Аудит дебиторской задолженности на примере предприятия ООО ТК "Меркурий - Н"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью изучения курсовой работы «Аудит дебиторской задолженности» является углубление полученные теоретические знания в области аудита, приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы: умение анализировать сложившуюся на предприятии систему внутреннего учета и контроля, увязать ее с действующими нормативными материалами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 5
1.1 Цели, задачи и источники информации аудита дебиторской задолженности 5
1.2 Нормативно – правовое регулирование аудита дебиторской задолженности 8
2 ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО ТК «МЕРКУРИЙ - Н» 11
2.1 План аудита дебиторской задолженности 11
2.2 Программа аудиторской проверки дебиторской задолженности 14
2.3 Проверка организации документооборота, отражающего образование дебиторской задолженности 18
2.4 Проверка правильности ведения бухгалтерского учета операций по формированию дебиторской задолженности 21
2.5 Проверка расчетов с подотчетными лицами 26
2.6 Проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета по погашению дебиторской задолженности 31
2.7 Типичные ошибки и методы по их устранению 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

АУДИТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

     3) взаимозачетные операции;

     Взаимозачетная операция может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны. Однако при этом между сторонами не должно быть разногласий по вопросу проведения взаимозачета. По нашему мнению, отсутствие разногласий по проведению зачета взаимных требований должно подтверждаться актом сверки расчетов с указанием оснований возникновения встречных задолженностей (договоров) и с указанием расчетных документов, подтверждающих возникновение задолженности (счетов-фактур).

     4) уступка права требования погашения долгового обязательства.

     В соответствии с п. 8 ПБУ 19/02 финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Следовательно, первоначальной оценкой приобретенной дебиторской задолженности должна служить сумма, уплачиваемая за нее правоприобретателем. На эту сумму в бухгалтерском учете организации - правоприобретателя составляется запись: дебет 58, субсчет "Приобретенные права требования", кредит 51 или 76.

     В заключении необходимо обратить внимание на ответственность руководителей организаций, а также работников бухгалтерии за грубые нарушения правил бухгалтерского учета операций по формированию и погашению дебиторской задолженности. Согласно п. 3 ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое (два и более раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

     Если  бухгалтер грубо нарушил правила  учета, то штраф на организацию налагается в размере 5000 руб. При грубом нарушении правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения в течение более чем одного налогового периода штраф возрастает до 15 000 руб. Если из-за грубого нарушения правил учета была занижена налоговая база, то штраф составляет 10% суммы неуплаченных налогов, но не менее 15 000 руб.

     Если  нарушения не носят систематический характер, но искажение сумм начисленных налогов и сборов составило не менее чем 10% или искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности составило не менее чем 10%, то к должностным лицам организации может быть применена административная ответственность в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

     Таким образом, задача аудита дебиторской  задолженности – убедится в том, что показатель дебиторской задолженности  в финансовой отчетности организации не завышен, а так же в том, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентами числится на счетах учета в реальных значениях. Но не стоит забывать, что все - таки,  главной целью аудита дебиторской задолженности является проверка законности возникновения дебиторской задолженности и своевременности ее погашения, правильности учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности, получить необходимые аудиторские доказательства и сформировать мнение о достоверности и полноте информации о дебиторской задолженности, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации. Именно с помощью аудита можно выявить все искажения и недостатки учета проверяемой организации и исправить эти ошибки. 

     2.7 Типичные ошибки и методы по их устранению 

     Наиболее типичными ошибками при аудите дебиторской задолженности являются:

     1. Оценка отгруженной покупателям продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации. 
Товары отгруженные учитываются на счете 45 «Товары отгруженные» по фактической производственной или нормативной (плановой) себестоимости. 
Записи по дебету счета 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» могут производиться только в соответствии с оформленными документами (накладными, приемосдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий (товаров) или передаче их для реализации на комиссионных и иных подобных началах. Суммы списываются с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи» только при предъявлении покупателям (заказчикам) расчетных документов за отгруженную продукцию либо поступлении извещения комиссионера о реализации переданных ему изделий.

     Если предприятие отражает реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по мере оплаты покупателем (заказчиком) расчетных документов, то счет 45 «Товары отгруженные» используется для обобщения информации о наличии и движении всей отгруженной продукции (товаров), выполненных и сданных работ (услуг). При этом принятые на учет по счету 45 «Товары отгруженные» суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи» при оплате расчетных документов покупателем (заказчиком).

     В целях соблюдения единой методологии бухгалтерского учета на предприятии аудитор должен проверить использоваться ли единый метод определения следующей цепочки: «фактическая себестоимость незавершенного производства – фактическая себестоимость готовой продукции – фактическая себестоимость отгруженной и реализованной продукции».

     2. При отражении в учете отгруженной и реализованной продукции возможны два варианта ошибки:

     - Отражение в учете продукции как реализованной, в то время как в соответствии с договором она еще не может быть признана реализованной, а должна быть отражена в учете и отчетности как отгруженная;

     - Отражение в учете продукции как отгруженной, в то время как в соответствии с договором она уже реализована, т.е. момент перехода права собственности от продавца к покупателю уже состоялся.

     3. Отсутствие инвентаризации готовой продукции. При инвентаризации готовая продукция заносится в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.)

     Инвентаризация готовой продукции должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении готовой продукции в разных изолированных помещениях у одного материально - ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

     Инвентаризация готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной в срок покупателями, находящейся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. На счетах товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально - ответственных лиц (товары отгруженные), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по отгруженной продукции – копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), но находящимся на складах на складах сторонних организаций – сохраненными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации. Предварительно должна быть проведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.

      Аудитору необходимо убедиться составляют ли описи отдельно на товарно - материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. В описях на готовую продукцию, отгруженную и не оплаченную в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа. Готовая продукция, хранящаяся на складах других организаций, заносится в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

     Нередко в организациях допускаются ошибки и в учете расчетов с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за учетом расчетов данного вида. Данные ошибки значительно влияют на налогообложение организации, следует их избегать.  Наиболее частые нарушения: 

     1. В организации не соблюдается порядок выдачи денег под отчет:

     - отсутствует приказ руководителя, устанавливающий порядок выдачи работникам подотчетных средств; 

     - в приказе о порядке выдачи подотчетных средств не установлен круг лиц, имеющих право на получение денег под отчет, или не указаны размеры подотчетных сумм, а также сроки их возращения; 

     - производится выдача наличных средств работникам, не указанным в приказе о порядке выдачи подотчетных сумм; 

     - производится выдача наличных денег под отчет лицам, не отчитавшимся полностью по ранее полученным суммам; 

     - допускается передача полученных под отчет наличных денег одним работником другому. 

      Аудитор обязан проверить соблюдаются ли организацией при работе с подотчетными средствами принципы, установленные п. 11 «Порядка ведения кассовых операций». Выдача наличных денег под отчет должна осуществляться на основании приказа руководителя организации, в котором должен быть зафиксирован круг лиц, имеющих право на получение подотчетных сумм, указаны размеры подотчетных сумм и сроки, на которые они выданы. Запрещается выдача наличных денег под отчет работнику, не отчитавшемуся по ранее полученным подотчетным средствам, а также не допускается передача выданных под отчет денег одним работникам другому. 

     2. В организации не проводится инвентаризация расчетов с подотчетными лицамиВ соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности необходимо регулярно проводить инвентаризацию имущества и денежных обязательств организации, в т.ч. расчетов с подотчетными лицами (инвентаризация обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности). При большом количестве подотчетных лиц, при выдаче подотчетных сумм в крупных размерах несоблюдение порядка и сроков проведения инвентаризации данных расчетов может привести к нарушениям бухгалтерского учета и налогообложения. 

     4. К авансовым отчетам не прилагаются либо прилагаются не имеющие всех обязательных реквизитов оправдательные документы, подтверждающие произведенные за счет подотчетных сумм расходы. Аудитору следует убедиться, что все хозяйственные операции, проводимые предприятием оформляются оправдательными документами, которые служат основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета, в соответствии с законом «О бухгалтерском учете». При этом первичные документы должны приниматься для отражения в бухгалтерском учете, если содержат все обязательные реквизиты, дающие полную информацию о хозяйственной операции. К обязательным реквизитам относятся: наименование документа; дата составления документа; наименование организации, составившей документ; содержание хозяйственной операции; денежные и натуральные измерители хозяйственной операции; наименование должностей ответственных лиц и их подписи, заверенные печатью организации, продавшей материальные ценности, оказавшей услуги, выполнившей работы. Кроме того, в акте закупки ценностей у физических лиц должны быть приведены сведения о продавце, такие как адрес его постоянного местожительства и паспортные данные. Первичными оправдательными документами, подтверждающими расходование подотчетных средств, являются товарные чеки (накладные), квитанции к приходным кассовым ордерам, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета, счета-фактуры, проездные документы, акты закупки и т.д.[24].  
При отсутствии оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы за счет подотчетных сумм, либо при наличии документов с незаполненными в них обязательными реквизитами нет оснований для отражения операций по счетам бухгалтерского учета и, следовательно, эти суммы организация не имеет право включать в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Также необходимо предоставление чеков контрольно-кассовых машин при покупке ценностей у юридических лиц в розничной торговле. 

Информация о работе Аудит дебиторской задолженности на примере предприятия ООО ТК "Меркурий - Н"