Анализ прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в экономике России расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.
Конечным, положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является прибыль. Она представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных, хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительными, так и с отрицательными знаками.
Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность. Он позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Объём реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Курсовая отредактированная2.doc

— 266.00 Кб (Скачать)
 

     Прогнозирование валовой прибыли и прибыли  остающейся в распоряжении фирмы

     Валовая прибыль фирмы представляет собой  сумму прибыли от реализации и  доходов от внереализационных операций, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям. В 2011 г. ожидается увеличение суммы внереализационных доходов до 148 т.р., т.е. на 77 т.р. (148 – 71). Планируется сдача в аренду еще 2 складских помещения. В то же время планируется снижение внереализационных расходов на 38 т.р. Прогнозирование прибыли остающейся в распоряжении предприятия рассматривается в таблице 14.

     Ожидается увеличение чистой прибыли в 2011 г. до 14885 т.р. Это на 7495 т.р. (14885 – 7390) больше чем в 2010 г. При этом налог на прибыль составит 4467 т.р.

     Рентабельность  фирмы определяется отношением чистой прибыли к средней величине собственного капитала. В 2011 г. прогнозируется повышение рентабельности гостиницы «Панорама» до 4,50%, она вырастет по сравнению с отчетным годом на 1,66% (4,50 – 2,84). Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственной деятельности фирмы. 

     Таблица 8

     Прогнозирование прибыли, остающейся в распоряжении гостиницы «Панорама» в 2011 г. (тыс. руб.)

    Показатели 2010 г. план на 2011г. отклонение (+;-)
1. Прибыль от реализации услуг 8184 15852 7668
2. % к получению 39 20 -19
3.Сальдо  внереализационных операций 162 -47 -115
4. Прочие внереализационные доходы 200     150     -50
5. Прочие операционные расходы  870     790     -80
6. Прибыль до налогообложения 7390     14885     7495
7. Налог на прибыль 2196     4467     2271
8. Чистая прибыль 2252     10418     5224
9. Рентабельность  реализации услуг, по чистой прибыли, % 2,84     4,5     1,66
 

     Резервы увеличения прибыли и повышения  уровня рентабельности.

     Расчеты плана прогноза на 2011 г. позволяют определить следующие резервы увеличения прибыли:

     1. Получить дополнительную прибыль  в сумме 2182 тыс. руб. за счет  прироста объема услуг на сумму 76709 тыс. руб. Прирост объема услуг в гостиницы «Панорама» прогнозируется за счет повышения объемов продаж. Для этого предприятие ищет новые пути сбыта услуг, привлекает иностранных клиентов, фирмы, организации.

     2. За счет снижения издержек  обращения планируется получить  прибыль 6367 тыс. руб. Экономия  издержек обращения по расчету  на 2011 г. составит 2268 тыс. руб. снижение на эту сумму предполагается достичь за счет:

  • снижения расходов на транспортировку 950 т.р.;
  • снижение расходов на хранение за счет ускорения оборачиваемости и в результате сокращения потерь при хранении и высвобождении складских помещений, которые можно сдавать в аренду, на сумму 7 т.р.;
  • за счет сокращения расходов на тару 5 т.р.;
  • на 250 т.р. снизятся расходы на ремонт основных средств за счет использования более экономичных и ремонтных материалов и сокращение расходов на оплату ремонтных работ путем создания ремонтных бригад, исключив труд временных рабочих.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

     Прибыль является основным показателем оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В дипломной работе раскрыты основные понятия прибыли, ее виды, источники формирования и резервы ее увеличения. Основные аспекты управления прибылью и рентабельностью в работе рассмотрены на примере гостиницы «Панорама».

     Основным  источником прибыли любого предприятия является прибыль от основной, т.е. от торговой деятельности. Поэтому анализ прибыли от реализации услуг является основой системы управления прибылью и рентабельностью гостиницы.

     Анализ  прибыли позволил выявить основные факторы, влияющие на ее уровень: объем реализации услуг, уровень валового дохода, уровень издержек обращения.

     Так анализ показал, что в гостинице «Панорама» в 2010 г. объем услуг вырос по сравнению с предшествующим годом на 77584 тыс. руб. (182842 – 105258), т.е. темп роста – 174 %. При этом план объема был перевыполнен на 100,85 %.

     Необходимо  отметить, что за период с 2008г. по 2010г. наблюдался рост производительности труда и объема на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2009г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (в 2008г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2009г. вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2008г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема услуг.

     Рост  услуг сопровождался, соответственно, ростом валового дохода и издержек обращения. Однако, темп роста валового дохода (178 %) опережал темп роста издержек обращения (139 %). Эти два фактора обеспечили соответствующий темп роста прибыли от реализации услуг (234 %). Дальнейший детальный анализ издержек обращения позволил установить резервы повышения прибыли.

     Коммерческая  деятельность любой торговой организации  должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах. Для этого в работе представлена система показателей рентабельности, которые позволяют оценить эффективность преобразования ресурсов в результаты.

     Как видно, что в 2010г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности реализации услуг исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации услуг (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации услуг в 2005г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации услуг и по балансовой прибыли.

     Если  отталкиваться от мнения, что минимальный  уровень рентабельности предприятия  желательно, чтобы составлял 3 – 5% к  обороту, то рентабельность реализации услуг гостиницы «Панорама», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации услуг в 2010г. - 4,48%).

     Как видно, рентабельность собственного капитала в 2010 году (42,77%) выше, чем в 2009г. (21,48%). Этому способствовало увеличение прибыли  более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2009г.

     Так, в 2010 г. экономическая деятельность гостиницы «Панорама» была рентабельной (рентабельность услуг по прибыли от реализации услуг – 4,5 %, рентабельность издержек обращения – 52 %, рентабельность собственного капитала – 43 %).

     В результате проведенного факторного анализа прибыли были выявлены резервы ее повышения.

     1. Можно получить дополнительную прибыль за счет прироста объема услуг. Прирост объема услуг в гостиницы «Панорама» можно добиться путем повышения объемов продаж. Для этого предприятие ищет новые пути сбыта услуг, привлекает иностранных клиентов, фирмы, организации.

     2. За счет снижения издержек  обращения. Экономии издержек  обращения предполагается достичь за счет:

  • снижения расходов на транспортировку путем;
  • снижение расходов, которые можно сдавать в аренду;
  • за счет сокращения иных расходов;
  • снижение расходов на ремонт основных средств за счет использования более экономичных и ремонтных материалов и сокращение расходов на оплату ремонтных работ путем создания ремонтных бригад, исключив труд временных рабочих.
 
 

 

      СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть  I. №52-ФЗ от 30.11.94.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть II. №15-ФЗ от 26.01.96.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I. №146-ФЗ от 31.07.98.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II. №117-ФЗ от 05.08.2000.
  5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 №14-ФЗ.
  6. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 г. № 2116-1 (ред. от 05.08.00 г.).
  7. Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 г. № 2030-1 (ред. от 04.05.99 г.).
  8. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10.08.95 г. № 37 (ред. от 06.07.99 г.).
  9. Инструкция МНС РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15.06.00 г. № 62 (с 06.10.00г.).
  10. Положение по БУ «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 № 32н
  11. Положение по БУ «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 № 33н
  12. Анализ хозяйственной деятельности / Н.А. Русак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – Минск: Высш. шк., 2000.
  13. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.
  14. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000.
  15. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  16. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.
  17. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник. М.: Высшая школа, 2000.
  18. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003.
  19. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие. –3-е изд., доп. и перераб. –М.:ИД ФБК–ПРЕСС,2003.
  20. Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор. – 1999. - № 9 - 10.
  21. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  22. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003
  23. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
  24. Романенко И.В. Экономика предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ООО «Новое знание», 2003.
  26. Финансы / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ–ДАНА, 2001.
  27. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК–ПРЕСС, 2003.
  28. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – СПб: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000.
  29. Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  30. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
 

Приложение  А Бухгал 

терский баланс ОАО «Волгогазоаппарат» 

Форма № 2 (Отчет о прибылях и убытках) 

Показатель Код стр. На конец 2009 года На конец 2010 года
Выручка от реализации услуг 10 105258 182842
Себестоимость реализованных товаров 20 91772 158772
Валовая прибыль 29 13486 24070
Коммерческие  расходы 30 9990 15886
Прибыль (убыток) от реализации 50 3496 8184
Проценты  к получению 70 49 39
Доходы  от участия в др. организациях 80    
Прочие  операционные доходы 90 180 200
Прочие  операционные расходы 100 785 870
Прочие  внереализационные расходы 120 131 233
Прочие  внереализационные доходы 130 408 71
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 3217 7390
Налог на прибыль 150 965 2217
Прибыль от обычной деятельности 160    
Чистая  прибыль 190 2252 5173

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности