка  незавершенного производства  1. Оценка по  нормативной (плановой) производственной  себестоимости

2. Оценка по  прямым статьям затрат 

3. Оценка по  стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов 

4. Оценка по  фактической производственной себестоимости

Чем выше стоимость  незавершенного производства, тем ниже стоимость готовой продукции  и выше прибыль и, следовательно, налог на прибыль и, наоборот
6. Перечень  резервов предстоящих расходов  1. Создавать  резервы с приведением их перечня 

2. Не создавать  резервы 

Образование резервов способствует равномерности отнесения  соответствующих затрат на себестоимость  продукции, что существенно влияет на прибыль организации 
 

    Организации редко предусматривают в учётной  политике образование резервов, за исключением резервов, создание которых  предусмотрено законодательством. А между тем, создавая резервы, организация  может сэкономить, так как за счёт резервов уменьшаются текущие платежи  по налогу на прибыль. То есть использование  резервов – это один из немногих абсолютно законных способов снижения расходов по платежам в бюджет.

    Создав  резерв по сомнительным долгам, компания может списать в расходы просроченную дебиторскую задолженность, не дожидаясь, когда истечёт срок исковой давности. Суммы отчислений в резерв равномерно включаются в состав прочих расходов. Неиспользованная сумма резерва может быть перенесена на следующий год.

    Резерв  расходов на оплату отпусков и на выплату  вознаграждений по итогам года наиболее выгодно создавать организациям, имеющим большой штат сотрудников. Это связано с тем, что большинство работников отдыхают летом. И именно в это время организация единовременно списывает средства на выплату отпускных. То же самое и с премиями по итогам года. Организация, не формирующая резерв, сможет уменьшить налогооблагаемый доход на величину поощрений только в декабре. Если же фирма создаст резерв, это позволит ей учитывать подобные расходы равномерно, то есть в течение всего года налогооблагаемый доход будет уменьшен на те расходы, которые без резерва были бы списаны только в летние месяцы или в декабре.

    В состав расходов ежемесячно включаются зарезервированные суммы, равные произведению начисленной за месяц зарплаты и  процента отчислений. Сумма всех ежемесячных  отчислений, производимых в течение  налогового периода не должна превысить  годовую предельную сумму отчислений в резерв на оплату отпусков. В конце  года сопоставляются суммы, перечисленные  в резерв с выплатами из него. Если резерва не хватило, то суммы, выплаченные  из других источников, отражаются в  составе расходов. А если часть  резерва к концу года осталась неиспользованной, её можно перенести  на следующий год.

    Перенос остатка возможен только тогда, когда  в учётной политике на следующий  год организация также предусматривает  создание резерва. Организация вправе перенести на следующий год только те суммы, которые приходятся на отпуска, перенесённые сотрудниками на будущий  год. Если в следующем году организация  решит не формировать резерв, сумма  остатка включается в состав прочих доходов текущего налогового периода.

    Резерв  на ремонт основных средств наиболее целесообразно создавать организациям, которые проводят долгосрочный капитальный  ремонт, особенно с привлечением подрядных  организаций. Используя резерв, расходы  можно списывать равномерно до завершения ремонта. Когда же резерв не создаётся, вся сумма расходов на ремонт, если он выполняется подрядной организацией, будет принята для целей налогообложения  только после окончания работ  и подписания соответствующих документов. В этом случае организация будет  переплачивать налог в течение периода проведения ремонтных работ, тогда как могла бы уменьшить свои доходы на сумму отчислений в резерв. Выгода тем более оправдана, если особо сложный и дорогостоящий ремонт затянется на несколько налоговых периодов.

    Отчисления  в рассматриваемый резерв в течение  налогового периода списываются  на расходы равными долями в последний  день соответствующего отчётного периода. Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств  в отчётном периоде превышает  сумму созданного резерва, то остаток  фактических затрат включается в  состав прочих расходов на дату окончания  налогового периода. И наоборот, если сумма резерва превысит сумму  фактических затрат, то разница включается в состав доходов налогоплательщика.

    Учётная политика определяет многообразие фактов хозяйственной жизни организации  и методов их интерпретации. Так  как данные бухгалтерского учёта  не тождественны реальным фактам хозяйственной  жизни, а являются лишь их интерпретацией, то бухгалтер, отражая в учёте  хозяйственную жизнь организации, создаёт факты информационные, восприятие которых формирует управленческие решения пользователей отчётности. В свою очередь многообразие информационных фактов, соответствующих фактам хозяйственной жизни организации, определяет поле учетной политики организации.

    Если  в отчётности компании показана прибыль  и по итогам года акционеры могут  получить дивиденды, они вряд ли продадут принадлежащие им акции, а возможно и приобретут новые акции данной организации. Потенциальные инвесторы, видя прибыль в отчётности, захотят  финансировать проекты организации, что позволит расширить объёмы деятельности.

    Если  же в отчётности организации будет  продемонстрирован убыток, у акционеров может возникнуть желание избавиться от своих акций, инвесторы не станут вкладывать деньги в проекты организации, что, разумеется, приведёт к оттоку денежных средств из бизнеса, а, следовательно, к сокращению объёмов деятельности и ухудшению её реального финансового  положения.

Информация о работе Аудит финансовых результатов