Аудит финансовой отчётности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы состоит в рассмотрении процедур и принципов проведения аудита бухгалтерской финансовой отчётности, которые гарантируют её достоверность и соответствие действующему законодательству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ……….5

2 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ АУДИТА…………………………………..7

3 ВИДЫ АУДИТА……………………………………………………………..13

4 АУДИТ КАК ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………………….19

5 ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА АУДИТА…………………………………………25

6 ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ГОДОВОЙ

БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ…………………...………………..…………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………......35

ПРИЛОЖЕНИЕ А Виды аудита………………………………..……………..37

Работа содержит 1 файл

КУРс собранная.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

      Что же касается оставшихся принципов финансового контроля, то в качестве исходных начал осуществления аудита они проявляются по-разному.

      Принцип законности, по сути, воплощен в принципе профессионального поведения. Кроме того, это общеотраслевой принцип, который присущ финансовой деятельности в целом.

      Принцип гласности проявляется при опубликовании бухгалтерской отчетности организациями, бухгалтерская отчетность которых относится к категории публичной в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. Учитывая, что на субъектов, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность, распространяется и требование проведения обязательных аудиторских проверок и аудиторское заключение включается в состав бухгалтерской отчетности, можно говорить о публичности аудита. Таким образом, законодательством установлены случаи публичности аудита. В такой ситуации принцип гласности, а точнее - публичности, применим лишь к некоторым видам аудиторских проверок.

      Принцип федерализма, как указано в литературе, проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Федерации в области финансов. Анализ законодательства об аудиторской деятельности позволяет говорить о том, что данный принцип не относится к концептуальным началам аудита и к аудиту как виду финансового контроля неприменим.

      Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах. Полагаем, что принцип плановости проявляется лишь при осуществлении обязательных аудиторских проверок, которые проводятся ежегодно. Что же касается инициативных аудиторских проверок, то данный принцип в качестве концептуального начала для них нехарактерен.

      Таким образом, специфической особенностью аудита как вида финансового контроля является то, что ему не в полной мере присущи те принципы, на основе которых осуществляются иные виды финансового контроля и финансовая деятельность в целом.

      При этом  сложно согласиться с высказанным Е.С. Пылевой [14, с.10] мнением о том, что существенным отличием аудита от государственного контроля является его подлинная независимость, в среднем более высокий уровень квалификации, обеспечиваемый периодическими аттестациями аудиторов и лицензированием аудиторской деятельности. В данном случае ставятся под сомнение независимость государственного контроля, который, по-видимому, нужно характеризовать как «неподлинный», а также квалификация лиц, его осуществляющих [12, с.27-30].

      Рассмотрев  данную главу, можно сделать вывод, что в сложившейся рыночной экономике должны использоваться различные виды, формы и способы осуществления финансового контроля, одним из которых и выступает аудит. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      5 ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА АУДИТА

      За  последние годы аудит прочно занял  свои позиции в качестве одной  из самых востребованных и полезных бизнес-услуг. Руководители компаний чувствуют себя спокойнее после получения аудиторского заключения. Однако зачастую это не является гарантией успешного прохождения налоговой проверки.

      Основная функция аудита – это подтверждение достоверности отчетности организации. В последнее время все большее распространение приобретает аудит «инициативный» – по просьбе самой проверяемой организации. Возможна и другая ситуация: «на носу» выездная налоговая проверка, и фирме необходим так называемый экспресс-аудит, который, не вдаваясь в тонкости бухгалтерской отчетности, проверяет в первую очередь налоговые декларации, чтобы оценить вероятность налоговых рисков. Аудиторские фирмы оказывают и сопутствующие услуги: ведут бухгалтерский и налоговый учет на предприятиях по договорам аутсорсинга, защищают их интересы в суде во время налоговых споров.

      Наличие лицензии является одним из способов обезопасить потенциального заказчика  от оказания ему некачественных услуг. Аудиторская деятельность является лицензируемой, то есть заниматься ею может только фирма, в штате которой есть специалисты с квалификацией, подтвержденной Минфином.

      Необходимо  уделить более пристальное внимание заключенному договору на оказание аудиторских  услуг. По своей природе договор на оказание аудиторских услуг относится к гражданско-правовым сделкам. И если некачественная проверка стала причиной материального ущерба, то предприятие вправе потребовать от аудиторской компании возместить все убытки. Если порядок возмещения ущерба не прописан в договоре, компании придется обращаться в арбитражный суд. Поэтому тщательно продуманный и составленный договор – это ключ к успеху. Шансы на положительный для заказчика исход дела повышаются, если в договоре предусмотрено возмещение возможных убытков аудиторской фирмой. В этом случае велика вероятность досудебного урегулирования спора – в аудиторских компаниях работают юристы, которые разумно оценят исход дела и вряд ли пойдут, кроме возмещения ущерба заказчику, еще и на компенсацию судебных издержек.

      В договоре на оказание аудиторских услуг в обязательном порядке должны присутствовать так называемые существенные условия (статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации – далее ГК РФ). В их отсутствие договор будет считаться незаключенным. Существенными условиями договора на оказание аудиторских услуг являются предмет договора, стоимость услуг, сроки выполнения работ. К ним можно добавить и объем проверяемой отчетности с учетом специфики аудиторской проверки. Не стоит забывать и о мерах ответственности исполнителя в случае выдачи недостоверного заключения.

      Предмет договора. Если речь идет об аудиторской  проверке, то в этом пункте будет  крайне важно прописать проверяемый  период деятельности. Налоговые органы проверяют не какой-то неопределенный период, а четко прописывают временные рамки в своем решении, если речь идет о выездной налоговой проверке.

      Объем работ. Этот раздел прописывает обязанности  аудиторов по проверке отчетности. Здесь целесообразнее прописать  те формы отчетности и учетные  регистры, которые в дальнейшем могут понадобиться налоговикам для проверки.

      Представлять  же эти документы лучше всего  посредством описи, которая будет  подписана аудиторами. Документы, которые значатся в этой описи, ими будут приняты. Этот перечень станет доказательством правоты проверяемого лица.

      Согласно  действующему законодательству цена также  относится к существенным условиям договора на оказание услуг (статьи 424, 709, 779 ГК РФ). У сторон есть два варианта: установить общую сумму, включающую стоимость всех работ, либо почасовой метод оплаты, который учитывает стоимость одного часа работы проверяющих. Преимущество последнего метода – проверяемая компания платит только за результат, а не за сам факт нахождения проверяющих на своей территории.

      В договоре следует указать, когда  начинается и заканчивается проверка.

      Окончание договора на аудит сопровождается так называемой письменной аудиторской информацией. В зависимости от целей аудита, это может быть аудиторское заключение, письменный отчет либо то и другое вместе. Если же аудиторы не представят эти бумаги в установленный срок, предприятие будет вправе отказаться их принимать и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 405 ГК РФ).

      Меры  ответственности за некачественно  оказанные услуги. Этот пункт – широкое поле для творчества фирмы – заказчика аудиторских услуг. Наличие в договоре условий о штрафных санкциях является одним из основных критериев защиты от некачественного аудита [19, с.38-43].

      Одной из мер, способных серьезно повысить качество финансовой проверки, является страхование профессиональной ответственности аудиторов. Её положительное влияние на качество аудита многогранно – нежелание огласки некачественного аудита (т.к. наступление страхового случая обычно устанавливается судом), и отказ страховщиков рассматривать недобросовестный аудит как страховой случай.

      На  возможность страхования ответственности  за причинение вреда указывает статья 13 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Статьей установлено, что при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

      Таким образом, в качестве одной из мер  по защите от некачественного аудита можно в дополнение к «правильному» договору попросить аудиторскую компанию предъявить полис страхования профессиональной ответственности. Наличие такого полиса будет одним из немаловажных показателей надежности и высокого профессионализма выбранной вами аудиторской компании [11].

      Так  же  нужно ознакомиться с бухгалтерской отчетностью аудиторов и  убедиться, что они располагают достаточными активами, чтобы иметь возможность покрыть возможные  убытки.

      Проанализировав данную главу, можно сделать вывод, что в договоре на оказание аудиторских услуг в обязательном порядке должны присутствовать так называемые существенные условия. В их отсутствие договор будет считаться незаключенным. Существенными условиями договора на оказание аудиторских услуг являются предмет договора, стоимость услуг, сроки выполнения работ. К ним можно добавить и объем проверяемой отчетности с учетом специфики аудиторской проверки. Не стоит забывать и о мерах ответственности исполнителя в случае выдачи недостоверного заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      6  ПРОЦЕДУРА  ПРОВЕДЕНИЯ  АУДИТА  ГОДОВОЙ  

БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ

      Аудит финансовой отчетности является обязательной ежегодной процедурой аудиторской проверки.

      В процессе аудита финансовой (бухгалтерской  отчетности) аудиторами осуществляется проверка показателей следующих форм:

      - Бухгалтерский баланс;

      - Отчет о прибылях и убытках;

      - Отчет об изменениях капитала;

      - Отчет о движении денежных средств;

      - Отчет о целевом использовании полученных средств.

      Большинство аудиторов в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности достаточно тщательно осуществляют проверку показателей форм бухгалтерской отчетности и расшифровок (пояснений) к ним. Проверка соблюдения общих принципов составления отчетности (достоверность, полнота, существенность, нейтральность и сопоставимость информации и др.) требует значительной квалификации аудитора.

      При проведении аудита финансовой отчетности аудитор должен руководствоваться такими нормативными актами, как:

      -  Федеральный закон от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

      - Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

      -  Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999г. № 43н;

      - Приказ Минфина России от 02.07.2010г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

      Кроме того, при аудите бухгалтерской отчетности используются также данные годовой бухгалтерской отчетности, представляющей собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Работы при проведении аудита бухгалтерской отчетности можно разделить на три последовательных процедуры:

      - ознакомительная;

      - основная;

      - заключительная.

      На  каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки [16].

Информация о работе Аудит финансовой отчётности в России