Аспекты бухгалтерского учета и прочей дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать все аспекты бухгалтерского учета прочей дебиторской задолженности.
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи курсовой работы, а именно:
1. Изучить характеристику счетов, предназначенных для учета прочей дебиторской задолженности;
2. Исследовать синтетический и аналитический учет прочей дебиторской задолженности на материалах предприятия ТОО «Нива»;
3. В рамках данного исследования рассмотреть учет краткосрочной дебиторской задолженности совместных, дочерних и ассоциированных организаций;
4. Выявить порядок выдачи денежных средств подотчетным лицам и оплаты командировочных расходов, а также учета подотчетных сумм и других видов задолженности работников;
5. Определить порядок учета краткосрочной дебиторской задолженности по аренде;
6. Обозначить принципы создания резерва по сомнительным требования и раскрыть порядок учета безнадежной дебиторской задолженности.

Содержание

Введение
1 Сущность, виды прочей дебиторской задолженности и их характеристика
2 Порядок и сроки инвентаризации расчетов с дебиторами
3 Учет дебиторской задолженности дочерних, зависимых и совместно контролируемых юридических лиц и ее документальное оформление
4 Документальное оформление и учет начисленных вознаграждений
5 Учет задолженности работников
6 Учет дебиторской задолженности по аренде, налогу на добавленную стоимость, резервам по сомнительным требованиям
7 Проблемы и перспективы раскрытия информации о прочей дебиторской задолженности в финансовой отчетности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 61.24 Кб (Скачать)

 

Арендная плата определяется в процентах к сумме оставшегося  обязательства, и для распределения  платы по периодам, при этом допускаются  приближенные расчеты.

 

Аналитический учет по счету 1270 «Краткосрочные вознаграждения к  получению» ведется по предприятиям-займополучателям, векселедателям, арендаторам и т.д. и времени возникновения задолженности по процентам в ведомости, имеющей форму оборотной ведомости. [14, с.292]

 

Операцию по начислению и  списанию вознаграждений за переданные основные средства на условиях финансовой аренды бухгалтерская служба предприятия  ТОО «Нива» отразила в учете следующим  образом (таблица 2).

 

Таблица 2 Корреспонденция  счетов по учету начисленных вознаграждений (тыс.тенге)

 

 

п/п 

Операция 

Сумма 

Корреспонденция счетов 

 

Дебет 

Кредит 

 

 Отражена стоимость  оборудования 

10000 

2410 

4150 

 

на сумму процентов 

2500,0 

2920 

4160 

 

В конце первого года начисляются  проценты, причитающиеся арендодателю 

937,5 

7310 

2920 

 

 

 

Суммы вознаграждения и арендных обязательств, 937,5 тыс. тенге и 1562,5 тыс. тенге, соответственно, дают в итоге 2500,0 тыс. тенге, т.е. общую сумму платежа  по договору финансовой аренды. График арендных платежей можно привести в  форме таблицы, в которой отражаются начисляемые проценты в конце  каждого года и сокращение основного  долга по годам и суммы амортизации. (Приложение 1)

 

Распределение платежа на суммы вознаграждения и арендного  обязательства производится:

 

-- на конец 1 года: 7500,0 х  12,5% = 937,5 -- сумма вознаграждения;

 

2500,0 -- 937,5 = 1562,5 -- сумма арендного  обязательства;

 

-- на конец 2 года: 5937,5 х  12,5% = 742,2 -- сумма вознаграждения;

 

2500,0 -- 742,2 = 1757,8 -- сумма арендного  обязательства и т.д.

 

При этом ставка процента, подразумеваемая  в договоре финансового лизинга, обеспечивает равенство между справедливой стоимостью и суммой дисконтируемой стоимости минимальных арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости. Минимальные арендные платежи -- это платежи, предусмотренные на срок аренды.

5 Учет задолженности работников

 

Краткосрочная дебиторская  задолженность работников ТОО «Нива» может возникать по расчетам с  командировочными и прочими подотчетными лицами, по возмещению материального  ущерба, по расчетам за товары, проданные  в кредит и по предоставленным  займам.

 

Эти расходы не всегда можно  оплатить путем безналичных расчетов через учреждения банков, в силу чего для их оплаты и осуществления  других аналогичных расходов работникам выдают в подотчет согласно расчету, утвержденному руководителем предприятия, наличные деньги. [14,с.293]

 

Предприятия выдают своим  работникам в подотчет суммы, которые  используются подотчетными лицами для  приобретения в магазинах канцелярских товаров, бланков, оплаты почтовых переводов  и других расходов, необходимых для  хозяйственной деятельности предприятия, а также эти средства используют для оплаты командировочных расходов.

 

Авансы выдаются по необходимости  в погашении расходов тем сотрудникам, на которых возложена обязанность  осуществить расходы из подотчетных  сумм и которых направляют приказом руководителя в командировки. Деньги на служебные командировки выдаются в пределах сумм, причитающихся командированным  лицам, на оплату проезда (туда и обратно), суточных расходов и расходов по найму  помещения, рассчитанных согласно сроку  командировки. Отчетом об использованных суммах является авансовый отчет, который  составляется не позднее 5 дней после  выдачи денег на хозяйственные расходы  или истечении срока командировки и представляется в бухгалтерию. Выдача последующих наличных средств  подотчет производится при условии  полного отчета по ранее выданным суммам.

 

Бухгалтерская служба ТОО  «Нива» удерживает из суммы оплаты труда работника не возмещенный  им своевременно остаток аванса. Распоряжение об удержании подается не позднее  одного месяца со дня окончания срока, установленного для возврата аванса. Пропустив этот срок, администрация  теряет право на удержание соответствующих  сумм в бесспорном порядке. В этом случае (если работник оспаривает основание  или размер удержаний) взыскание  сумм производится в судебном порядке.

 

Проверенный авансовый отчет  утверждается главным бухгалтером  и руководителем предприятия. Неправильно  заполненные авансовые отчеты и  приложенные к ним документы  возвращаются подотчетным лицам  для переоформления. На документах, приложенных к авансовым отчетам, проставляется штамп или надпись  от руки «Оплачено» или «Погашено» с указанием даты (года, числа, месяца).

 

Авансовым отчетом оформляются  не только хозяйственные расходы, но также и расходы на командировки. Командировкой считается поездка  работника предприятия в другую местность для выполнения служебных  заданий на определенный срок и по распоряжению руководителя этого предприятия. В командировку может быть направлен  работник, связанный с предприятием трудовым договором.

 

Отправка работника в  командировку оформляется на основании  приказа, в котором указывается  пункт назначения и наименование учреждения, сроки и цель командировки. Командированному работнику выдается командировочное удостоверение, подписанное руководителем, и делается отметка о дне отъезда.

 

Регистрация работников, отбывающих в командировку и прибывающих  в командировку на данное предприятие, ведется в специальных журналах согласно приложениям №1 и 2 «Правил  о служебных командировках в  пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета», утвержденных постановлением Правительства  РК от 22 сентября 2000 года №1428.

 

Командированному работнику  возмещаются следующие расходы, которые в дальнейшем предприятие  имеет право взять на вычеты при  расчете корпоративного подоходного  налога:

 

- за каждый день нахождения  в командировке оплачиваются  суточные в размере, установленном  Правительством Республики:

 

для государственных учреждений за счет государственного бюджета - в  размере 50% от МРП;

 

- по найму жилого помещения  и проезду на основании предъявленных  документов, включая оплату расходов  за бронь, а также за пользование  постельными принадлежностями в  поездах:

 

для государственных учреждений - руководителям и их заместителям сумма расходов не должна превышать 5 МРП в городах Астане и Алматы, 4 МРП - в областных центрах, 2 МРП - в районных центрах; прочим работникам - 4 МРП в городах Астане и Алматы, 3 МРП - в областных центрах, 2 МРП - в районных центрах;

 

для прочих предприятий - по фактическим расходам;

 

- оплачиваются расходы  по проезду автотранспортом (кроме  такси) к железнодорожной станции,  пристани, аэродрому, если они  находятся за чертой населенного  пункта, при наличии подтверждающих  документов.

 

Для оплаты командировочных  вышеперечисленных расходов работникам ТОО «Нива» в кассе выдают аванс, то есть согласно произведенному расчету  выдаются в подотчет наличные денежные средства.

 

Авансовые отчеты с приложенными к ним документами сдаются  бухгалтеру, который проверяет законность и целесообразность произведенных  расходов, их соответствие утвержденным нормам, а также правильность оформления счетов и документов.

 

Учет расчетов с подотчетными лицами осуществляется на активном счете 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность  работников». В Рабочем плане  счетов ТОО «Нива» к этому счету  открыты следующие субсчета:

 

- 1251 расчеты с подотчетными  лицами;

 

- 1253 с работающими - за  товары, проданные в кредит и  по предоставленным займам;

 

- 1252 по возмещению материального  ущерба.

 

Счет 1250 «Краткосрочная дебиторская  задолженность работников» используется бухгалтерской службой ТОО «Нива» в том случае, если подотчетному лицу выданы суммы в подотчет, после  чего предоставлен отчет об использовании  этих сумм. В случае, когда подотчетное лицо сначала предоставляет отчет об использовании своих собственных средств и только после этого предприятие ему возмещает произведенные расходы, используется субсчет 3392 «Краткосрочная кредиторская задолженность по служебным командировкам» счета «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность».

 

Например, экономист ТОО  «Нива» Бугаев К.И. согласно приказа  от 15 июня был направлен в областной  департамент сельского хозяйства  на совещание. Убыл из ТОО «Нива» 17 июня и в тот же день прибыл на место, выбыл 19 июня и в тот же день прибыл в ТОО «Нива».

 

На основании данной операции бухгалтерской службой был составлен  расходный кассовый ордер на выдачу в подотчет Бугаеву К.И. денежных средств в сумме 4000 тенге. (Приложение 2)

 

По возвращению Бугаев К.И. предоставил авансовый отчет, к которому были приложены 2 проездных  билета (туда и обратно) стоимостью по 300 тенге каждый, счет гостиницы  за 2 ночи на сумму 800 тенге. Авансовый  отчет и расчет суммы командировочных  расходов представлены в Приложении 3.

 

Также Бугаев К.И. возвратил  в кассу остаток неиспользованного  аванса. (Приложение 4)

 

Движение средств на счетах характеризуют нижеследующие бухгалтерские  корреспонденции. (таблица 3)

 

Таблица 3 - Корреспонденция  счетов по учету расчетов с подотчетными лицами

 

 

п/п 

Содержание операций 

Корресп-я счетов 

Сумма 

 

дебет 

кредит  

 

Выдача в подотчет на командировочные  расходы 

1251 

1010 

4000 

 

Утвержден авансовый отчет 

7210 

1251 

3460 

 

Возврат неизрасходованных  подотчетными лицами сумм 

1010 

1251 

540 

 

 

 

На исследуемом предприятии  все операции по выдаче авансов под  отчет и расчеты по ним отражают в журнале-ордере № 7. Основанием для  записей в журнал-ордер служат принятые авансовые отчеты, утвержденные руководителем предприятия и  приложенные к ним документы, а также кассовые отчеты предприятия. Таким образом, в журнале-ордере осуществляется одновременно аналитический  и синтетический учет. (Приложение 5)

 

На предприятии ТОО  «Нива» также осуществляются расчеты  с работниками по возмещению материального  ущерба. Товары в кредит работникам не отпускаются, поэтому данный вид  расчетов не применяется в бухгалтерском  учете.

 

По договору о материальной ответственности за причиненный  ущерб работник ТОО «Нива» несет  материальную ответственность в  пределах своего среднего месячного  заработка. В ряде случаев работнику  грозит материальная ответственность  в полном размере причиненного ущерба. Эти случаи перечислены в статье 91 Закона о труде Республики Казахстан.

 

Работники несут материальную ответственность в полном размере  вреда, причиненного по их вине работодателю, в случаях, когда:

 

1) между работником и  работодателем заключен письменный  договор о принятии на себя  полной материальной ответственности  за не обеспечение сохранности  имущества и др. ценностей, переданных  работнику; 

 

2) в соответствии с законодательством  на работника возложена полная  материальная ответственность за  вред, причиненный работодателю  при исполнении трудовых обязанностей;

 

3) имущество и др. ценности  были получены работником под  отчет по разовой доверенности  или по другим разовым документам;

 

4) вред причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического  опьянения; 

 

5) вред причинен недостачей, умышленным уничтожением или  умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в т. ч.  при их изготовлении, а также  инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и др. предметов,  выданных работодателем работнику  в пользование; 

 

6) вред причинен в результате  разглашения коммерческой тайны; 

 

7) вред причинен действиями  работника, содержащими признаки  деяний, преследуемых в уголовном  порядке. 

 

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником в любом  случае сохраняется 50% заработка.

 

На предприятии ТОО  «Нива» ответственность за материальный ущерб у работников может возникнуть в случае товарных потерь. На данном предприятии учет товарных потерь ведется  согласно пункта 85 Методических рекомендаций к СБУ 24 "Организация бухгалтерской  службы.

 

В процессе осуществления  торговой деятельности нередко происходит порча сельхозпродукции.

 

Бухгалтерская служба предприятия  производит учет товарных потерь в  процессе осуществления следующих  операций:

 

- составляет Акт о порче  товаров.

 

- подразделяет товарные  потери на нормируемые и ненормируемые;

 

- учет нормируемых потерь  производится в соответствии  со стандартами бухгалтерского  учета в РК, а именно с СБУ  № 24.

 

- учет ненормируемых потерь  списываются на виновных лиц.

 

- относит суммы нормируемой  и ненормируемой убыли на соответствующие  счета.

 

Таким образом, суммы ненормируемой  убыли относятся на счет 1252 при  признании материального ущерба виновным лицом или присуждении  этой суммы к взысканию судебными  органами.

 

Движение средств на счетах 1251, 1252 характеризуют нижеследующие  бухгалтерские корреспонденции, полученные нами из кассовой книги за исследуемый  период. (таблица 4)

 

Таблица 4 - Корреспонденция  счетов по учету расчетов с подотчетными лицами

 

 

п/п 

Содержание операций 

Корресп-я счетов 

Сумма 

 

дебет 

кредит  

 

Выявлена в отчетном периоде  недостача, признанная виновным лицом, или присужденная к взысканию 

Информация о работе Аспекты бухгалтерского учета и прочей дебиторской задолженности