Анализ взаимосвязи затрат, объёма производства (продаж) и прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследовать взаимосвязь объема производства затрат и прибыли в управленческом учете.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи курсовой работы:
1. Анализ финансового состояния ОАО «Акконд» (анализ ликвидности баланса ОАО «Акконд»; анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости; анализ финансовых результатов деятельности предприятия и экономическая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Акконд»);
2. Теоретические основы анализа взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли (классификация затрат для принятия решения и управления; критическая точка объема производства. Преимущества и трудности внедрения в отечественную практику учета системы маржинальной себестоимости);
3. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ финансового состояния ОАО «Акконд» 5
1.1 Анализ ликвидности баланса ОАО «Акконд» 5
1.2 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО «Акконд»
8
1.3 Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Акконд» 11
1.4 Экономическая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Акконд»
13
Глава 2. Теоретические основы анализа взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли
16
2.1 Классификация затрат для принятия решения и управления 16
2.2 Критическая точка объема производства. Преимущества и трудности внедрения в отечественную практику учета системы маржинальной себестоимости

21
Глава 3. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли в ОАО «Акконд»
32
Заключение 37
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Анализ взаимосвязи затрат, объема пр-ва и прибыли ОАО Акконд.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

     Под критической понимается та точка  объема производства, в которой затраты  равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также  «мертвой», или точкой безубыточности.

     Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения.

     Метод уравнения

     В качестве исходного уравнения для  анализа принимают следующее  соотношение выручки, издержек и  прибыли:

     Выручка — переменные затраты — постоянные затраты = прибыль.

     Если  выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия  и количества проданных единиц, а  затраты пересчитать на единицу  изделия, то в точке критического объема производства будем иметь:

     QКР =  P - QКР – VC – FC = 0     (1)

     Исходя  из этого определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:

     QКР = _FC_          (2)

              P-VC

     где Qкр — объем производства продукции  в критической точке (количество единиц);

     Р — цена единицы продукции;

     VС  — удельные переменные затраты  на единицу продукции;

FС —  постоянные расходы.

     Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию метода уравнений.

     Маржинальная  прибыль — это разность между  выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.

     Преобразование  формулы (2) раскрывает связь объема продукции

     и относительного маржинального дохода:

     QКР = _FC_   =    ____FC_______    =   __FC  __             (3)

              P-VC            P(1 – (VC/P))             P(1 – d)

     где d— относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/Р);

     (1 - d) — относительная маржинальная  прибыль на единицу объема  реализации.

     Графический метод дает наглядное представление  о СVР-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты —  объем

     производства  — прибыль».

     В прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и дохода от количества единиц произведенной продукции.

По вертикали  откладываются данные об издержках  и доходе, по горизонтали — количество единиц продукции.

     Формирование  рынка и выработка методов  его регулирования выявляет взаимосвязи и взаимозависимости рыночных элементов — спроса, предложения, цены. Каждый элемент системы изменяется и зависит от влияния факторов производства, затрат и доходности (маржинальности).

       В целях изучения зависимости между  изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков.

       Анализ  безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями.

       В международной практике используют три метода определения критической точки: уравнение, маржинальный доход, графическое изображение.

       Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:

Выручка от   Переменные затраты  Постоянные затраты     Чистая

реализации  = за этот же объем + в общей сумме + прибыль от (4)

продукции  реализации       реализации

                                                                 продукции

     Метод уравнения можно использовать при  анализе влияния структурных  сдвигов. Реализацию рассматривают  как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента - в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

       Маржинальность  продукта — это маржинальный доход, приходящийся на единицу продукции, выраженный в процентном отношении к выручке (цене).

       Маржинальный  доход, лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром  цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведения рекламной компании и других маркетинговых операций.

       Графический метод выявляет теоретическую зависимость  совокупного дохода от реализации, издержек и прибыли от объема производства на основе построения графиков экономической и бухгалтерской моделей безубыточности.

       Экономическая модель поведения затрат объема производства и прибыли представляет, насколько  и при каких условиях предприятие  может реализовать возрастающее количество выпускаемой продукции. На ее основании можно определить положительное и отрицательное воздействие снижения цен на увеличение объема продажи, следовательно, на объем производства.

       Экономическая модель в основном показывает поведение переменных издержек в ситуациях возрастания объема производства и его снижения. Экономисты различают два типа влияния: возрастающий эффект масштаба и отрицательный эффект масштаба.

       Возрастающий  эффект масштаба - переменные издержки на единицу продукции выше при низких уровнях производства и выравниваются при наиболее эффективном уровне производства.

       Отрицательный эффект масштаба - переменные издержки на единицу продукции резко возрастают за пределами эффективного уровня производства вследствие дефицита ресурсов и кризисных ситуаций.

     Бухгалтерская модель безубыточности - это график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объема производства. Основанием для анализа служит расчет точки безубыточности (критической точки). Зона прибыли и зона убытков распространяется направо и налево от критической точки.

     Бухгалтерская модель показывает изменение совокупных издержек и доходов при уровне производства, который запланирован на будущее.

     В реальных условиях поведение затрат зависит не только от физического объема производства. Взаимодействуют с ними цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность труда, изменение технологии и законодательства, кризис экономики и т.д. Поэтому в анализе поведения прибыли, затрат и объема используются допущения, ограничивающие точность и надежность расчетов. К ним относятся:

  • совокупные затраты и выручка от реализации продукции жестко определены и являются линейными;
  • все затраты делятся на переменные и постоянные;
  • постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах исследуемого диапазона производства;
  • переменные расходы прямо пропорциональны объему в пределах исследуемого диапазона производства;
  • цена реализации продукции не меняется;
  • цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;
  • отсутствуют структурные сдвиги;

     Объем производства равен объему реализации, или изменения начальных и конечных запасов нереализованной продукции незначительны.

     Допущения постоянно пересматриваются, так  как бизнес динамичен. Управленческий учет непрерывно готовит информацию о поведении затрат и периодически определяет точку перелома, т. е. критическую точку.

     Мировой опыт свидетельствует об эффективности  использования маржинального метода бухгалтерского учета, в основе которого лежит исчисление частичной себестоимости продукции и определение маржинальной прибыли. Исторически маржинальный подход стал применяться в западных странах тогда, когда исчерпал себя экстенсивный путь развития производства. Интенсивный путь развития производства привел к тому, что потребовалось решать стратегические задачи управления на основе четкого разделения затрат на производственные и периодические, постоянные и переменные.

     Разделение  затрат на производственные и периодические  основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они как необходимые формируют себестоимость производства изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не должны учитываться при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.

     Такая группировка затрат редко встречается  в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем она давно  и широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой, так  как получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношение объемов производства, цен и себестоимости продукции.

     Как известно, в производственные затраты  включаются:

     прямые  материальные затраты;

     прямые расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды;

     потери  от брака;

     производственные  накладные расходы.

     Периодические расходы подразделяются на коммерческие, общие и административные. К ним  относится существенная часть общей  массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая, как считают менеджеры, зависит не от объема производства и продаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, структуры предприятия и других факторов.

     При затратном методе бухгалтерского учета  процесс формирования финансовых результатов  предприятия включает следующие  этапы по определению:

     полной  фактической себестоимости реализованной  продукции;

     прибыли от основной производственной деятельности (разница между выручкой от реализации продукции и ее фактической полной себестоимостью);

     прибыли от прочей реализации (основных средств  и прочих активов);

     прибыли от внереализационной деятельности;

     валовой прибыли (прибыль от основной производственной деятельности плюс прибыль от прочей реализации и внереализационной деятельности);

     налога  на прибыль;

     чистой  прибыли (валовая прибыль минус  налог).

     Наиболее  сложным и трудоемким этапом затратного метода учета является расчет полной фактической себестоимости продукции, для получения данных о которой бухгалтеры выполняют многочисленные промежуточные расчеты, мало интересующие учредителей, инвесторов и налоговые органы, но требующие значительных средств и времени на проверку их достоверности.

     Технология  маржинального метода учета, напротив, проста и основана на использовании принципа "затраты - выпуск", суть которого состоит в соизмерении объема выпуска продукции с величиной затрат по снабжению, производству и реализации. Процедура соизмерения, определяющего финансовый результат деятельности предприятия за период с учетом изменения количества остатков материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, производится без исчисления полной фактической себестоимости каждого вида выпущенной и реализованной продукции.

Информация о работе Анализ взаимосвязи затрат, объёма производства (продаж) и прибыли