Аудирование как вид речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Аудирование - это «сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план» (И. Л. Бим).
В условиях школы аудирование представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связанных сообщений учителя или диктора, слушание сообщений одноклассников, возможных гостей. После окончания школы не исключено слушание и понимание речи носителя языка, слушание радио- и телепередач, лекций на языке.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............…3
Глава 1 Аудирование как вид речевой деятельности ………………………...5
Система упражнений для обучения аудированию….…………............…..8
Специальные упражнения……………………………………………11
Неспециальные упражнения…………………………………………13
1.2 Подготовительные упражнения…………………..……………....…….…15
1.3 Подготовка иноязычного текста для аудирования……………….....……19
1.3.1 Дотекстовый этап……………………………………………………..20
1.3.2 Этап собственно слушания…………………………………………...21
1.3.3 Послетекстовый этап………………………………………………….22
1.3.4 Контроль текста после аудирования…………………………………23
Глава 2
Заключение ...………………………………………………………….………..31
Список источников…………………………………..…………………..……..33
Приложение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 50.32 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………….............…3

Глава 1 Аудирование как вид речевой деятельности ………………………...5

    1. Система упражнений для обучения аудированию….…………............…..8
      1. Специальные упражнения……………………………………………11
      2. Неспециальные упражнения…………………………………………13

1.2 Подготовительные упражнения…………………..……………....…….…15

1.3 Подготовка иноязычного  текста для аудирования……………….....……19

               1.3.1 Дотекстовый этап……………………………………………………..20

     1.3.2 Этап собственно  слушания…………………………………………...21

     1.3.3 Послетекстовый этап………………………………………………….22

     1.3.4 Контроль  текста после аудирования…………………………………23

Глава 2

Заключение ...………………………………………………………….………..31

Список источников…………………………………..…………………..……..33

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Аудирование - это «сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план» (И. Л. Бим).

В условиях школы  аудирование представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связанных сообщений учителя или диктора, слушание сообщений одноклассников, возможных гостей. После окончания школы не исключено слушание и понимание речи носителя языка, слушание радио- и телепередач, лекций на языке.

Примерная программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном  государственном образовательном  стандарте общего образования второго  поколения.

По окончании средней  образовательной  школы, в соответствии с ФГОС,  ученик должен:

    1. воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
    2. воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
    3. воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую, нужную, необходимую информацию.

Проблема в том, что требования к овладению аудированием в разных классах отличаются по объему предполагаемых для прослушивания текстов (длительность звучания) и по степени трудности языкового материала (наличие допустимого числа незнакомых слов), поэтому необходимо подбирать определенную систему упражнений по обучению аудированию для каждой возрастной категории, а именно со 2 – 9 классы.

Поэтому тема данной работы является актуальной.

Цель исследования:

Для того, чтобы реализовать цель были поставлены следующие задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Аудирование как вид речевой деятельности

 

 

 

Аудирование – это «сложный, специфически человеческий вид внутренней речевой деятельности, которая в процессе обучения должна иметь выход во внешний план» (Инесса Львовна Бим).

Единицей аудирования является смысловое решение. Определяющее дальнейшее речевое и неречевое поведение слушающего.

Аудирование тесным образом связанно с другими видами речевой деятельности (говорением, чтением). Оно может входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, причем слушающий и говорящий могут попеременно меняться ролями.

Психологической основой  понимания устной речи является процесс  восприятия, узнавания человеком  звуковых образов, языковых явлений  и понимания их значения благодаря  наличию у него речевого слуха  на данном языке.

В программе по иностранным  языкам указывается, «что овладение  аудированием предполагает понимание учащимися иноязычной речи, построенной на программном языковом материале, в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи». Требования к овладеванию аудированием в разных классах отличаются по объему предполагаемых для прослушивания текстов (длительность звучания) и по степени трудности языкового материала ( наличие допустимого числа незнакомых слов).

В процессе аудирования решаются две цели. Учащиеся должны научиться понимать общее содержание текста и научится осуществлять (полное) детальное понимание содержания текста.

В процессе аудирования учащиеся усваивают определенное количество лексики рецептивно, что является обязательным в учебном процессе.

Проблема содержания обучения аудированию решается в методической литературе неоднозначно. Главная причина такого предложения состоит в том, что проблема содержания иностранных языков не имеет однозначного решения. В содержание обучения аудированию могут быть включены следующие компоненты:

 

Содержание обучения аудированию

Лингвистический

компонент

 

Психологический

компонент

 

Методологический

компонент


 

В лингвистический компонент  включаются:

  1. методически организованный лексико –грамматический и фонетический минимум;
  2. трудности, связанные с восприятием языковой формы;

требования к текстам  для аудирования (познавательная направленность, фабульность содержания, доступность текстов с языковой точки зрения, аутентичность текстов).

Психологический компонент  обучения аудированию включает в свою структуру следующие компоненты:

  1. учет мотивов и интересов учащихся при обучении аудированию как виду речевой деятельности;
  2. аудитивные навыки и умения (подсознательно различать формы слов, словосочетаний, грамматический структур на слух; развивать объем слуховой памяти; понимать всевозможные сочетания усвоенного материала (на разных уровнях); понимать речь в механической записи);
  3. специальные способности (фонематический и интонационный слух, речевая антиципация);
  4. психологические механизмы – долговременная и оперативная память; узнавание и сличение; осмысление;
  5. трудности, связанные с восприятием языковой формы (восприятие монологической речи легче, а восприятие диалогической речи сложнее);
  6. характер связи аудирования с другими видами речевой деятельности (в первую очередь с говорением).

При обучении этому рецептивному виду речевой деятельности нужно  стремиться к одноразовому восприятию текста. Одноразовость1 – это естественное протекание устно–речевого общения на иностранном языке.

Методологический компонент  в обучении аудированию включает в себя следующую структуру:

  1. навыки самостоятельной работы над аудированием;
  2. использование различных опор, облегчающих понимание прослушанного.

Таким образом в условиях школы аудирование представляет собой слушание и понимание речи по ведению урока, слушание и понимание связанных сообщений учителя и диктора, слушание сообщений одноклассников, возможных гостей.  
1.1  Система упражнений для обучения аудированию

 

 

 

Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием на иностранном языке предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятельности: 1) опознание звукового потока; 2) восприятие значения аудируемых единиц; 3) выявление значимой информации в аудируемом тексте.

Безусловно, важен правильный выбор темы аудиотекста с точки зрения интересов школьников той или иной  возрастной группы. Для школьников младших классов доступными и интересными являются тексты, основанные на сказочных сюжетах, занимательные истории о животных. Старшеклассников интересуют тексты, связанные с политикой, техникой, детективы. С большим интересом они слушают аудиотексты о любви и дружбе, о жизни народов других стран, о природе. Учащиеся выпускных классов проявляют интерес к текстам, связанным с выбором профессии.

Особые приемы направлены на тренировку внимания, особенно на начальном  этапе (2-4й классы), когда она у  учащихся рассеянно, неустойчиво. В  этом случае учитель может использовать визуальные (изобразительные) и вербальные опоры при обучении аудированию. к визуальным опорам относятся карты, картинки, фотографии и другие графические материалы, которые учащиеся могут использовать вот время прослушивания текста.

Например:

  1. прослушайте описание знакомых вам фруктов и овощей и подберите соответствующие картинки. Выбирайте картинку тогда, когда услышите характерные особенности фруктов и овощей, так как в их описании много общего;
  2. прослушайте текст-загадку; догадайтесь, о ком идет речь и т.д.

На младшем этапе (5-6 классы) основное внимание уделяется развитию умения полностью понимать текст, основанный на знакомом материале. На этом же этапе  формируется психологический механизм смыслового восприятия на слух и умения добиваться понимания вербальными  средствами.

  1. прослушайте рассказ и скажите, о ком в нем говорится и что о нем сказано;
  2. послушайте еще раз рассказ и перескажите эпизод;
  3. прослушайте рассказ и придумайте ему название;
  4. прослушайте текст и подберите иллюстрации к нему;
  5. прослушайте следующее сообщение и скажите, о каком предмете (явлении, событии) идет речь.

На следующем этапе (7-8й  классы) обрабатываются оба вида аудирования  - аудирование с полным пониманием и аудирование основного содержания.

В связи с этим задание  для проверки понимания текста могут  быть трех типов:

  1. задание на понимание содержания прослушанного;
  2. задание на творческую переработку воспринятой информации;
  3. задание на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности.

         Главной задачей обучения аудированию на старшем этапе (8-11й классы) является совершенствование ранее сформированных умений и, по необходимости, их коррекция. Аудирование на этом этапе должно успешно осуществляться с однократного предъявления аудиосообщения. Поскольку, однако, в обучении иностранному языку в старших классах в соответствии с существующей программой в основном используются речевые единицы, то аудиотексты строятся преимущественно на новых сочетаниях уже известных речевых единиц.

Упражнения на тренировку памяти

1. Согласиться с утверждениями  или опровергнуть их после  прослушивания текста. Вместо утверждений  можно использовать вопросы.

2. Прослушать текст, сравнить  его спечатным и найти расхождения.

3. Запомнить все даты, имена, географические названия  и т.д. и повторить их в  той же последовательности.

4. Прослушать слова и  сгруппировать их по какому-либо  принципу или признаку.

5. Прослушать слова и  повторить лишь те из них,  которые относятся к какой-либо  одной теме.

Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования

Учитель использует упражнения на тренировку вероятного прогнозирования, чтобы подготовить учеников к  устной речи, т. е. к пересказу.

1. Подобрать как можно  больше определений к словам.

2. Составить возможные  словосочетания с существительными / глаголами / наречиями / прилагательными.

3. Составить наиболее  типичные словосочетания (клише)  и перевести их.

4. Упражнения на логическое  развитие замысла, которые предполагают  умение закончить фразу, текст  и т.д.

5. Определить содержание  по заголовку, иллюстрациям, ключевым  словам (приложение 2.), вопросам и  т.д.

         Таким образом восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи и на преодоление трудностей, связанных с восприятием. Такие упражнения принято называть речевыми, которые в свою очередь делятся на специальные и неспециальные.

Информация о работе Аудирование как вид речевой деятельности