Аспекты бухгалтерского учета и прочей дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать все аспекты бухгалтерского учета прочей дебиторской задолженности.
В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи курсовой работы, а именно:
1. Изучить характеристику счетов, предназначенных для учета прочей дебиторской задолженности;
2. Исследовать синтетический и аналитический учет прочей дебиторской задолженности на материалах предприятия ТОО «Нива»;
3. В рамках данного исследования рассмотреть учет краткосрочной дебиторской задолженности совместных, дочерних и ассоциированных организаций;
4. Выявить порядок выдачи денежных средств подотчетным лицам и оплаты командировочных расходов, а также учета подотчетных сумм и других видов задолженности работников;
5. Определить порядок учета краткосрочной дебиторской задолженности по аренде;
6. Обозначить принципы создания резерва по сомнительным требования и раскрыть порядок учета безнадежной дебиторской задолженности.

Содержание

Введение
1 Сущность, виды прочей дебиторской задолженности и их характеристика
2 Порядок и сроки инвентаризации расчетов с дебиторами
3 Учет дебиторской задолженности дочерних, зависимых и совместно контролируемых юридических лиц и ее документальное оформление
4 Документальное оформление и учет начисленных вознаграждений
5 Учет задолженности работников
6 Учет дебиторской задолженности по аренде, налогу на добавленную стоимость, резервам по сомнительным требованиям
7 Проблемы и перспективы раскрытия информации о прочей дебиторской задолженности в финансовой отчетности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 61.24 Кб (Скачать)

 

- а также расчеты по  возмещению материального ущерба (недостача, хищение, порча и  другие), причиненного организации  работником и другими лицами (1252);

 

1260 «Краткосрочная дебиторская  задолженность по аренде», на  которой отражается информация  о подлежащей к поступлению  арендной плате по текущей  аренде, а также сумма основного  долга по арендным обязательствам  к поступлению по финансируемой  аренде, лизингу.

 

1270 «Краткосрочные вознаграждения  к получению», на котором учитываются  операции, связанные с наличием  и движением дебиторской задолженности  по:

 

- начисленным дивидендам  по акциям (долям участия);

 

- начисленным вознаграждениям  по полученным векселям, финансируемой  аренде, лизингу, предоставленным  займам, приобретенным финансовым  инвестициям, доверительному управлению;

 

1280 «Прочая краткосрочная  дебиторская задолженность», на  которой учитываются операции, связанные  с наличием и движением прочей  дебиторской задолженности, не  упомянутой в пояснениях к  счетам 1250-1270, например:

 

- возврат бракованных  материалов;

 

- сумма, ошибочно списанная  со счетов в банках;

 

- излишне перечисленные  суммы в бюджет;

 

- суммы претензий, предъявленных  к поставщикам, подрядчикам, транспортным  организациям и иным организациям  за обнаруженные несоответствия, недостачи товарно-материальных  запасов сверхнормативных потерь;

 

- подлежащая к поступлению  арендная плата по текущей  аренде;

 

- сумма основного долга  по арендным обязательствам к  поступлению по финансируемой  аренде, лизингу;

 

- возмещение убытков от  чрезвычайных ситуаций (по договору  страхования);

 

- штрафы, пени, неустойки;

 

- дебиторская задолженность,  связанная с операциями по  доверительному управлению и  другие.

 

1290 «Резерв по сомнительным  требованиям», который отражает  информацию о создании и движении  резервов по сомнительным требованиям. [10,с.24]

2 Порядок и сроки инвентаризации  расчетов с дебиторами

 

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном  положении. На основе данных бухгалтерского учета предприятия составляют годовую  финансовую отчетность.

 

Для обеспечения достоверности  данных учета и отчетности перед  составлением годовой финансовой отчетности все предприятия должны провести инвентаризацию имущества и обязательств. [22, с.7]

 

Международные стандарты  финансовой отчетности напрямую не устанавливают  порядок проведения инвентаризации имущества предприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия  должны проводить инвентаризацию хозяйственных  средств. [17, с.492]

 

Порядок проведения инвентаризаций установлен методическими рекомендациями к стандарту бухгалтерского учета  №24. В них определены как общие  правила проведения инвентаризации, так и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и  финансовых обязательств. [8, с.254]

 

Процедуры внутреннего контроля предприятия основываются на защитных принципах бухгалтерского учета, в  том числе двойной записи, балансовом обобщении, контрольной, аналитической  и других функциях. Наряду с этим широкого применения требует инвентаризация, как одно из условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. [12, с.14]

 

Инвентаризации подлежат не только имущество организации, но и ее расчеты с дебиторами и  кредиторами. При этом проверяется  и подтверждается правильность осуществления  расчетов с ними и обоснованность сумм, числящихся на соответствующих  счетах бухгалтерского учета.

 

При проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами  необходимо руководствоваться Законом  Республики Казахстан "О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности", казахстанскими и международными стандартами  учета.

 

Инвентаризация расчетов с дебиторами заключается в проверке обоснованности числящихся на бухгалтерских  счетах сумм дебиторской задолженности  и их реальности. Инвентаризация расчетов с дебиторами включает в себя: расчеты  с покупателями и заказчиками; расчеты  с подотчетными лицами; расчеты с  работниками за товары проданные  в кредит и по материальному ущербу, расчеты с арендаторами, расчеты  со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, а также расчеты с дебиторами по прочим финансовым активам.

 

Инвентаризацию расчетов с дебиторами обязаны проводить  все организации. Периодичность  этой процедуры предприятие определяет самостоятельно. Оговоримся, что есть случаи, когда предприятие должно провести инвентаризацию независимо от воли руководства. Например, это необходимо сделать организации-кредитору до того, как она спишет безнадежную  задолженность. При этом руководитель предприятия должен издать приказ по форме ИНВ-22.

 

На дату проведения инвентаризации бухгалтерии необходимо составить  справку о состоянии дебиторской  задолженности предприятия. Этот документ нужно приложить к «Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (форма ИНВ-17). Он должен содержать  подробные сведения о каждом дебиторе, сумму задолженности и причину  ее возникновения. Также там перечисляют  документацию, которая подтверждают задолженность (прежде всего, это платежные  и отгрузочные документы). В форме  ИНВ-17 предусмотрены графы для  выделения подтвержденного и  неподтвержденного дебиторами долга. Помимо этого, в ней отдельно указывают  обязательства, срок исковой давности по которым подошел к концу.

 

К сожалению, в акте не отведено места для указания сумм задолженности  с еще не истекшим сроком давности, но которую, тем не менее, посчитали  нереальной для взыскания. Поэтому  предприятие может ввести в документ дополнительную графу. Если этого не сделать, то сумма безнадежных долгов сольется с «просроченными» обязательствами.

 

На основании составленного  акта директору предприятия надо издать приказ о списании безнадежной  задолженности.

 

Также при проверке расчетов следует установить:

 

- имеется ли равенство  остатков (дебетовых и кредитовых  раздельно) по счетам расчетов  по балансу, остаткам в оборотных  ведомостях (карточках аналитического  учета), а также законность и  хозяйственную целесообразность  совершенной операции.

 

- правильность и обоснованность  числящейся в бухгалтерском учете  суммы задолженности по недостачам  и хищениям.

 

Сведения о реальности учтенных финансовых активов записываются в инвентаризационные описи или  акты инвентаризации.

3 Учет дебиторской задолженности  дочерних, зависимых и совместно  контролируемых юридических лиц  и ее документальное оформление

 

Как уже было рассмотрено  во введении курсовой работы, объектом исследования послужили практические материалы бухгалтерского учета  на предприятии ТОО «Нива». Основными  видами деятельности ТОО «Нива» является:

 

- Производство и сбыт, сельскохозяйственной продукции;

 

- Производство и сбыт  продовольственных товаров;

 

- Производство и сбыт  товаров народного потребления;

 

- Коммерческая, посредническая  деятельность.

 

Зарегистрировано 15 октября 2003 года. Деятельность ТОО строится на основании Гражданского кодекса  Республики Казахстан, а также на основании Устава. Кроме основного  вида деятельности ТОО «Нива» ведет  торгово-посредническую деятельность.

 

Рабочий план счетов предприятия  разработан в соответствии со спецификой деятельности предприятия. В нем  открыты синтетические и аналитические  счета, исходя из потребностей деятельности организации в соответствии с  законодательством Республики Казахстан  и учредительными документами.

 

Синтетические счета бухгалтерского учета в рабочем плане счетов открыты в порядке уменьшения ликвидности. Номера счетов бухгалтерского учета в рабочем плане счетов содержат четыре знака. Первая цифра  номера указывает на принадлежность к разделам, вторая - на принадлежность к подразделам, которые расположены  в порядке уменьшения ликвидности, третья - на принадлежность к группам  синтетических счетов, четвертая  цифра - определяется предприятием самостоятельно в порядке ликвидности расположения синтетических счетов. [3, с.1]

 

Возникновение дебиторской  задолженности у данного предприятия  отражается по дебету счетов раздела 1 «Краткосрочные активы» подраздел  «Краткосрочная дебиторская задолженность».

 

Данный подраздел включает в себя следующие счета:

 

1210 «Краткосрочная дебиторская  задолженность покупателей и  заказчиков»;

 

1220 «Краткосрочная дебиторская  задолженность дочерних организаций»;

 

1230 «Краткосрочная дебиторская  задолженность ассоциированных  и совместных организаций»

 

1240 «Краткосрочная дебиторская  задолженность филиалов и структурных  подразделений»

 

1250 «Краткосрочная дебиторская  задолженность работников»

 

1260 «Краткосрочная дебиторская  задолженность по аренде»

 

1270 «Краткосрочные вознаграждения  к получению»

 

1280 «Прочая краткосрочная  дебиторская задолженность»

 

1290 «Резерв по сомнительным  требованиям»

 

Для учета дебиторской  задолженности дочерних, зависимых, ассоциированных и совместных организаций  предусмотрены следующие группы счетов:

 

Группа счетов 1220 «Краткосрочная дебиторская задолженность дочерних организаций». На счетах этой группы отражаются операции по расчетам с дочерними  организациями за реализованные  активы и оказанные услуги сроком до одного года и прочая краткосрочная  дебиторская задолженность дочерних организаций.

 

Группа счетов 1230 - «Краткосрочная дебиторская задолженность ассоциированных  и совместных организаций». На счетах группы отражаются операции по расчетам с ассоциированными и совместными  организациями за реализованные  активы и оказанные услуги сроком до одного года и прочая краткосрочная  дебиторская задолженность ассоциированных  и совместных организаций.

 

Группа счетов 1240 «Краткосрочная дебиторская задолженность филиалов и структурных подразделений». На счетах группы отражаются операции по поступлению и списанию денежных средств на счета филиалов и прочая краткосрочная дебиторская задолженность  филиалов и структурных подразделений. [10, с.20]

 

Таблица 1 - Типовая корреспонденция  счетов по учету краткосрочной дебиторской  задолженности дочерних, совместных и ассоциированных организаций

 

 

п/п 

Содержание операции 

Корреспонденция счетов 

 

Д-т 

К-т 

 

1  

Списание кредиторской задолженности  филиала в пределах и за счет дебиторской  задолженности филиала и дочерней или совместной организации  

3320-3340 

1220-1240 

 

2  

Выплата денежных средств  филиалу и дочерней или совместной организации  

1220-1240 1010, 1040,

 

1050 

 

3  

Перенос краткосрочной дебиторской  задолженности филиала на счет долгосрочной дебиторской задолженности филиала   

2140 

1240 

 

4  

Отражение курсовой разницы  в результате изменения рыночного  курса иностранной валюты (положительная  курсовая разница)  

1220-1240 

6250 

 

5  

Отражение курсовой разницы  при изменении рыночного курса  иностранной валюты (отрицательная  курсовая разница)  

7430 

1220-1240 

 

 

 

ТОО «Нива» не имеет дочерних, зависимых, ассоццированных и совместных организаций, а также филиалов и  подразделений, поэтому бухгалтерской  службой предприятия не ведется  учет данной прочей дебиторской задолженности.

4 Документальное оформление  и учет начисленных вознаграждений

 

Краткосрочная дебиторская  задолженность начисленных вознаграждений - это задолженность по начисленным  процентам (по предоставленным займам, векселям, вознаграждениям по финансовой аренде и т.д.).

 

Учет дебиторской задолженности  по начисленным вознаграждениям  ведется на счетах группы счетов 1270 «Краткосрочные вознаграждения к получению», на которых отражаются операции, связанные  с движением дебиторской задолженности  по начисленным процентам (по предоставленным  займам, векселям, вознаграждениям  по финансовой аренде). [10, 21]

 

С юридической точки зрения арендованное имущество собственностью арендатора не является, но, учитывая, что экономические выгоды арендатор  имеет в течение срока полезной службы или болыыей части срока  службы имущества и исполняет  обязательство оплатить арендодателю справедливую стоимость имущества  и вознаграждение за его использование, то арендованное имущество признается собственностью арендатора. [12, с.232]

 

Рассмотрим хозяйственную  операцию по начислению вознаграждения за предоставленные предприятием ТОО  «Нива» в финансовую аренду основные средства предприятию АО Агрофонд. В качестве объекта лизинга (финансовой аренды) выступили два зерноуборочных самоходных комбайнов РСМ-101 «Вектор», необходимых АО Агрофонд для обновления парка зерноуборочной техники.

 

Договором финансового лизинга  сроком на пять лет предусмотрена  ежегодная арендная плата в сумме 2500,0 тыс. тенге. Условиями договора предусмотрено, что арендные платежи  производятся в начале каждого отчетного  периода, а первый платеж осуществляется на момент заключения договора. Стоимость  арендуемого оборудования составляет 10000,0 тыс. тенге, сумма арендной платы  за период аренды составит 12500,0 тыс. тенге. Процентная ставка платежей установлена  в 12,5 процента за год.

Информация о работе Аспекты бухгалтерского учета и прочей дебиторской задолженности