Аудирование как вид речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Аудирование - это «сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план» (И. Л. Бим).
В условиях школы аудирование представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связанных сообщений учителя или диктора, слушание сообщений одноклассников, возможных гостей. После окончания школы не исключено слушание и понимание речи носителя языка, слушание радио- и телепередач, лекций на языке.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............…3
Глава 1 Аудирование как вид речевой деятельности ………………………...5
Система упражнений для обучения аудированию….…………............…..8
Специальные упражнения……………………………………………11
Неспециальные упражнения…………………………………………13
1.2 Подготовительные упражнения…………………..……………....…….…15
1.3 Подготовка иноязычного текста для аудирования……………….....……19
1.3.1 Дотекстовый этап……………………………………………………..20
1.3.2 Этап собственно слушания…………………………………………...21
1.3.3 Послетекстовый этап………………………………………………….22
1.3.4 Контроль текста после аудирования…………………………………23
Глава 2
Заключение ...………………………………………………………….………..31
Список источников…………………………………..…………………..……..33
Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 50.32 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.3 Послетекстовый этап

 

 

 

Прослушав текст и выполнив ряд упражнений к нему, можно и  дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи. Контроль понимания может проводиться  как на иностранном языке, так  и на родном; традиционным путем  либо с помощью тестов.

Критерии оценки понимания  содержания прослушанного сообщения  зависят прежде всего от того, насколько слушающему удалось реализовать коммуникативное намерение, установку.

Установка слушающего может  быть связана с пониманием основной и личностно-значимой информации, получением сведений, представляющих ценность для  практической деятельности или для  общения в коллективе. В связи с этим задания для проверки понимания текста могут быть трех типов:

– задания на понимание  содержания прослушанного;

– задания на творческую переработку воспринятой информации;

– задания на использование  полученных сведений в общении и  других видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.4 Контроль понимания  текста после аудирования

 

 

 

Перед прослушиванием учащимся следует сообщить о том, каким образом будет проверяться  результат понимания: должны ли они  после восприятия текста ответить на вопросы, выполнить тест множественного выбора или клоуз тест, составить план к тексту или навести порядок в предложенном плане, выписать ключевые слова или вписать их в предложенную таблицу, классифицировав их в соответствии с воспринятой информацией. Палитра заданий на контроль понимания очень многообразна. Основной критерий при выборе того или иного контрольного задания – цель работы с аудиотекстом и вид аудирования (глобальное, селективное, детальное). Примеры заданий на контроль понимания после прослушивания:

  • Подтвердить или опровергнуть высказывания;
  • Подобрать иллюстрации к тексту;
  • Упорядочить пункты плана;
  • Отметить на карте план маршрута;
  • Выполнить тест множественного выбора (из 3-4 утверждений – одно правильное, остальные – дистракторы - отвлекающие);
  • Выполнить тест восстановления (учащиеся слушают текст дважды. Второй раз текст предъявляется с пропусками с определенными заранее интервалами, например, каждого 7-го слова. Задача учеников – записать по порядку пропущенные слова.);
  • Выполнить альтернативный тест (да – нет, «+», «-»);
  • Выбрать заголовок текста из нескольких предложенных вариантов;
  • Определить количество смысловых частей;
  • Изобразить услышанное в виде рисунка.

Иногда после выполнения тестового задания можно предложить учащимся взаимно обменяться тетрадями, проверить друг у друга слова  по ключу и оценить правильность выполнения заданий.

         Таким образом, если контроль  при аудировании не будет регулярным, то не приходится рассчитывать на его эффективность. Важно, чтобы контроль охватывал всех учащихся. Необходимо учитывать разную сложность приемов контроля, начинать с более простых приемов, требующих минимума продуктивных форм речи на иностранном языке, например, ответов на общие вопросы, и постепенно переходить к более сложным («охарактеризуй», «объясни, почему»). При использовании приемов, связанных с речевой активностью, необходимо учитывать языковую подготовку школьников. Формы контроля должны соотноситься с пониманием разной степени глубины: от объяснения поверхностных фактов к глубинным.


Информация о работе Аудирование как вид речевой деятельности