Анализ порядка исчисления и уплаты НДФЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц, выявление ее недостатков, проведение анализа учета НДФЛ на конкретном предприятии, рассмотрение возможных путей его оптимизации. Для осуществления этих целей были решены следующие задачи: дано определение экономической сущности налога на доходы физических лиц; рассмотрен существующий порядок исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов; проанализирована существующая система расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на примере конкретного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….……………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ……………………………………………………………………………………6
1.1.Экономическая сущность НДФЛ …………………………………………………6
1.2.Объект налогообложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления………8
1.3.Налоговые вычеты, основания для их применения…………………………….10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ, ПОРЯДОК УЧЕТА, ИСЧИСЛЕНИЯ, УДЕРЖАНИЯ И РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДФЛ В МУП «РОМНЕНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СЕТИ» …………………………………………………………14
2.1.Экономическая характеристика предприятия…………………………………..14
2.2.Организация бухгалтерского учёта на предприятии…………………….……...17
2.3.Исчисление налога на доходы физических лиц в МУП «Ромненские коммунальные сети»………………………………………………………………….21
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………….37 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 …………………………………………………………………….39 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …………………………………………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 …………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

                                                           СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….……………………4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ  ……………………………………………………………………………………6                          

1.1.Экономическая сущность НДФЛ …………………………………………………6                                                                 

1.2.Объект налогообложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления………8

1.3.Налоговые вычеты, основания для их применения…………………………….10                      

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ, ПОРЯДОК УЧЕТА, ИСЧИСЛЕНИЯ, УДЕРЖАНИЯ И РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДФЛ В МУП «РОМНЕНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СЕТИ» …………………………………………………………14     

2.1.Экономическая характеристика предприятия…………………………………..14

2.2.Организация бухгалтерского учёта на предприятии…………………….……...17                                 

2.3.Исчисление налога на доходы  физических лиц в МУП «Ромненские  коммунальные сети»………………………………………………………………….21                                                                                            

ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………..26                                                                                                    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………...34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………….37 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………………………….38

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 …………………………………………………………………….39 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …………………………………………………………………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 …………………………………………………………………….41 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налогообложение доходов населения является важнейшим  элементом налоговой политики любого государства.  Статьей 57 Конституции Российской Федерации за гражданами РФ закреплена  обязанность уплаты  установленных законодательством налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных  источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.

Каждая страна вкладывает в политику подоходного  налогообложения свой смысл: одни исходят  из необходимости финансирования социальных вопросов, другие стремятся просто реформировать систему прямого  налогообложения, третьи ставят на первый план практичность организации налогообложения и сокращение уклонений. И в каждом из этих вариантов подоходный налог доказал свою эффективность. Какие бы задачи не ставились перед подоходным налогом, эффективность их решения зависит от того, насколько этот налог справедлив, какой у него необлагаемый минимум и какие ставки налога применяются.

На правильность  исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном  исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.             

Актуальность  темы продиктована еще и тем, что в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом.

          Целью данной курсовой  работы  является изучение действующей в настоящее время системы  исчисления налога на доходы физических лиц, выявление   ее   недостатков, проведение  анализа  учета НДФЛ на   конкретном   предприятии,   рассмотрение возможных путей его оптимизации. Для осуществления этих целей были решены следующие задачи: дано определение  экономической сущности   налога на доходы физических лиц; рассмотрен существующий порядок  исчисления НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов; проанализирована существующая система расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на примере конкретного предприятия.           

 Предметом  данной курсовой работы является обобщение полученных в  ходе обучения теоретических  знаний  и  применение  их  на  практике  для  оценки состояния  учета  и  анализа порядка исчисления налога на доходы физических лиц на  примере   предприятия   МУП «Ромненские коммунальные сети».

Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы. В первой главе представлены теоретические аспекты налога на доходы физических лиц, особенности его исчисления, порядок формирования налогооблагаемой базы, виды и размеры применяемых налоговых вычетов. Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика предприятия, выбранного для практического изучения действующего порядка исчисления и расчета с бюджетом по НДФЛ,  рассмотрены особенности организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии. В третьей главе отражены основные способы оптимизации исчисления НДФЛ, намечены пути  ее усовершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1.Экономическая  сущность налога на доходы физических лиц

В Российской Федерации  НДФЛ является федеральным налогом и  на основании ст.13 НК РФ обязателен к уплате на территории всей страны. С 1 января 2002 года НДФЛ в полном объеме остается в распоряжении региональных и местных бюджетов для выполнения поставленных перед ними социальных задач. НДФЛ  является прямым налогом, поскольку конечным его плательщиком является получившее доход физическое лицо.  Источником налога является специальным  образом определенный доход налогоплательщика - физического лица, выраженный в денежной форме.

Важнейшим принципом действующей в настоящее время системы налогообложения  доходов  физических лиц, явилось равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога стали едины для всех налогоплательщиков Российской Федерации.

Экономическая сущность налогов с населения  выражена в их функциях: фискальной и регулирующей. Фискальная функция проявляется в использовании налога на доходы физических лиц как одного из источников формирования средств бюджета. Регулирующая функция проявляется в использовании государством налогового механизма подоходного налога для достижения желаемого экономического и/или социального эффекта.

Доля налога на доходы физических лиц в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%. Доля дохода от НДФЛ в РФ в 2011г. составила 21%, что на 2 процентных пункта ниже по сравнению с 2010г [16].

В налоговой  системе РФ налог на доходы физических лиц - наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков среди налогов с физических лиц. К примеру, налоговые доходы консолидированного бюджета в РФ возросли в 2009 г. на 0,4% по сравнению с 2005 г. Что касается, НДФЛ, то его поступление в консолидированный бюджет увеличилось в период с 2005 по 2009 года на 65,70%. Такой рост НДФЛ можно объяснить тем, что в течение данного периода доходы населения возросли почти в 2 раза. Это свидетельствует о том, что роль НДФЛ в консолидированном бюджете РФ в период с 2005 по 2009 гг. значительно возросла. Можно с уверенностью сказать, что самые высокие темпы роста из всех налогов в РФ - у НДФЛ. В связи с высокими темпами роста НДФЛ в период с 2005 по 2009 гг. увеличился удельный вес НДФЛ в налоговых доходах консолидированного бюджета. Так, в 2005 г. удельный вес НДФЛ - 11,55%, в 2006 г. – 14,61%, в 2007 г. – 16,18%, в 2008 г. – 16,12%, 2009 г. – 19,13%. Приведенные цифры показывают большую значимость НДФЛ для формирования бюджета страны, особенно это важно в условиях экономического кризиса в стране для стабилизации в экономике. Исходя из данных Федеральной налоговой службы поступление НДФЛ в консолидированный бюджет в 2011г. возросло на 11% по сравнению с предыдущим  2010 годом и составило 1995,8 млрд. руб. [18, 19]. Такое  повышение собираемости НДФЛ многие связывают с мероприятиями по легализации «серых зарплат», а также с увеличением доходов населения.     

Рис. 1.1 - Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации (млрд.руб.)

НДФЛ является основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Особенно его значение возросло с введением Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

1.2. Объект налогообложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления

Порядок исчисления и уплаты НДФЛ устанавливается главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового Кодекса РФ.

В соответствии со статьей 207 гл.23 НК налогоплательщиками  налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения  признается доход, полученный физическим лицом, в том числе дивиденды, полученные от участия в организации, страховые выплаты при наступлении страхового случая, доходы от использования имущества физических лиц, доходы от продажи имущества, доходы, полученные от исполнения трудовых обязанностей:

- от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

- от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки. Для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (ст. 218-221 НК РФ).

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц: государственные  пособия; пенсии по государственному пенсионному  обеспечению и трудовые пенсии; компенсационные  выплаты; вознаграждения донорам за сданную кровь; алименты; получаемые налогоплательщиками гранты для поддержки науки и образования; суммы единовременной материальной помощи; суммы полной иди частичной компенсации стоимости санаторно-курортных путевок; стипендии;  подарки, призы, материальная помощь, стоимость которых не превышает 4000 рублей; и другие доходы, определенные ст. 217 НК РФ.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц  составляет календарный год.

Ставка налога на доходы физических лиц составляет 13% в отношении всех видов доходов. Исключение составляют доходы, полученные в виде дивидендов (облагаются по ставке 9%), доходы лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации (облагаются по ставке 30%), доходы в виде выигрышей в конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, превышающие сумму 4000 рублей, и некоторые другие виды доходов (облагаются по ставке 35%).

Порядок исчисления налога на доходы с физических лиц:

Налоговая база = Все доходы – Доходы, необлагаемые – Налоговые вычеты НДФЛ = Налоговая база х Ставку налога

Пунктом 4 статьи 210 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки 30% и 35%, налоговые вычеты не применяются. В таких случаях в приведенной формуле налоговые вычеты будут равны нулю. Особенностью взимания НДФЛ является то, то его могут исчислять и уплачивать как налоговые агенты, так и сами налогоплательщики.

Исчисление сумм налога производится ежемесячно нарастающим итогом с  начала года с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Удержание начисленной суммы налога осуществляется при фактической выплате денежных средств налогоплательщику. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы начисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.

Налоговая Декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками  не позднее 30 апреля следующего за налоговым  периодом года. В налоговых декларациях  указываются все полученные в налоговом периоде доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей, суммы, подлежащие доплате или возврату из бюджета.

1.3. Налоговые вычеты, основания для их применения

Налоговые вычеты - это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при  определении налоговой базы для  исчисления налога налоговым агентом  или налоговым органом. Налоговые  вычеты по налогу на доходы физических лиц установлены в фиксированных суммах. Их величина не связана с какими-либо фактическими расходами налогоплательщика.

В соответствии с НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц имеют право на следующие налоговые вычеты: стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты:

- Максимальный  вычет в размере 3000 рублей за  каждый месяц налогового периода,  в частности, предоставляется: "чернобыльцам", инвалидам Великой Отечественной  войны, инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации и других категорий лиц (см. п.1 ст.218 НК РФ);

 - вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков: Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы, участников ВОВ, блокадников, узников концлагерей, инвалидов с детства, инвалидов I и II групп, доноров костного мозга, родителей и супругов погибших военных или государственных служащих, воинов-интернационалистов и т.д. в соответствии со статьей 218 НК.

Информация о работе Анализ порядка исчисления и уплаты НДФЛ