Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:16, курсовая работа
Главная цель данной работы состоит в рассмотрении процедур и принципов проведения аудита бухгалтерской финансовой отчётности, которые гарантируют её достоверность и соответствие действующему законодательству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ……….5
2 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ АУДИТА…………………………………..7
3 ВИДЫ АУДИТА……………………………………………………………..13
4 АУДИТ КАК ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ……………………….19
5 ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА АУДИТА…………………………………………25
6 ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ГОДОВОЙ
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ…………………...………………..…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………......35
ПРИЛОЖЕНИЕ А Виды аудита………………………………..……………..37
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит — это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
Обязательный и инициативный аудит.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Первоначальный и согласованный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудничество удобно и аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
Иными
словами аудиторская
- ведение бухгалтерского учета;
- восстановление бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской отчетности;
- защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в Государственной налоговой инспекции;
- модернизация действующей системы учета;
- консультации;
- проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтеров;
- обучение бухгалтеров;
- издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу и аудиту;
-
автоматизация бухгалтерского
С точки зрения развития аудит разделяется на три стадии и, соответственно, три вида:
1) подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);
2) системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
3) аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).
С точки зрения направленности аудит подразделяется на:
- общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения);
- банковский аудит;
- аудит страховых организаций;
- аудит бирж;
- аудит внебюджетных фондов;
- аудит инвестиционных институтов и др [7, с. 33-35].
Проанализировав
данную главу, следует отметить, что приведенная
классификация не является исчерпывающей,
расширение и углубление сферы применения
аудиторских услуг позволяет определить
новые виды и направления аудиторской
деятельности.
4 АУДИТ КАК ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В литературе по финансовому праву приводятся различные определения финансового контроля. Например, Н.И. Химичева [17, с.24] считает, что финансовый контроль - это контроль за законностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Другое определение приводит А.Н. Козырин [8, с.46], который полагает, что под финансовым контролем следует понимать осуществляемую с использованием специфических форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.
А С.О. Шохин [20, с.12] предлагает понимать под финансовым контролем многоаспектную межотраслевую систему наблюдения наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета. Финансовый контроль может быть представлен также в виде совокупности действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением определенных форм и методов его организации.
В свою очередь Е.Ю. Грачева [4, с.15] даёт следующее определение финансового контроля: финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Следует отметить, что в литературе, посвященной науке управления, функции управления классифицируются по различным основаниям (внутренние и внешние, общие и специальные, основные и вспомогательные или обслуживающие и др.). При этом практически все авторы среди общих функций управления выделяют функцию контроля.
Например, Е.Ю. Грачева [4, с.32] называет планирование, регулирование, руководство, организацию, координацию и контроль.
Таким образом, контроль является одной из функций управления. Особенностью контрольной функции управления является то, что она дает данные для других основных функций управления, но не утрачивает при этом своего самостоятельного значения.
А.Н. Козырин [8, с.19] отмечал, что финансовый контроль не следует сводить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев финансовой системы. Финансовый контроль - это не только важнейшая функция управления финансовыми, но через них и экономическими процессами в обществе. Финансам присуща не только контрольная, но и стабилизационная функция, обоснованная Е.Ю. Грачевой. Можно согласиться с Г.Ф. Ручкиной [15, с.27], которая говорит о том, что контроль охватывает все стороны предпринимательской деятельности, представляя собой постоянное наблюдение за упорядоченностью управляемой системы, за ее состоянием. В частности, он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и экономное расходование материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь субъектами предпринимательства.
Таким образом, контроль нужно рассматривать как важную функцию управления, неотъемлемую часть системы регулирования.
В качестве независимого вневедомственного негосударственного финансового контроля определяют аудит Е.Ю. Грачёва [4], Н.И. Химичёва [17], А.Н. Козырин [8], С.О. Шохин [20] и другие ученые.
Вместе с тем не все специалисты относят аудит к финансовому контролю. Авторы, опровергающие отнесение аудита к финансовому контролю, зачастую проводят его отличие от ревизии. Это не является аргументом, поскольку ревизия и аудиторская проверка - это разные формы финансового контроля, различающиеся по ряду критериев, в том числе - цели проведения. По меткому выражению Р. Адамса, «ревизор прежде всего стремится к установлению законности, а аудитор - к выяснению истины».
Таким образом, хотелось бы сделать вывод о правомерности квалификации аудита как разновидности финансового контроля. Будучи разновидностью финансового контроля, аудит - это регламентированная нормами права деятельность аудиторов по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудит - вневедомственный финансовый контроль. Он проводится в форме проверки, которая по времени проведения является последующей. Аудит как разновидность финансового контроля является одной из функций финансового управления хозяйствующими субъектами, способом обеспечения законности их деятельности. Обслуживая другие функции управления через предоставление им необходимых финансовых данных, аудит при этом не утрачивает своего самостоятельного значения [3].
Аудит как вид финансового контроля безусловно обладает определенной спецификой. Эта специфика проявляется прежде всего в том, что между аудитором и аудируемым лицом складываются как частноправовые, так и публично-правовые отношения, опосредуемые различными отраслями права. Как было отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П: «Обязательный аудит как завершающая стадия в системе официального бухгалтерского учета представляет собой независимый официальный контроль (надзор) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности. Хотя выбор аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т.е. опосредуются частноправовой формой, по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе. Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер».
Аудиту
как разновидности финансового
контроля должны быть присущи те же
принципы, на которых строится осуществление
финансово-контрольной