Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия и ее анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является дебиторско-кредиторская задолженность предприятия и ее анализ.

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:

Рассмотрение понятия и сущности дебиторской и кредиторской задолженности;
Определение значения анализа дебиторской и кредиторской задолженности и методики его проведения;
Определить основные источники информации для проведения анализа и требования к ним;
Дать краткую характеристику предприятия ОАО «Эксплуатационное вагонное депо», рассмотреть структуру управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКО-КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 7
1.1. Понятие и структура дебиторской и кредиторской задолженности 7
1.2. Значение анализа дебиторско-кредиторской задолженности. Методика проведения анализа 15
1.3. Информационное обеспечение анализа дебиторско-кредиторской задолженности 25
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ВАГОННОЕ ДЕПО» 33
2.1. Краткая характеристика предприятия. Динамика основных экономических показателей. Структура управления 33
2.2. Анализ персонала и оплаты труда 38
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия за 2004-2006 гг. 42
3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКО-КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ОАО «ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ВАГОННОЕ ДЕПО» ЗА 2004-2006 ГГ. И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ 52
3.1. Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности 52
3.2. Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности 57
3.3. Основные пути оптимизации дебиторско-кредиторской задолженности 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

     - покупатели, которым кредит не  предоставляется (при недопустимом  уровне риска невозврата долга,  определяемом типом избранной кредитной политики).

     4. Дифференциация кредитных условий  в соответствии с уровнем кредитоспособности  покупателей, наряду с размером  кредитного лимита, может осуществляться  по таким параметрам как срок  предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

     Формирование  процедуры инкассации задолженности  предусматривает сроки и формы  предварительного и последующего напоминаний  покупателям о дате платежей; возможности  и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

     Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери.

     Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

     Для ускорения взимания платежей можно  направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

     Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

     Возможно  перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

     Финансовое  состояние предприятия не может  быть хорошим, если покупатели его продукции (работ, услуг) своевременно не расплачиваются с ним. Очевидно, должна быть повышена ответственность предприятий - покупателей за нарушение платежной дисциплины.

     Так как ОАО «Эксплуатационное вагонное депо» является поставщиком услуг  для многих предприятий, одной из применяемых форм оплаты с ними является вексельная форма расчетов, использование которой может служить инструментом для оздоровления финансового состояния предприятия и повышения качества дебиторской задолженности.

       Это обуславливается тем, что векселя являются ценными бумагами, удостоверяющих безусловное обязательство векселедателей уплатить, по наступлении срока, определенную сумму векселедержателям, т.е. владельцам векселей. Эмиссия векселей может осуществляться как банками, так и предприятиями. Если банки эмитируют векселя для расчетов и обеспечивают ими предприятия в качестве платежного средства, они, по существу, увеличивают денежную массу, приспосабливая ее размеры к нуждам предприятий. Дополнительно выпущенная в форме банковских векселей денежная масса должна покрыть первичные неплатежи и по цепочке погасить все последующие неплатежи. В результате в балансах первичных неплательщиков, имеющих кредитовое сальдо по неплатежам, кредиторская задолженность предприятиям-контрагентам будет заменена кредиторской задолженностью банку, предоставившему вексельный кредит. Вместе с тем здесь возникает ряд проблем. Векселя значительно легче поддаются подделке, чем денежные знаки. Кроме того, нет гарантии, что полученный вексельный кредит будет сразу же использован предприятием для погашения задолженности. Наконец, замена взаимной задолженности векселями повысит ее ликвидность, а значит и скорость ее обращения. Это, очевидно, будет стимулировать инфляцию.

     Если  же векселя эмитируются предприятиями, то, кроме возможности их подделки и влияния на инфляцию, возникает также следующая проблема. Далеко не всегда переводные векселя предприятий-должников могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг и следовательно использоваться как средство платежа при расчетах с предприятиями-кредиторами. Фактически так функционировать могут лишь векселя доходных, финансово устойчивых предприятий, способных погашать задолженность. Векселя же малорентабельных и убыточных предприятий, как правило, не будут приниматься ни банками, ни предприятиями-кредиторами. Поэтому такие векселя только частично могут содействовать укреплению платежеспособности предприятий. Следует также иметь в виду, что ликвидация неплатежей при помощи векселей - весьма длительный процесс.

     Действенным средством укрепления финансового состояния предприятий и снижения неплатежей служат зачеты взаимных требований (клиринг). Предприятия, имеющие большую дебиторскую задолженность, не погашенную в срок, прекращают поставки продукции, требуя предварительной оплаты. Одновременно в составе образовавшихся неплатежей остаются нереализованными доходы, часть которых подлежит перечислению в бюджет. Взаимные неплатежи замедляют оборачиваемость средств в расчетах и ведут к увеличению кредитной эмиссии. Проблемы соблюдения сроков платежей, состоятельности плательщика, ликвидности его активов становятся весьма актуальными. Поэтому возрастает роль механизма погашения взаимных неплатежей путем зачета. В настоящее время предусматривается переоформление просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций всех форм собственности срочными долговыми обязательствами. Это позволяет учесть по каждому участнику зачета сумму его просроченной задолженности поставщикам, а также величину просроченной дебиторской задолженности, которая числится за его покупателями. Поскольку платежный оборот включает платежи за сырье, материалы и произведенную из них готовую продукцию, постольку суммы платежей различных предприятий, как правило, не совпадают. Поэтому зачет не может быть стопроцентным. Межотраслевой зачет взаимных требований, по существу, содержит два зачета: зачет взаимной задолженности предприятий и зачет взаимных требований банков. В процессе межотраслевого зачета долговые обязательства предприятий приобретают форму обязательств коммерческих банков и частично Центрального банка (в размере незавершенных межбанковских расчетов по зачету). Конечными плательщиками и получателями средств по результатам зачета являются не предприятия-участники зачета, а коммерческие банки и Центральный банк. Зачет осуществляется двумя способами платежа: передачей кредитных обязательств и собственно зачетом взаимных требований. Межотраслевой зачет начинается с распоряжения Центрального банка коммерческим банкам об оплате на определенных условиях с лицевых счетов по зачету расчетных документов плательщиков с зачислением сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Платежным средством, за счет которого производится оплата, являются долговые обязательства предприятий, преобразованные в обязательства коммерческих банков и Центрального банка. В процессе зачета эти обязательства переходят со счета на счет, осуществляют передачу долгов, и частично остаются в виде незачтенных дебетовых и кредитовых сальдо. В идеале кредитовые сальдо должны направляться на погашение дебетовых сальдо. Однако на практике этого не бывает, так как зачетные операции отразились в дебетовых и кредитовых оборотах лицевых счетов по зачету еще до подведения его итога и, с другой стороны, между предприятиями, имеющими дебетовые и кредитовые сальдо, как правило, нет прямых хозяйственных связей. Поэтому дебетовые сальдо должны погашаться с расчетных счетов плательщиков, а кредитовые сальдо зачисляются на расчетные счета получателей средств по зачету. В результате дебетовые и кредитовые сальдо взаимно погашаются.

     Вместе  с тем на практике это затрудняется тем, что не всегда на счетах плательщиков имеются средства для погашения  их дебетовых сальдо. Дебетовые сальдо лицевых счетов по зачету образуются несмотря на то, что зачет производится в пределах сумм, причитающихся предприятиям. Очевидно, все поступления средств предприятиям целесообразно направлять на погашение дебетовых сальдо по зачету. Зачет не только погашает взаимную задолженность, но и повышает ликвидность незачтенных долгов. Поэтому кредитовые сальдо по зачету до момента их перечисления на расчетные счета получателей средств могут находиться в обращении. Следовало бы разрешить предприятиям производить платежи с лицевых счетов по зачету в пределах кредитовых сальдо при условии зачисления сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Следует иметь в виду, что исходя из своих кредитовых сальдо, предприятия могут выписывать коммерческие векселя для расчетов с поставщиками. Конечно, после осуществления зачета неплатежи возобновляются, так как не устранены причины, порождающие их. Однако суммы неплатежей и их длительность сокращаются (до образования новой цепочки неплатежей). Как представляется, целесообразно проводить зачеты взаимных требований в условиях нашей экономики два раза в год. Это будет ускорять оборачиваемость оборотных средств и увеличит поступления в доход бюджета.

     Положительным моментом в деятельности ОАО «Эксплуатационное  вагонное депо» является создание в 2006 г. отдела по работе с клиентами. Работники данного отдела (менеджеры) отвечают за своевременность выполнения договоров, осуществляют поиск потенциальных потребителей  услуг предприятия. Так же в обязанность менеджеров по работе с клиентами входит своевременное уведомление покупателей и заказчиков – должников об имеющейся у них задолженности (по данным предоставленными работниками бухгалтерии) путем выставления требований об оплате.

     Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии  ОАО «Эксплуатационное вагонное депо» необходимо реализовать такие мероприятия как:

     1. Осуществление контроля за состоянием  расчетов с покупателями и  соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

     2. Расширение круга потребителей  продукции организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

     3. Использование системы скидок при долгосрочной оплате.

      В процессе развития у организации  по мере пополнения ее финансовых обязательств возникает потребность в привлечении  новых заемных средств. Источники  и эффективные формы привлечения  заемных средств многообразны и  зависят от потребностей организации на различных этапах ее деятельности.

      Потребность в привлечении заемных средств, а также оценка эффективности  их использования организацией определяются в процессе аналитических исследований путем изучения динамики общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде, сопоставления темпов этой динамики с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей величины активов организации.

      Важную  роль для обеспечения нормального производственного процесса имеет состав заемных средств: финансового и товарного кредита, внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых организацией. Они являются частью источников формирования активов организации, и в зависимости от сочетания заемных и собственных источников финансовых ресурсов организация вырабатывает свою политику финансирования.

      Стоимость внутренней кредиторской задолженности  организации (начисленная оплата труда, единый социальный налог, все остальные виды налога) при определении средневзвешенной стоимости капитала учитывается по нулевой ставке, ибо представляет собой бесплатное спонтанное финансирование организации за счет этого вида кредита. Сумма этой задолженности (часть так называемых «устойчивых пассивов») рассматривается как краткосрочно привлеченный заемный капитал в пределах одного месяца. Поскольку сроки выплат подобной начисленной задолженности не зависят от организации, она не относится к управляемому финансированию с позиций оценки стоимости капитала.

      Привлечение заемных средств в оборот предприятия  — явление нормальное. Это содействует  временному улучшению финансового  состояния при условии, что они  не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что в конечном итоге приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового положения. Поэтому в процессе деятельности предприятия необходимо проводить анализ состава, давности появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования просроченной задолженности поставщикам ресурсов, персоналу предприятия по оплате труда, бюджету, определить сумму выплаченных пеней за просрочку платежей. Для этого можно использовать данные отчетной формы № 5 «Приложение к балансу», а также данные первичного и аналитического бухгалтерского учета. Качество кредиторской задолженности может быть оценено также удельным весом в ней расчетов по векселям. Доля кредиторской задолженности, обеспеченная выданными векселями, в общей ее сумме показывает ту часть долговых обязательств, несвоевременное погашение которых приведет к протесту векселей, выданных предприятием, а следовательно, к дополнительным расходам и утрате деловой репутации. Фактическое значение продолжительности вексельного долга сравнивают со средними сроками платежей, оговоренных в векселях, и выясняют причины просрочки платежей по векселям, а также сумму дополнительно уплаченных санкций.

      Основным  моментом в управлении кредиторской задолженностью является соблюдение сроков возврата заемных средств, так как при наложении штрафов и санкций, конечно сумма выручки уменьшится, но вместе с тем пострадает деловая репутация предприятия и как следствие возникает риск прекращения сотрудничества с поставщиками и подрядчиками со стороны последних.

     Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей характеризует финансовую устойчивость фирмы и эффективность финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, когда становится невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской. Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия. Предприятие приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимым со стороны налоговых органов и кредиторов. Поэтому финансовые менеджеры обязаны решать не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. В этом случае важно изучить условия коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

      Заключение

 

      В качестве заключения проведенного исследования можно отметить, что цель, поставленная перед написанием дипломной работы, была достигнута, задачи решены, а именно:

      - в процессе изучения учебно-методической литературы рассмотрены понятия и сущность дебиторской и кредиторской задолженности, дано определение значения анализа дебиторской и кредиторской задолженности и методики его проведения, определены основные источники информации для проведения анализа  и требования к ним;

      - приведена краткая характеристика  исследуемого предприятия, рассмотрена  структура управления, проведен  анализ системы оплаты труда  на предприятии;

      - проанализированы основные технико-экономические  показатели деятельности предприятия за 2004-2006 гг.;

      - проведен краткий финансовый  анализ деятельности предприятия  за 2004-2006 гг.;

      - рассмотрена динамика и структура  дебиторской задолженности предприятия,  проведен анализ оборачиваемости  задолженности;

      - рассмотрена динамика и структура кредиторской задолженности предприятия, структура кредиторской задолженности по времени погашения;

Информация о работе Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия и ее анализ