Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:16, курсовая работа
Главная цель данной работы состоит в рассмотрении процедур и принципов проведения аудита бухгалтерской финансовой отчётности, которые гарантируют её достоверность и соответствие действующему законодательству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ……….5
2 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ АУДИТА…………………………………..7
3 ВИДЫ АУДИТА……………………………………………………………..13
4 АУДИТ КАК ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………………….19
5 ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА АУДИТА…………………………………………25
6 ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ГОДОВОЙ
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ…………………...………………..…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………......35
ПРИЛОЖЕНИЕ А Виды аудита………………………………..……………..37
Что же касается оставшихся принципов финансового контроля, то в качестве исходных начал осуществления аудита они проявляются по-разному.
Принцип законности, по сути, воплощен в принципе профессионального поведения. Кроме того, это общеотраслевой принцип, который присущ финансовой деятельности в целом.
Принцип гласности проявляется при опубликовании бухгалтерской отчетности организациями, бухгалтерская отчетность которых относится к категории публичной в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. Учитывая, что на субъектов, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность, распространяется и требование проведения обязательных аудиторских проверок и аудиторское заключение включается в состав бухгалтерской отчетности, можно говорить о публичности аудита. Таким образом, законодательством установлены случаи публичности аудита. В такой ситуации принцип гласности, а точнее - публичности, применим лишь к некоторым видам аудиторских проверок.
Принцип федерализма, как указано в литературе, проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в области финансов. Анализ законодательства об аудиторской деятельности позволяет говорить о том, что данный принцип не относится к концептуальным началам аудита и к аудиту как виду финансового контроля неприменим.
Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах. Полагаем, что принцип плановости проявляется лишь при осуществлении обязательных аудиторских проверок, которые проводятся ежегодно. Что же касается инициативных аудиторских проверок, то данный принцип в качестве концептуального начала для них нехарактерен.
Таким образом, специфической особенностью аудита как вида финансового контроля является то, что ему не в полной мере присущи те принципы, на основе которых осуществляются иные виды финансового контроля и финансовая деятельность в целом.
При этом сложно согласиться с высказанным Е.С. Пылевой [14, с.10] мнением о том, что существенным отличием аудита от государственного контроля является его подлинная независимость, в среднем более высокий уровень квалификации, обеспечиваемый периодическими аттестациями аудиторов и лицензированием аудиторской деятельности. В данном случае ставятся под сомнение независимость государственного контроля, который, по-видимому, нужно характеризовать как «неподлинный», а также квалификация лиц, его осуществляющих [12, с.27-30].
Рассмотрев
данную главу, можно сделать вывод,
что в сложившейся рыночной экономике
должны использоваться различные виды,
формы и способы осуществления финансового
контроля, одним из которых и выступает
аудит.
5 ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА АУДИТА
За последние годы аудит прочно занял свои позиции в качестве одной из самых востребованных и полезных бизнес-услуг. Руководители компаний чувствуют себя спокойнее после получения аудиторского заключения. Однако зачастую это не является гарантией успешного прохождения налоговой проверки.
Основная функция аудита – это подтверждение достоверности отчетности организации. В последнее время все большее распространение приобретает аудит «инициативный» – по просьбе самой проверяемой организации. Возможна и другая ситуация: «на носу» выездная налоговая проверка, и фирме необходим так называемый экспресс-аудит, который, не вдаваясь в тонкости бухгалтерской отчетности, проверяет в первую очередь налоговые декларации, чтобы оценить вероятность налоговых рисков. Аудиторские фирмы оказывают и сопутствующие услуги: ведут бухгалтерский и налоговый учет на предприятиях по договорам аутсорсинга, защищают их интересы в суде во время налоговых споров.
Наличие лицензии является одним из способов обезопасить потенциального заказчика от оказания ему некачественных услуг. Аудиторская деятельность является лицензируемой, то есть заниматься ею может только фирма, в штате которой есть специалисты с квалификацией, подтвержденной Минфином.
Необходимо
уделить более пристальное
В договоре на оказание аудиторских услуг в обязательном порядке должны присутствовать так называемые существенные условия (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации – далее ГК РФ). В их отсутствие договор будет считаться незаключенным. Существенными условиями договора на оказание аудиторских услуг являются предмет договора, стоимость услуг, сроки выполнения работ. К ним можно добавить и объем проверяемой отчетности с учетом специфики аудиторской проверки. Не стоит забывать и о мерах ответственности исполнителя в случае выдачи недостоверного заключения.
Предмет договора. Если речь идет об аудиторской проверке, то в этом пункте будет крайне важно прописать проверяемый период деятельности. Налоговые органы проверяют не какой-то неопределенный период, а четко прописывают временные рамки в своем решении, если речь идет о выездной налоговой проверке.
Объем работ. Этот раздел прописывает обязанности аудиторов по проверке отчетности. Здесь целесообразнее прописать те формы отчетности и учетные регистры, которые в дальнейшем могут понадобиться налоговикам для проверки.
Представлять же эти документы лучше всего посредством описи, которая будет подписана аудиторами. Документы, которые значатся в этой описи, ими будут приняты. Этот перечень станет доказательством правоты проверяемого лица.
Согласно действующему законодательству цена также относится к существенным условиям договора на оказание услуг (статьи 424, 709, 779 ГК РФ). У сторон есть два варианта: установить общую сумму, включающую стоимость всех работ, либо почасовой метод оплаты, который учитывает стоимость одного часа работы проверяющих. Преимущество последнего метода – проверяемая компания платит только за результат, а не за сам факт нахождения проверяющих на своей территории.
В договоре следует указать, когда начинается и заканчивается проверка.
Окончание договора на аудит сопровождается так называемой письменной аудиторской информацией. В зависимости от целей аудита, это может быть аудиторское заключение, письменный отчет либо то и другое вместе. Если же аудиторы не представят эти бумаги в установленный срок, предприятие будет вправе отказаться их принимать и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 405 ГК РФ).
Меры ответственности за некачественно оказанные услуги. Этот пункт – широкое поле для творчества фирмы – заказчика аудиторских услуг. Наличие в договоре условий о штрафных санкциях является одним из основных критериев защиты от некачественного аудита [19, с.38-43].
Одной из мер, способных серьезно повысить качество финансовой проверки, является страхование профессиональной ответственности аудиторов. Её положительное влияние на качество аудита многогранно – нежелание огласки некачественного аудита (т.к. наступление страхового случая обычно устанавливается судом), и отказ страховщиков рассматривать недобросовестный аудит как страховой случай.
На
возможность страхования
Таким образом, в качестве одной из мер по защите от некачественного аудита можно в дополнение к «правильному» договору попросить аудиторскую компанию предъявить полис страхования профессиональной ответственности. Наличие такого полиса будет одним из немаловажных показателей надежности и высокого профессионализма выбранной вами аудиторской компании [11].
Так же нужно ознакомиться с бухгалтерской отчетностью аудиторов и убедиться, что они располагают достаточными активами, чтобы иметь возможность покрыть возможные убытки.
Проанализировав
данную главу, можно сделать вывод,
что в договоре на оказание аудиторских
услуг в обязательном порядке должны присутствовать
так называемые существенные условия.
В их отсутствие договор будет считаться
незаключенным. Существенными условиями
договора на оказание аудиторских услуг
являются предмет договора, стоимость
услуг, сроки выполнения работ. К ним можно
добавить и объем проверяемой отчетности
с учетом специфики аудиторской проверки.
Не стоит забывать и о мерах ответственности
исполнителя в случае выдачи недостоверного
заключения.
6 ПРОЦЕДУРА
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ
Аудит финансовой отчетности является обязательной ежегодной процедурой аудиторской проверки.
В процессе аудита финансовой (бухгалтерской отчетности) аудиторами осуществляется проверка показателей следующих форм:
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о прибылях и убытках;
- Отчет об изменениях капитала;
- Отчет о движении денежных средств;
- Отчет о целевом использовании полученных средств.
Большинство аудиторов в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности достаточно тщательно осуществляют проверку показателей форм бухгалтерской отчетности и расшифровок (пояснений) к ним. Проверка соблюдения общих принципов составления отчетности (достоверность, полнота, существенность, нейтральность и сопоставимость информации и др.) требует значительной квалификации аудитора.
При проведении аудита финансовой отчетности аудитор должен руководствоваться такими нормативными актами, как:
- Федеральный закон от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999г. № 43н;
- Приказ Минфина России от 02.07.2010г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Кроме того, при аудите бухгалтерской отчетности используются также данные годовой бухгалтерской отчетности, представляющей собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Работы при проведении аудита бухгалтерской отчетности можно разделить на три последовательных процедуры:
- ознакомительная;
- основная;
- заключительная.
На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки [16].