Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Аудирование - это «сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план» (И. Л. Бим).
В условиях школы аудирование представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связанных сообщений учителя или диктора, слушание сообщений одноклассников, возможных гостей. После окончания школы не исключено слушание и понимание речи носителя языка, слушание радио- и телепередач, лекций на языке.
Введение……………………………………………………………….............…3
Глава 1 Аудирование как вид речевой деятельности ………………………...5
Система упражнений для обучения аудированию….…………............…..8
Специальные упражнения……………………………………………11
Неспециальные упражнения…………………………………………13
1.2 Подготовительные упражнения…………………..……………....…….…15
1.3 Подготовка иноязычного текста для аудирования……………….....……19
1.3.1 Дотекстовый этап……………………………………………………..20
1.3.2 Этап собственно слушания…………………………………………...21
1.3.3 Послетекстовый этап………………………………………………….22
1.3.4 Контроль текста после аудирования…………………………………23
Глава 2
Заключение ...………………………………………………………….………..31
Список источников…………………………………..…………………..……..33
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Аудирование как вид речевой деятельности ………………………...5
1.2 Подготовительные упражнения………
1.3 Подготовка иноязычного
текста для аудирования………………..
1.3.1 Дотекстовый этап……………………………………………………..20
1.3.2 Этап собственно слушания…………………………………………...21
1.3.3 Послетекстовый этап………………………………………………….22
1.3.4 Контроль
текста после аудирования………………
Глава 2
Заключение ...………………………………………………………….……….
Список источников…………………………………
Приложение
Введение
Аудирование - это «сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план» (И. Л. Бим).
В условиях школы аудирование представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связанных сообщений учителя или диктора, слушание сообщений одноклассников, возможных гостей. После окончания школы не исключено слушание и понимание речи носителя языка, слушание радио- и телепередач, лекций на языке.
Примерная программа по иностранному
языку для основной школы составлена
на основе Фундаментального ядра содержания
общего образования и Требований
к результатам основного общего
образования, представленных в федеральном
государственном
По окончании средней образовательной школы, в соответствии с ФГОС, ученик должен:
Проблема в том, что требования к овладению аудированием в разных классах отличаются по объему предполагаемых для прослушивания текстов (длительность звучания) и по степени трудности языкового материала (наличие допустимого числа незнакомых слов), поэтому необходимо подбирать определенную систему упражнений по обучению аудированию для каждой возрастной категории, а именно со 2 – 9 классы.
Поэтому тема данной работы является актуальной.
Цель исследования:
Для того, чтобы реализовать цель были поставлены следующие задачи:
Глава 1 Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – это «сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план» (Инесса Львовна Бим).
Единицей аудирования является смысловое решение. Определяющее дальнейшее речевое и неречевое поведение слушающего.
Аудирование тесным образом связанно с другими видами речевой деятельности (говорением, чтением). Оно может входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, причем слушающий и говорящий могут попеременно меняться ролями.
Психологической основой понимания устной речи является процесс восприятия, узнавания человеком звуковых образов, языковых явлений и понимания их значения благодаря наличию у него речевого слуха на данном языке.
В программе по иностранным языкам указывается, «что овладение аудированием предполагает понимание учащимися иноязычной речи, построенной на программном языковом материале, в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи». Требования к овладеванию аудированием в разных классах отличаются по объему предполагаемых для прослушивания текстов (длительность звучания) и по степени трудности языкового материала ( наличие допустимого числа незнакомых слов).
В процессе аудирования решаются две цели. Учащиеся должны научиться понимать общее содержание текста и научится осуществлять (полное) детальное понимание содержания текста.
В процессе аудирования учащиеся усваивают определенное количество лексики рецептивно, что является обязательным в учебном процессе.
Проблема содержания обучения аудированию решается в методической литературе неоднозначно. Главная причина такого предложения состоит в том, что проблема содержания иностранных языков не имеет однозначного решения. В содержание обучения аудированию могут быть включены следующие компоненты:
Содержание обучения аудированию
компонент |
Психологический компонент |
Методологический компонент |
В лингвистический компонент включаются:
требования к текстам для аудирования (познавательная направленность, фабульность содержания, доступность текстов с языковой точки зрения, аутентичность текстов).
Психологический компонент обучения аудированию включает в свою структуру следующие компоненты:
При обучении этому рецептивному виду речевой деятельности нужно стремиться к одноразовому восприятию текста. Одноразовость1 – это естественное протекание устно–речевого общения на иностранном языке.
Методологический компонент в обучении аудированию включает в себя следующую структуру:
Таким образом в условиях школы
аудирование представляет собой слушание
и понимание речи по ведению урока, слушание
и понимание связанных сообщений учителя
и диктора, слушание сообщений одноклассников,
возможных гостей.
1.1 Система упражнений
для обучения аудированию
Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием на иностранном языке предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятельности: 1) опознание звукового потока; 2) восприятие значения аудируемых единиц; 3) выявление значимой информации в аудируемом тексте.
Безусловно, важен правильный выбор темы аудиотекста с точки зрения интересов школьников той или иной возрастной группы. Для школьников младших классов доступными и интересными являются тексты, основанные на сказочных сюжетах, занимательные истории о животных. Старшеклассников интересуют тексты, связанные с политикой, техникой, детективы. С большим интересом они слушают аудиотексты о любви и дружбе, о жизни народов других стран, о природе. Учащиеся выпускных классов проявляют интерес к текстам, связанным с выбором профессии.
Особые приемы направлены на тренировку внимания, особенно на начальном этапе (2-4й классы), когда она у учащихся рассеянно, неустойчиво. В этом случае учитель может использовать визуальные (изобразительные) и вербальные опоры при обучении аудированию. к визуальным опорам относятся карты, картинки, фотографии и другие графические материалы, которые учащиеся могут использовать вот время прослушивания текста.
Например:
На младшем этапе (5-6 классы)
основное внимание уделяется развитию
умения полностью понимать текст, основанный
на знакомом материале. На этом же этапе
формируется психологический
На следующем этапе (7-8й классы) обрабатываются оба вида аудирования - аудирование с полным пониманием и аудирование основного содержания.
В связи с этим задание для проверки понимания текста могут быть трех типов:
Главной задачей обучения
Упражнения на тренировку памяти
1. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы.
2. Прослушать текст, сравнить его спечатным и найти расхождения.
3. Запомнить все даты,
имена, географические
4. Прослушать слова и
сгруппировать их по какому-
5. Прослушать слова и
повторить лишь те из них,
которые относятся к какой-
Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования
Учитель использует упражнения на тренировку вероятного прогнозирования, чтобы подготовить учеников к устной речи, т. е. к пересказу.
1. Подобрать как можно больше определений к словам.
2. Составить возможные
словосочетания с
3. Составить наиболее типичные словосочетания (клише) и перевести их.
4. Упражнения на логическое
развитие замысла, которые
5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам (приложение 2.), вопросам и т.д.
Таким образом восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи и на преодоление трудностей, связанных с восприятием. Такие упражнения принято называть речевыми, которые в свою очередь делятся на специальные и неспециальные.
Информация о работе Аудирование как вид речевой деятельности