Анализ прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в экономике России расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.
Конечным, положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных, хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительными, так и с отрицательными знаками.
Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность. Он позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Объём реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая отредактированная2.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

     4,48 – 3,32 = 1,16%

     Уровень рентабельности в 2010 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1,16 %. 

     Таблица 3

     Расчет  показателей рентабельности реализации услуг гостиницы «Панорама» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2009 г 2010г.
Выручка (нетто) от реализации услуг 105258 182842
Себестоимость реализации услуг 91772 158772
Коммерческие  расходы 9990 15886
Прибыль от реализации услуг 3496 8184
Проценты  к получению 49 39
Прочие  операционные доходы 180 200
Прочие  операционные расходы 785 870
Прочие  внереализационные доходы 408 71
Прочие  внереализационные расходы 131 233
Прибыль отчетного периода 3217 7390
Рентабельность  реализации услуг, %

- по прибыли  от реализации услуг

3,32 4,48
- по  балансовой прибыли 3,06 4,04
 

     Как видно, что в 2009г., что 2010г, в связи  с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности реализации услуг исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации услуг (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2010г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации услуг и по балансовой прибыли.

     Если  отталкиваться от мнения, что минимальный  уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность реализации услуг гостиницы «Панорама», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации услуг в 2010г. – 4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2009г. следующие данные: рентабельность реализации услуг торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%. 

     Таблица 4

     Расчет  рентабельности торговой и финансово-хозяйственной  деятельности гостиницы «Панорама» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель
2009г. 2010г.
Издержки  обращения 9990 15886
Затраты предприятия 10906 16989
Прибыль от реализации услуг 3496 8184
Балансовая  прибыль 3217 7390
Рентабельность  издержек обращения, % 34,99 51,52
Рентабельность  текущих расходов, % 29,50 43,50
 

     Сопоставив  таблицы 3 и 4, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2010г., что в 2009г. 

     Рентабельность  капитала.

     Как видно, рентабельность собственного капитала в 2010 году (42,77%) выше, чем в 2009г. (21,48%). Этому способствовало увеличение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2009г. 
 

     Таблица 5

     Расчет  рентабельности собственного капитала гостиницы «Панорама» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2009г. 2010г.
Собственный капитал:
  • на начало года
  • на конец года
 
9865

11104

 
11104

13086

Средняя величина собственного капитала в течение  года 10484,5 12095
Чистая прибыль 2252 5173
Рентабельность  собственного капитала, % 21,48 42,77
 

     Рентабельность  используемых ресурсов.

     Таблица 6

     Расчет  рентабельности трудовых ресурсов гостиницы «Панорама» (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2009г. 2010г.
Балансовая прибыль 3217 7390
Затраты на персонал 2940 3050
Численность работников 365 363
Рентабельность  расходов на оплату труда, % 109,4 242,3
Прибыль на одного работника 8,8 20,4
 

     Данные  таблицы 6 показывают, что в 2010г. по сравнению с 2009г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2,3 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3,7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека, то есть сокращение персонала составляет 0,5%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 2,2 раза. 

2.3 Факторы влияющие  на динамику прибыли  и рентабельности  предприятия

     Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

     Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия  хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное  регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.

     Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым, уменьшая прибыль.

     Наряду  с вышеперечисленным, следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве.

     Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.

     Важным  фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота позволит достичь нормального уровня прибыли.

     Другим  существенным фактором является применяемый  порядок ценообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом важна не только общая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и заемными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового предприятия.

     Следующим значительным фактором, тесно связанным  с ценообразованием, является уровень издержек обращения. Известно, что при неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить суму получаемой прибыли. Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения.

     Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА МАКСИМИЗАЦИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 

     Экономическое обоснование плана прибыли от реализации услуг гостиницы «Панорама» 2011 г. (табл. 7).

     В 2011 г. ожидается увеличение прибыли  от реализации до 15852 т. р. за счет увеличения объемов продаж на 48709 т.р., снижения издержек обращения на 2268 т.р., эффективной работы высоко квалифицированных специалистов и работников фирмы.

     Для определения коммерческо-финансовой эффективности работы фирмы используются коэффициент прибыльности продажи. Он определяется отношением суммы прибыли от реализации к товарообороту. В 2011г. планируется повышение рентабельности на 2,37 % (6,85 – 4,48). 

     Таблица 7

     Прогнозирование прибыли от реализации на 2011 г. (тыс. руб.)

    Показатели     2010 г. 20011 г., план отклонение (+;-)
1. Объем реализации услуг     182842     231551     48709
2. Валовой доход

    2.1. В сумме 

 
    24070
 
    29470
 
    5400
    2.2. В % к обороту     13,16     12,73     -0,43
3. Издержки обращения

    3.1. В сумме 

 
    15886
 
    13618
 
    -268
    3.2. В % к обороту     8,69     5,88     -2,75
4. Прибыль  от реализации услуг     8184     15852     7668
5. Рентабельность продаж     4,48     6,85     2,37

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности