Аудирование как вид речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Аудирование - это «сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план» (И. Л. Бим).
В условиях школы аудирование представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связанных сообщений учителя или диктора, слушание сообщений одноклассников, возможных гостей. После окончания школы не исключено слушание и понимание речи носителя языка, слушание радио- и телепередач, лекций на языке.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............…3
Глава 1 Аудирование как вид речевой деятельности ………………………...5
Система упражнений для обучения аудированию….…………............…..8
Специальные упражнения……………………………………………11
Неспециальные упражнения…………………………………………13
1.2 Подготовительные упражнения…………………..……………....…….…15
1.3 Подготовка иноязычного текста для аудирования……………….....……19
1.3.1 Дотекстовый этап……………………………………………………..20
1.3.2 Этап собственно слушания…………………………………………...21
1.3.3 Послетекстовый этап………………………………………………….22
1.3.4 Контроль текста после аудирования…………………………………23
Глава 2
Заключение ...………………………………………………………….………..31
Список источников…………………………………..…………………..……..33
Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 50.32 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.1Специальные  речевые упражнения

 

 

 

         Специальные речевые упражнения  нацелены не только на развитие  умения аудирования, они имеют попутные цели (закрепление лексики и грамматики). Они должны занимать небольшое время, но проводится регулярно.

Специальные речевые упражнения проводятся для того, чтобы учащиеся научились использовать подготовленные образцы в речевом синтезе, узнавать и понимать известные конструкции  в разнообразном окружении. При  выполнении этих упражнений следует  избегать перевода. Они могут сопровождаться анализом, но это будет только логический анализ, помогающий осмыслить содержание. Это могут быть упражнения, направленные на восприятие общего смысла высказывания или на выделение отдельных смысловых  групп, но всегда они направляют внимание слушающего на содержание речи и проводятся только на связанном материале.

В число речевых специальных  упражнений войдут упражнения, развивающие  умение соотносить часть и целое  в процессе слухового восприятия, находить в речи главную мысль, основное содержание, обращать внимание на заранее  указанный отрезок речи, понимать целое, независимо от отдельных трудных  для понимания частей (слов и предложений), догадываться о назначении отдельных  элементов на основе понимания целого, т.е. использовать языковую и логическую догадку в процессе слухового восприятия.

Специальные упражнения, направленные на:

    1.    Закрепление лексики:
    2. Закрепление грамматики:

c) Анализ, помогающий осмыслить содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Неспециальные речевые упражнения

 

 

 

Неспециальные упражнения направлены на обучение не только аудированию, но через него говорению, чтению, письму. Цель этих упражнений: обучать аудированию как средству обучения другим видам речевой деятельности. К этим упражнениям относятся следующие:

1) Упражнения для обучения  восприятию диалогической речи  «со стороны»:

  1. прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему;
  2. прослушайте начало диалога, составьте его окончание;
  3. прослушайте запись, перескажите разговор действующих лиц;
  4. прослушайте диалог, перескажите его в форме монолога (прокомментируйте его, дайте характеристику одному из действующих лиц, подберите к нему заголовок и объясните его) и т.д.;
  5. найдите место, где можно и нужно вмешаться в разговор с целью уточнить какое либо сообщение;
  6. выделите новую для вас информацию;
  7. выскажите свое мнение о логичности построения диалога товарищей;
  8. озаглавьте (укажите) тему беседы;
  9. добавьте информацию для собеседников А и Б.

2) Упражнения для восприятия  диалоговой речи при участии  в диалоге:

  1. прослушайте ряд вопросов. Дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе;
  2. прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе;
  3. по мере восприятия диалога в записи (или фрагмента кинофильма), замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями. Воспроизведите потом диалог в новом варианте в парной работе и т.д.

3) Упражнения для обучения  восприятию монологической речи:

  1. прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы;
  2. воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины и т.д.);
  3. просмотрите фильм , объясните его основную идею;
  4. выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их;
  5. прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея, д) оценка прослушанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Подготовительные упражнения

 

 

 

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в  подготовительных упражнениях можно  выделить две группы:

  1. упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера
  2. упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

В результате выполнения упражнений 1-й группы формируются следующие  умения:

  1. вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание;
  2. соотнесение звуковых образцов с семантикой;
  3. определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки);
  4. определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций;
  5. распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.

Вторая группа подготовительных упражнений способствует развитию:

  1. прогностических умений;
  2. объема кратковременной и словесно-логической памяти;
  3. механизма эквивалентных замен;
  4. речевого слуха;
  5. умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые  сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают:

  1. определять наиболее информативные части сообщения;
  2. устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;
  3. соотносить текст с ситуацией общения;
  4. членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них;
  5. письменно фиксировать основную часть информации.

Речевые упражнения:

1. Прослушайте тексты, различные  по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы

2. Прослушайте начало  рассказа u постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше

3. Рассмотрите рисунок,  прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании.

4. Прослушайте рассказ u перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.

5. Прослушайте рассказ u ответьте на вопросы

6. Прослушайте два рассказа u скажите, что в них общего и разного.

7. Прослушайте текст u подберите к нему заглавие

8. Прослушайте текст u изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями

9. Прослушайте текст u расположите пункты плана в нужном порядке

10. Прослушайте текст u определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение)

11. Прослушайте диалог  и кратко передайте его содержание.

12. Расскажите о .... прослушав текст.

13. Ответьте на вопросы,  прослушав фрагмент текста.

14. Прослушайте фрагмент  текста u используйте информацию из него в подготовке целевого высказывания (для определенного адресата).

15. Прослушайте несколько  фрагментов текста, составьте план  высказывания.

16. Составьте план высказывания  к заданной ситуации общения  и прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой информации.

17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные материалы,  отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание.

Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления:

1. Прослушайте две логически  связанные между собой фразы u повторите их.

2. Прослушайте речевые  образцы u покажите соответствующие им иллюстрации.

3. Прослушайте предложения  и выполните соответствующие действия с предметами или имитируйте эти действия.

4. Прослушайте предложения  и организуйте их в логической  последовательности.

5. Прослушайте две фразы u скажите, что пропущено (что появилось нового) во второй.

6. Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики.(Реплики постепенно удлиняются)

7. Повторяйте вслед за  диктором список слов. (Список  постепенно удлиняется.)

8. Повторяйте вслед за  диктором каждое новое слово,  самостоятельно повторяя перед  этим произнесенные им ранее слова.

9. Повторяйте вслед за  диктором предложения с добавленными  новыми словами в разных позициях (в конце, в середине предложения).

10. Повторяйте вслед за  диктором разные предложения  с одним и тем же словом или с одной u той же грамматической структурой.

11. Сравните предложения,  написанные на карточке и произносимые диктором. Установите лексические и грамматические различия между ними.

12. Прослушайте задания  к тексту для чтения и выполните  их.

13. Прослушайте предложения,  произносимые диктором в быстром  темпе, и постарайтесь определить, соответствуют ли они написанным на карточке.

Таким образом цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволит аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

 

1.3.  Подготовка  иноязычного текста для аудирования

 

 

 

Для эффективного обучения аудированию важен выбор аудиотекста. Существует ряд требований к текстам для аудирования: воспитательная ценность, интересный сюжет, информативность, значимость и достоверность излагаемых фактов, соответствие возрастному уровню развития ученика и конкретным целям обучения на разных этапах, аутентичность текста. (Под аутентичными текстами понимают тексты, «которые носители языка продуцируют для носителей языка, т.е. собственно оригинальные тексты, создаваемые для реальных условий, а не для учебной ситуации»). Для обучения аудированию в школе используются аутентичные, полуаутентичные и учебные тексты.

Для начальной школы наиболее релевантными могут быть такие тексты, как детские песни, стихи, сказки, рассказы, личное письмо в телестудию, мультфильмы, а для учащихся средней  школы (5—9 классы) — наряду с вышеназванными, объявления диктора в аэропорту, на вокзале, прогноз погоды, а также  подростковые телепередачи, видеофильмы.

Как отечественные, так и  зарубежные методисты традиционно  предлагают разбить работу над текстом на три этапа:

  1. до прослушивания,
  2. во время прослушивания,
  3. после прослушивания.

 

В программу действий с аудиотекстом должен быть включен и контроль.

 

 

 

1.3.1 Дотекстовый этап

 

 

 

Дотекстовый этап включает формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы проверки понимания. От первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель должен снять возможные трудности. Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание, какие возникнут трудности и как в связи с ними организовать свою работу. Задача учителя мотивационной установкой возбудить интерес школьников к предстоящей форме работы.

Наиболее типичные установки-задания для этого этапа  работы с текстом:

  1. обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания.
  2. догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям.
  3. краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

Таким образом, предварительная  инструкция создает мотивационную  и организационную установку, мобилизует на активную работу.

 

 

 

 

 

 

 

1.3.2 Этап собственно  слушания текста

 

 

 

При формировании навыков  аудирования прослушиваний может быть несколько, и при этом важно не потерять мотивацию. Новизна заданий поможет в этом:

  1. прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях
  2. прослушать текст и сказать, какие из предложенных словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений
  3. прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались.
  4. закончить следующие предложения.
  5. прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.
  6. прослушать текст и найти русский\английский эквивалент слов в параллельном столбце.

Информация о работе Аудирование как вид речевой деятельности