Аудит денежных средств и расчётных операций

Автор: p*************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств. Скоростью их движения во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности организации. Объемом имеющихся у нее денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется ее платежеспособность - одна из важнейших характеристик финансового положения. Абсолютно платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам. Кроме того, организации необходимы определенные запасы резервных денег для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а также для осуществления неожиданных выгодных инвестиций. Но всякие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, т.е. к снижению эффективности их использования, а в условиях инфляции - и к прямым потерям за счет их обесценивания.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1.Теоретическое обоснование аудита кассовых операций 5
1.1 Сущность, задачи и правовое регулирование аудита в Российской Федерации 5
1.2. Понятие денежной системы и правовые основы аудита кассовых операций в Российской Федерации 9
ГЛАВА 2. Проведение аудита денежных средств на ОАО «Волгоградмебель» 17
2.1. Исходные данные для проверки 17
2.2. Аудиторская проверка 18
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36

Работа содержит 1 файл

Аудит ден средств.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

     Денежная  система государства – это  исторически сложившаяся форма  организации денежного обращения  на территории определенного государства.

     Денежная  система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция Российской Федерации относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус.

     Денежная  система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включаете себя: официальную  денежную единицу;  порядок эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения.

     Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

     Переход Российской Федерации к собственной денежной единице, неофициально именуемой российским рублем, занял около трех лет. Юридическое закрепление официальной денежной единицы РСФСР — рубля — произведено в декабре 1990 г. в законе «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (ст. 10).

     Денежное  обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной  формах, обслуживающее кругооборот  товаров, а также нетоварные платежи  и расчеты.

     Имеется два вида денежного обращения. Во-первых, это обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).

     Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

     Право выбирать форму расчетов — наличную или безналичную — принадлежит заинтересованным предприятиям, учреждениям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной.

     Наличное  денежное обращение осуществляется посредством проведения кассовых операций. Кассовые операции — совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег.

     В зависимости от того, в отношении  каких именно субъектов осуществляется государственное регулирование кассовых операций, можно выделить такое регулирование в отношении операций: а) банков и других кредитных учреждений; б) предприятий, учреждений и организаций; в) предприятий и других организаций по непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы.

     Регулирование порядка ведения кассовых операций обеспечивает также органическое сочетание интересов государства и субъектов налично-денежного обращения. В первом и втором случае государственное регулирование кассовых операций имеет основной целью обеспечить максимально возможное сокращение находящейся в обороте наличной денежной массы. Кроме того, скрупулезное соблюдение правил ведения кассовых операций гарантирует частные интересы банков, предприятий и других субъектов — сохранность наличных денег. В третьем случае преследуются интересы, прежде всего, государства — обеспечить точный учет налогооблагаемых сумм. Вместе с тем учетные данные о поступающих от населения наличных деньгах дают возможность собственнику предприятия осуществлять внутренний контроль за состоянием денежного оборота на данном предприятии. Правовое регулирование кассовых операций всех названных видов осуществляется в наиболее общей форме высшими органами государственной власти Российской Федерации. Детально порядок ведения кассовых операций устанавливается Банком России в его нормативных актах, обязательных для исполнения всеми банками, предприятиями, учреждениями и иными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности. Необходимо отметить, что устанавливаемые Банком России правила ведения кассовых операций не остаются неизменными. Они корректируются Банком в соответствии с потребностями денежного обращения, следовательно, финансовой и экономической систем.

     Касса предприятия предназначена для  хранения и выдачи наличных денег  и различных денежных документов (почтовых марок, марок государственной пошлины, оплаченных билетов, путевок в дома отдыха, акций, облигаций и др.). В соответствии с действующим законодательством (Письмо ЦБ РФ от 22.09.93 г. №40 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации) помещение кассы должно быть специально оборудовано и оснащено охранной сигнализацией. Деньги и ценные бумаги хранятся в несгораемом металлическом шкафу. Кассир перед открытием помещения кассы и металлических шкафов обязан посмотреть сохранность замков, дверей, решеток и печатей, а также убедиться в сохранности пожарной сигнализации. Руководитель предприятия несет ответственность за создание подобных условий. Посторонним лицам, не имеющим отношения к данной работе, вход в помещение кассы воспрещен. Кассы предприятия могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством. Ведение кассовых операций осуществляется кассиром, который должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций. С ним заключается договор о полной материальной ответственности за принятые им ценности. По письменному приказу руководителя предприятия, который не имеет в штате кассира, обязанности кассира может выполнять другой работник, при условии заключения с ним договора о материальной ответственности. У предприятия должна быть одна касса. В том случае, если предприятие имеет большое количество удаленных друг от друга подразделений. На них могут быть открыты кассы-филиалы или пункты выдачи заработной платы. Перечень лиц, которым поручается исполнение кассовых операций, определяется приказом руководителя организации с возложением на них полной материальной ответственности за исполнение кассовых операций, определяется приказом руководителя организации с возложением на них полной материальной ответственности. При приеме на работу лиц, ответственных за исполнение кассовых операций, следует руководствоваться рекомендациями по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке. Согласно данным рекомендациям руководство предприятия должно обеспечить безопасную транспортировку наличных денежных средств, либо заключить договор об их инкассации. В случае самостоятельной транспортировки наличных денежных средств пользоваться попутным транспортом запрещается. На предприятии, в учреждении, иной организации наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, специально установленного обслуживающим его банком для данного предприятия и т. д. с учетом его потребности в наличных деньгах. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения, иной организации может оставаться (в пределах установленного лимита) лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в правительственных постановлениях или в нормативных актах Банка России.

     На  предприятии обязательно должна проводиться инвентаризация кассы  по распоряжению руководителя предприятия.

     На  основании положения ЦБ РФ от 05.01.98 г. № 14-П «0 правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации» учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Материалы проверок оформляются справкой № 0408026. При необходимости банк имеет право направить в налоговые органы копии справок № 0408026 для принятия мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью.

     В случаях выявления нарушений  ведения кассовых операций к предприятиям и должностным лицам, ответственным за соблюдение кассовой дисциплины, применяются штрафные санкции. За нарушение требований Постановления Правительства РФ № 1258 об установлении предельного размера суммы при расчетах наличными между двумя юридическими лицами предусмотрены штрафные санкции в виде штрафа в 2-кратном размере произведенного платежа. Следует особо отметить, что вышеназванная штрафная санкция применяется в отношении стороны, совершившей платеж. За хранение в кассе денежных средств сверх установленного банком остатка лимита кассы, а также за неоприходование денежной наличности предусмотрен штраф в 3-кратном размере выявленной суммы превышения. На должностных лиц, допустивших перечисленные нарушения, налагается административный штраф величиной 50 минимальных размеров оплаты труда.

     Некоторые предприятия в нарушение установленного порядка отражают операции с денежными средствами в кассовой книге не за каждый день, а суммарно за какой-либо период времени (декаду, месяц). При этом на листе кассовой книги указывается "Касса за 1—10 июля". Следует отметить, что при таком отражении кассовых операций достаточно сложно определить, соблюдается ли лимит денежных средств, установленный банком. При выявлении налоговой инспекцией нарушения за какой-либо день на предприятие налагается штраф, равный трехкратному размеру сверхлимитной наличности. При этом на руководителя предприятия налагается штраф, равный 50-кратному размеру минимальной оплаты труда, согласно действующему законодательству.

     Согласно  плану счетов и инструкциями по его  применению для обобщения информации о наличии и движении денежных средств предприятия используют счет 50 «Касса». Организация учета кассовых операций существуют специальные бухгалтерские регистры: Журнал-ордер №1 по кредиту счета 50 «Касса» и вспомогательная ведомость дебетовых оборотов к нему. В связи с широким применением вычислительной техники данные учетные регистры могут вестись в машинном исполнении. Это позволяет значительно облегчить сверку итогов и исключает арифметические ошибки при их подсчете.

     Согласно  Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные  документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированной форме. Основные денежные документы — приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов — договоров, заявлений и т. п. В кассовой книге должна быть отражена каждая операция по приему и расходованию денег по каждому операционному дню.

     Специальный порядок ведения кассовых операций установлен для субъектов, получающих от населения деньги за продаваемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы. Цель этого порядка — обеспечить точный учет доходов для нужд налогообложения, защитить права граждан-потребителей.

     В соответствии с Законом Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. установлено, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования ими юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

     Законом на указанных субъектов возложен ряд обязанностей, в том числе: иметь контрольно-кассовые машины; регистрировать их; использовать только исправные машины для осуществления денежных расчетов с населением; выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору между покупателем (клиентом) и соответствующим субъектом; обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к этим машинам. Кроме того, Закон обязывает субъектов, осуществляющих торговые операции и операции по оказанию услуг, вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

 

      Глава 2. Проведение аудита денежных средств на

     ОАО «Волгоградмебель» 

     2.1. Исходные данные для проверки 

     ОАО «Волгоградмебель» зарегистрировано 13 ноября 2002г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 14 г.Волгоград за основным государственным регистрационным номером 1027714021521, свидетельство серия 77 № 004562186.

     Место нахождения: 400125, Российская Федерация, г.Волгоград, ул. Н-Отрады 26

     Последний кассовый отчёт был составлен  на 02.01.2005 г. С остатком на конец дня в сумме 8,9 тыс. руб. По учётным данным на дату проверки в кассе также числилось:

  • Марок госпошлины на сумму 1,5 тыс. руб.,
  • Туристических путёвок на 6,2 тыс. руб.

     После составления отчёта кассиром была предъявлена  кассовая наличность в сумме 12 тыс. руб..

     Кроме того, в кассе находилось чековая  книжка на получение с расчётного счёта в банке с неиспользованными чеками с №571037 по №571040. Чек №571037 подписан директором и главным бухгалтером комбината, заверен гербовой печатью, другие реквизиты (сумма и дата) отсутствуют (не заполнены).

     Кассовая  книга прошнурована, опечатана сургучной  печатью, не пронумерована и не подписана  директором комбината. Касса размещена  в отдельном изолированном помещении, на одном из окон отсутствует решётка. Для доставки денег из банка кассиру предоставляется автотранспорт без охраны. Последняя ревизия кассы была проведена по состоянию на 1 ноября.

     При проверки кассовых отчётов кассира  ОАО «Волгоградмебель» за декабрь 2005 г. Выявлены следующие переходящие остатки денежных средств в кассе:

     Таблица 1.

     Переходящий остаток денежных средств

дата 3.12 4.12 5.12 6.12 7.12 10.12 11.12 12.12 13.12 14.12 17.12 18.12 19.12 20.12 21.12 24.12 25.12 26.12 27.12 28.12 31.12 01.01
Сумма 15,4 705,3 235,1 19,6 19,5 15,8 13,4 10,5 9,8 10,3 13,7 13,9 673,6 275,3 25,3 19,9 7,9 13,5 12,9 11,9 13,5 14,3

Информация о работе Аудит денежных средств и расчётных операций