Анализ взаимосвязи затрат, объёма производства (продаж) и прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы - исследовать взаимосвязь объема производства затрат и прибыли в управленческом учете.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи курсовой работы:
1. Анализ финансового состояния ОАО «Акконд» (анализ ликвидности баланса ОАО «Акконд»; анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости; анализ финансовых результатов деятельности предприятия и экономическая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Акконд»);
2. Теоретические основы анализа взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли (классификация затрат для принятия решения и управления; критическая точка объема производства. Преимущества и трудности внедрения в отечественную практику учета системы маржинальной себестоимости);
3. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ финансового состояния ОАО «Акконд» 5
1.1 Анализ ликвидности баланса ОАО «Акконд» 5
1.2 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости ОАО «Акконд»
8
1.3 Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Акконд» 11
1.4 Экономическая характеристика производственно-финансовой деятельности ОАО «Акконд»
13
Глава 2. Теоретические основы анализа взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли
16
2.1 Классификация затрат для принятия решения и управления 16
2.2 Критическая точка объема производства. Преимущества и трудности внедрения в отечественную практику учета системы маржинальной себестоимости

21
Глава 3. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли в ОАО «Акконд»
32
Заключение 37
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

Анализ взаимосвязи затрат, объема пр-ва и прибыли ОАО Акконд.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

     Основное  преимущество маржинального метода учета состоит в том, что в  себестоимость продукции включают не все затраты предприятия, а  только их часть - производственные. Остальные  затраты, отнесенные к периодическим, списываются непосредственно на уменьшение прибыли от реализации продукции. В результате этого достигается значительное снижение трудоемкости учета, повышается его оперативность, создаются условия для обеспечения качества и полноты контроля со стороны финансовых органов за правильностью определения налогооблагаемой прибыли, улучшаются возможности выполнения внутреннего и внешнего аудита и анализа финансовой деятельности.

     При маржинальном методе бухгалтерского учета  формирование финансовых результатов  предприятия включает следующие  этапы по определению:

     частичной себестоимости единицы продукции, в которой учитываются только переменные затраты;

     маржинальной  прибыли (разница между ценой  реализации и частичной себестоимостью);

     прибыли по основной производственной деятельности (маржинальная прибыль, умноженная на объем выпущенной продукции, минус сумма постоянных затрат);

     прибыли от прочей реализации и внереализационной  деятельности;

     валовой прибыли;

     налога  на прибыль;

     чистой  прибыли.

     При маржинальном методе технология расчета  прибыли от основной производственной деятельности состоит в следующем.

     Для проведения расчетов в качестве исходных параметров принимаются стоимость  продажи (цены) продукции и ее частичная  себестоимость. На первом этапе из цены продукции вычитается ее частичная  себестоимость и определяется маржинальная прибыль (маржа). Далее рассчитывается минимально необходимое количество реализованной продукции, при котором объем маржинальной прибыли, определяемой путем умножения маржи на количество выпущенной продукции, покрывает стоимость постоянных затрат предприятия. Это количество реализованной продукции называется точкой безубыточности (пороговой выручкой), при которой доходы предприятия полностью покрывают расходы, а получаемая прибыль равна нулю. Реализация продукции сверх этого количества полностью идет на формирование прибыли предприятия от основной производственной деятельности. В этих условиях прибыль предприятия может быть определена по формуле:

     П = МП х (Q1 Q0),  (5)

     где П - прибыль; МП - маржинальная прибыль;

     Q0 - количество продукции, соответствующее точке безубыточности;

     Q1 - фактическое количество (объем)  реализованной продукции.

     Маржинальная  прибыль представляет собой валовую  прибыль предприятия. После списания затрат периода (постоянных затрат) на уменьшение маржинальной прибыли получаем прибыль предприятия, подлежащую налогообложению.

     Применение  маржинального метода в практической деятельности позволяет решать такие  важные задачи управления производством, как:

     определение нижней границы цены продукции или  заказа (соответствует производственной себестоимости);

     осуществление прибыльности различных видов продукции;

     разработку  оптимальной программы выпуска  и реализации продукции;

     выбор между собственным производством  продукции или оказанием услуг  и их закупкой на стороне;

     определение точки безубыточности и запаса прочности  предприятия и др.

     Использование маржинального метода в отечественной  учетной политике представляется целесообразным в связи с выделением финансового  и управленческого учета. В этих условиях возникает необходимость перехода от однорядной к двухрядной системе счетов. Такая система бухгалтерского учета рекомендована к использованию международными стандартами и уже давно применяется в странах с развитой рыночной экономикой, где менеджеры фирм для определения финансового результата в своей работе используют данные как финансового, так и управленческого учета. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий предусмотрена возможность отнесения условно-постоянных расходов, собираемых на счете 26 "Общехозяйственные расходы", непосредственно в дебет счета 90 "Продажи", что служит предпосылкой перехода к двухрядной системе бухгалтерского учета.

     Проведем  анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли на ОАО «Акконд». 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Анализ взаимосвязи  затрат, объема производства (продаж) и прибыли

     Все затраты предприятия, которые связаны  с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и  постоянные.

     Переменные  затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.

     Постоянные  затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом.

     В отличие от переменных затрат постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции не так легко снизить. И в эти периоды предприятие  должно в тех же размерах начислять  амортизацию (если при этом не распродается оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников – дело очень сложное.

     Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

     Рассмотрим  структуру издержек обращения ОАО  «Акконд» за 2004 год.

      Таблица 7

Структура издержек обращения ОАО «Акконд» за 2004 год

(тыс.руб.)            

Статьи  затрат План

2004 г.

Факт

2004 г.

Отклонение
по  сумме, (+/-) в % к плану
1 Амортизация 780 252 -528 -67,8
2 Аренда 465 272 -193 -41,6
3 Услуги связи 680 796 116 17,0
4 Транспортные  расходы 600 347 -253 -42,2
5 Командировочные расходы 450 242 -208 -46,2
6 Содержание  автотранспорта 375 435 60 16,0
7 Содержание  оргтехники 355 36 -319 -89,9
8 Складские расходы 250 0 -250 -100,0
9 Реклама 280 175 -105 -37,4
10 Обучение и  подготовка кадров 88 29 -59 -67,4
11 Консультационные услуги 100 387 287 286,6
12 Хозяйственные расходы 260 82 -178 -68,6
13 Экспортные  расходы 180 125 -55 -30,5
14 Банковские  услуги 100 0 -100 -100,0
15 Проценты по кредитам 400 0 -400 -100,0
16 Посреднические  услуги 600 1091 491 81,8
17 Услуги сторонних организаций 1900 1315 -585 -30,8
18 Налоги 550 233 -317 -57,7
19 Прочие 627 725 98 15,6
20 Заработная  плата 2400 2446 46 1,9
21 Начисления  на заработную плату 860 859 -1 -0,1
           
 

Итого

12300 9844 -2456 -20,0

 

     Анализ  структуры издержек обращения показывает, что в 2004 году по сравнению с плановым уровнем достигнута экономия. 

     Это в первую очередь объясняется  тем что в 2004 году фактический объем продаж ниже запланированного, что привело к соответствующей экономии по статьям переменных затрат которые напрямую зависят от объема продаж. А именно по статьям «транспортные расходы», «Командировочные расходы», «Складские расходы», «Реклама», «Услуг сторонних организаций» и «Налог на пользователей автодорогами».

     При составлении бизнес-плана на 2004 год ожидалось введение в эксплуатацию нового офиса с возникающими в связи с этим затратами на амортизацию. Этого не произошло и в соответствии с этим по данной статье наблюдается существенная экономия.

     Расходы по статье «Реклама» несколько ниже плановых, хотя в целях повышения эффективности продаж и увеличения их объемов планировались дополнительные расходы, в которые были включены затраты на участие выставках на 200 тыс. руб.

     Ввиду изменения в законодательстве вступивший в силу после утверждения Бизнес-плана  на 2004 год, «Банковские услуги» и «Проценты по кредитам на издержки обращения не относятся, а учитываются в составе прочих операционных расходов. В 2004 году эти затраты составили 81 тыс. руб. и 365 тыс. руб. соответственно.

     Между тем, по некоторым видам затрат наблюдается перерасход. Немаловажным фактором в этом явился рост цен на отдельные виды услуг. Это в первую очередь касается статей: «Услуги связи», «Содержание автотранспорта», «Консультационные» и «Посреднические услуги».

     Износ транспортных средств из-за постоянной загруженности автопарка повлек за собой увеличение затрат по закупу авто запчастей в составе статьи «Содержание автотранспорта».

     Расходы на оплату труда составили 2 446 тыс. руб., что практически в точности соответствует  плану. Их доля общих затрат равна 33,6%.

     В целом, общая сумма издержек обращения  составила 9 844 тыс. руб. по году и 3 023 тыс. руб. в четвертом квартале, что  соответственно на 20,0% и 1,9 % ниже, чем  было запланировано.

     Проведем  анализ безубыточности ОАО «Акконд» за 2004 год.

     Таблица 8

     Анализ  безубыточности ОАО «Акконд»

№ строки Показатели Сумма

тыс., руб.

Постоянные  затраты

1 Услуги ОАО  «Вартан» 739
2 Износ ОС 162
3 Амортизация НМА 4
4 Представительские расходы 126
5 Содержание  автотранспорта 435
6 Услуги связи 796
7 Аренда 272
8 Постоянные  затраты-всего 2366

Переменные  затраты

9 Себестоимость товара 439769
10 Зарплата 2446
11 Отчисления  на зарплату 859
12 Таможенные  услуги 60
13 Услуги ТПП 65
14 Транспортные  расходы 347
15 Переменные  затраты-всего 57338

Полупеременные  затраты

16 Налоги в  составе издержек обращения 233
17 Износ МБП 86
18 Командировочные расходы 242
19 Юридические услуги 81
20 Реклама 175
21 Консультационные  услуги 387
22 Посреднические  услуги 1091
23 Прочие услуги 1239
24 Полупеременные затраты- всего 3534

Расчет  безубыточности

25 Постоянные  затраты 2366
26 50% полупеременных  затрат 1767,0
27 Постоянные  затраты-всего 4132,5
28 Переменные  затраты 57338,0
29 50% переменных  затрат 1767,0
30 Переменные  затраты-всего 59105,0
31 Затраты-всего 63237,5
32 Прибыль 52645
33 Выручка от реализации 534435
34 Безубыточность, тыс.руб. 4643

 

     Порог рентабельности (Vk) = с / 1-а, где с – постоянные расходы, а – доля переменных затрат в выручке (59105 / 534435) = 0,11

     Порог рентабельности = 4132,5 тыс. руб. / 1 – 0,11 = 4643 тыс. руб.

     Реализовав  продукции на сумму 4643 тыс. руб. предприятие  ОАО «Акконд» достигнет безубыточности и полностью покроет свои расходы.

     На  основании данных ОАО «Акконд» критическая  точка объема производства  (безубыточность) составила 4643 тыс. р. В ней затраты предприятия равны выручке от реализации продукции.

     На  основании данных расчета безубыточности построим график достижения безубыточности ОАО «Акконд».

      Рис.3  График достижения безубыточности ОАО «Акконд» 

       Таким образом, в целях изучения зависимости  между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое внимание уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определять критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой системе нет ни прибыли, ни убытков.

       Анализ  безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени. Период, в течение которого по результатам анализа даются рекомендации, ограничен имеющимися в данное время производственными мощностями. 

Заключение

       В современных условиях информация о  финансово-сбытовой деятельности является необходимым инструментом предпринимательства. Существует прямая связь между производственной и финансово-сбытовой деятельностью. Содержание понятия маркетинга и его функции определяют особенности информации об этой стороне деятельности предприятия. Это необходимая внешняя и внутренняя информация, величина и содержание которой обеспечивают выполнение функций маркетинга.

       Связь между объемом производства, совокупным доходом от продаж, расходами и  чистой прибылью изучается в процессе анализа безубыточности производства. При этом особое внимание уделяют расчету критической точки объема производства, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. Она рассчитывается с помощью уравнений, маржинального дохода и графического изображения.

Информация о работе Анализ взаимосвязи затрат, объёма производства (продаж) и прибыли