Анализ прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в экономике России расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.
Конечным, положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных, хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительными, так и с отрицательными знаками.
Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность. Он позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Объём реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая отредактированная2.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

 

      В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции  учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.  Поэтому важно сформировать структуру  продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли [19, с. 50].

      Вторая  группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней  рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств:

  • все производственные активы предприятия;
  • инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);
  • акционерный (собственный) капитал.

Например:

 

      Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризуют степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

      Третья  группа показателей формируется  аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. 
 

      Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами.  Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.  Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья” предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий.  Эта работа находится лишь в начальной стадии.

      Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. 
 

1.2. Система показателей прибыли и рентабельности предприятия 

     Основными показателями среди тех, которые  определяют результативность финансовой деятельности предприятия, являются прибыль  и рентабельность как исходный показатель прибыли. Прибыль в классическом понимании представляет собой разницу между выручкой предприятия от реализации (продажи) продукции (работ, услуг) и расходами на производство, то есть себестоимостью. Эта прибыль является реальным показателем того, насколько эффективно работает предприятие, определяет реальные возможности предприятия финансировать научно-техническое и социальное развитие, более этого, только реальная прибыль является источником возможности предприятия оплатить в бюджет налог на прибыль.

     Прибыль является важнейшим источником средств  для:

     - расчетов с государством по  системе платежей;

     - обеспечение финансовыми ресурсами плановых потребностей предприятия.

     От  размера прибыли зависит финансирование расширения производства, финансовое состояние предприятия, образование  фондов экономического стимулирования и т.д. Рядом с этим прибыль является основным источником доходов госбюджета.

     Прибыль является основным финансовым источником развития предприятия, научно-технического совершенствования его материальной базы и продукции (товаров, работ, услуг), всех форм инвестирования. Она служит источником уплаты налогов. Учитывая значение прибыли, вся деятельность предприятия направлена на его рост.

     В процессе необходимо разделять разные виды прибыли предприятия:

     1. Валовая прибыль. 

     2. Прибыль (убыток) от операционной деятельности.

     3. Прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения.

     4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности.

     5. Чистая прибыль (убыток).

     Показатель  прибыли выполняется по данным финансовой отчетности. При этом изучается динамика сумм прибыли (убытка) в целом и по отдельным ее видам за базисный и отчетный периоды, а также отклонения от базисного периода.

     Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

     ВП = ЧП - С (1.1)

     Где, ВП – валовая прибыль;

     ЧП  – чистый доход от реализации продукции (работ, услуг);

     С- себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг).

     ЧД = Д – НДС  (1.2)

     Где, Д- доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

     НДС – налог на добавленную стоимость.

     Анализ  валовой прибыли (убытка) проводится методом цепных подстановок.

     Факторная модель валовой прибыли (убытка) имеет  вид:

     Н = Х1-Х2 (1.3)

     Где, У- валовая прибыль (убыток);

     Х1- чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

     Х2- Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг).

     Прибыль(убыток) от операционной деятельности вычисляется  по формуле:

     Поп= ВП + (ОД – АВ – ОВ – ЗС) (1.4)

     Где, Поп- прибыль(убыток) от операционной деятельности;

     ВП- валовая прибыль (убыток);

     ОД- прочие операционные доходы;

     ОВ- прочие операционные затраты;

     АЗ- административные затраты;

     ЗС- Затраты на сбыт.

     Факторный анализ прибыли (убытка) от операционной деятельности проводим методов цепных подстановок.

     Факторная модель прибыли(убытка) от операционной деятельности имеет вид:

     У= Х1+Х2-Х3-Х4-Х5  (1.5)

     Где, У- прибыль(убыток) от операционной деятельности;

     Х1 - валовая прибыль(убыток);

     Х2 - прочие операционные доходы;

     Х3 – административные расходы;

     Х4 - расходы на сбыт;

     Х5 – прочие операционные расходы.

     Прибыль(убыток) от обычной деятельности (до налогообложения) рассчитывается по формуле:

     Поб.д.= Поп +Ду.к.+Пд.- ФЗ - Зу.к.- Пз (1.6)

     Где, Поб.д.- прибыль(убыток) от обычной деятельности до налогообложения;

     Ду.к.- доход от участия в капитале;

     Пд- прочие финансовые доходы;

     ФЗ- Финансовые затраты;

     Зу.к.- затраты от участия в капитале;

     Пз- прочие затраты.

     Прибыль (убыток) от обычной деятельности учитывается  по формуле:

     Поб.= Поб.д.- Нп. (1.7)

     Где, Поб- прибыль(убыток) от обычной деятельности;

     Нп- налог на прибыль от обычной деятельности.

     Чистая  прибыль (убыток) предприятия рассчитывается по следующей формуле:

     ЧП= Поб – Ч - Нч (1.8)

     Где, Ч- доход(убыток) от чрезвычайной деятельности;

     Нч- Налоги с чрезвычайной деятельности.

     В процессе анализа прибыльности она  рассматривается как система  показателей. Показатели прибыльности (рентабельности) позволяют дать оценку эффективности использования предприятием его активов. Эффективность работы предприятия определяется соотношением чистой прибыли, обусловленной разными способами, с суммой активов, использованных для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от фокуса исследования эффективности. Могут интересовать эффективности использования оборотных средств, основных активов, собственного капитала и т.д. Исходя из целей анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до налогообложения) и величина актива, или капитала, которые порождают эту прибыль.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

     1) показатели, которые характеризуют рентабельность (окупаемость) расходов производства и инвестиционных проектов;

     2) показатели, которые характеризуют рентабельность продаж;

     3) показатели, которые характеризуют прибыльность капитала и его частей.

     Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  расходов) (R3) вычисляется путем отношения  прибыли к налогообложению (Пб) или  чистой прибыли (Пч) к сумме расходов по реализованной или произведенной продукции (3):

     R3= Пб/З (1.9) или R3= Пч/З (1.10)

     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждой гривны, потраченной на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельных  его подразделах и видах продукции.

     Рентабельность  продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученного дохода (РП). Характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет предприятие из гривны продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельных видах продукции.

     Rn=Пб/РП  (1.11)  или  Rn=Пб/РП (1.12)

     Рентабельность (прибыльность) капитала (Rk) вычисляется отношением прибыли до налогообложения (или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (∑IK) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

     Rk=Пб/∑IK (1.13)  или  Rk=Пч/∑IK               (1.14)

     В процессе анализа стоит выучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость расходов), вычисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

     Факторная модель этого показателя имеет такой вид:

     R=(П(при  VРПзаг,УДі,Ці,Зі)) / (З(при VРПзаг,УДзаг,Зі) (1.15)

     Расчет  влияния факторов первого порядка  на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепных подстановок.

     Потом стоит сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности