Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Нижегородский молочный завод №1

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа посвящена теме «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Нижегородский молочный завод №1».

Финансовое состояние - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде, оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, а для того чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим, результаты анализа дают ответ на вопрос: каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

Содержание

Содержание
Введение...................................................................................................3
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Нижегородский молочный завод №1»................................................................5

2. Анализ выпуска и реализации продукции ОАО «Нижегородский молочный завод №1».............................................................................................8

Анализ основных средств и их использования..............................16

4. Анализ использования труда и заработной платы...............................22

5. Анализ затрат на производство..............................................................29

6. Анализ прибыли и рентабельности.......................................................32

Анализ финансового состояния предприятия.....................................36

Заключение..................................................................................................45
Список используемой литературы............................................................48

Работа содержит 1 файл

курс.rtf

— 1.15 Мб (Скачать)

 

Анализируя данные, обобщённые в таблице 4.4., можно сказать, что общий фонд оплаты труда ППП в 2010г. снизился. Так, фонд оплаты труда ППП увеличился в отчетном периоде на 477 тыс. руб. или на 2,6 %. Фонд оплаты труда рабочих незначительно увеличился (1,7 %). В результате средняя заработная плата рабочих сократилась на 1,2 %, в то время как аналогичный показатель по ППП сократился на 2 %.

Следует отметить, что уменьшение оплаты труда на предприятии в отчетном периоде связано с снижением выработки и для сохранения стабильной ситуации на предприятии руководство было вынуждено незначительно сократить уровень заработной платы.

 

5. Анализ затрат на производство

 

Важным показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции производственных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Оценка показателей затрат

Затраты на рубль товарной продукции являются обобщающим показателем, характеризующим себестоимость и уровень рентабельности продукции. Он обеспечивает увязку затрат с прибылью, позволяет оценить динамику затрат, проанализировать влияние факторов. Результаты анализа динамики затрат представим в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1 - Динамика затрат на рубль товарной продукции

Показатели

2009 г.

2010 г.

+,-

%

1. Товарная продукция, тыс. руб.

343 598,26

332 292,00

-11 306

97%

2. Себестоимость продукции, тыс. руб.

276 358

286 064

9 706

104%

3. Затраты на рубль товарной продукции, коп.

0,8043

0,8609

0,06

107%


 

Как видно из таблицы 5.1, снижение объема продукции в стоимостном выражении сопровождается увеличением затрат на производство, темпы роста затрат меньше темпы роста продукции. В результате наблюдается рост затрат на рубль товарной продукции с 80 до 86 коп. Это свидетельствует о существенном снижении эффективности деятельности предприятия. В отчетном периоде на рубль товарной продукции предприятие получало значительно меньше прибыли 14 коп, в то время, как в базисном периоде - 20 коп. руб.

Структура затрат по экономическим элементам

Анализ структуры затрат по экономическим элементам позволяет оценить уровень материальных, трудовых и амортизационных затрат на производства. Данные для анализа сведем в таблице 5.2.

 

Таблица 5.2 - Структура затрат по элементам

Наименование элементов

Всего, тыс. руб.

Структура, %

Отклонение

2009г.

2010г.

2009г.

2010г.

т. р.

%

Материальные затраты

234 822

244 522

84,97%

85,48%

9 700

0,51%

Затраты на оплату труда

19 232

19 102

6,96%

6,68%

-130

-0,28%

Отчисления на социальные нужды

4 796

4 709

1,74%

1,65%

-86

-0,09%

Амортизация основных фондов

8 312

8 724

3,01%

3,05%

412

0,04%

Прочие затраты

9 197

9 007

3,33%

3,15%

-190

-0,18%

Полная себестоимость

276 358

286 064

100,00%

100,00%

9 706

-


 

Как видно из таблицы 5.2, полная себестоимость выросла в отчетном периоде на 3,51 % или 9 706 тыс. руб. Основной причиной такого роста явилось увеличение материальных затрат в связи с удорожанием сырья. Структура затрат за рассматриваемый период значительных изменений не претерпела.Положительным является снижение прочих затрат, что свидетельствует о снижении затрат на управление организацией.

По данным таблицы 5.2 оценивают динамику различных элементов затрат на рубль товарной продукции и тип производства. Расчеты сведем в таблицу 5.3.

Таблица 5.3 - Динамика показателей удельных затрат

Показатели

База

Отчет

+,-

1.Материалоемкость, коп.

68,34

83,79

15,45

2.Зарплатоемкость, коп.

5,60

6,55

0,95

3.Амортизациоемкость, коп.

1,40

1,61

0,22


 

Как следует из данных таблицы 5.3., на рубль товарной продукции предприятие необходимо осуществить 83,79 коп. материальных затрат, 6,55 коп. затрат на оплату труда и 1,61 коп. затрат на основные фонды. Причем, в динамике наиболее значительно увеличивается материалоемкость производства.

Факторный анализ затрат

Для оценки причин изменения затрат применяют методы факторного анализа. Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают выпуск продукции в натуральном выражении, себестоимость единицы продукции в натуральном выражении и цена за единицу продукции. Для оценки влияния факторов проведем расчет условных показателей затрат на рубль продукции, данные для которого сведем в таблицу 5.4.

Показатели

Значение, коп.

1. Затраты на рубль товарной продукции

 

1.1. базового периода

80,43

1.2. отчетного периода по себестоимости и в ценах базового периода

80,34

1.3. отчетного периода по себестоимости отчетного периода в ценах базового периода

98,03

1.4. отчетного периода

86,09

2. Влияние факторов

 

- объема выпуска продукции (стр.1.2-стр.1.1)

-0,09

- себестоимости единицы продукции (стр.1.3-стр.1.2)

17,68

- цены за единицу продукции (стр.1.4-стр.1.3)

-11,94


 

Как видно из таблицы 5.5, рост затрат на рубль товарной продукции был вызван увеличением себестоимости единицы продукции. В то же время, рост цен на продукции способствовал сокращению затрат на рубль товарной продукции на 11,94 коп. Однако положительное влияние факторов было менее значительным, поэтому общий прирост составил 5,66 коп.

 

6. Анализ прибыли и рентабельности

 

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Следовательно, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому его финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Анализ показателей прибыли

В анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль до налогообложения, прибыль от продаж, результат от операционной и внереализационной деятельности, чистая прибыль.

В процессе анализа изучают состав прибыли до налогообложения, ее структуру, динамику. Данные для анализа приведем в таблице 6.1.

Таблица 6.1 - Анализ динамики показателей прибыли, тыс. руб.

Показатели

2009г.

2010г.

+,-

%

1. Выручка от продажи

383 029

347 020

-36 009

91%

2. Себестоимость продукции

276 358

286 064

9 706

104%

3. Управленческие расходы

40 428

36 623

-3 805

91%

4. Коммерческие расходы

9 517

11 715

2 198

123%

5. Прибыль от продаж

56 726

12 618

-44 108

22%

6. Прочие доходы

10 749

50 304

39 555

468%

7. Прочие расходы

18 892

44 890

25 998

238%

8. Прибыль до налогообложения

48 584

18 032

-30 552

37%

9. Чистая прибыль

36 129

13 321

-22 808

37%

10. Рентабельность продаж

0,15

0,04

-0,10

30%

11. Доля себестоимости в выручке

0,72

0,82

0,10

114%

12. Доля управленческих расходов в выручке

0,10555

0,10554

-0,00001

100%

13. Доля коммерческих расходов в выручке

0,025

0,034

0,01

136%


 

Как видно из данных таблицы 6.1, предприятие является прибыльным на протяжении всего анализируемого периода. Однако величина прибыли снижается. Так, более чем в 2 раза, снизилась прибыль до налогообложения. Основной причиной является увеличение на 4% себестоимости, а также роста коммерческих расходов. Также стоит обратить внимание на сокращение выручки от продажи на 9%, данный факт свидетельствует о трудностях со сбытом продукции.

Основу прибыли до налогообложения составляет прибыль от продаж. Исходя из методики формирования финансового результата, можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на изменение значения прибыли от продаж: выручка от продажи, себестоимость, коммерческие расходы.

Влияние данных факторов оценивается следующим образом:

1. Фактор «выручка от реализации»

 

Пв = ((В1 - В0) Ч Р0) / 100 =

 

где В1, В0 - выручка в отчетном и базисном периодах,

Р0 - рентабельность продаж в базисном периоде.

2. Фактор «себестоимость»

 

Пс = - В1(УС1 - УС0) \ 100,

 

где УС1, УС0 - доля себестоимости в выручке, %.

3. Фактор «управленческие расходы»

 

Пк = -В1(УР1 - УР0) \ 100,

 

где УК1, УК0 - доля управленческих расходов в выручке, %.

4. Фактор «коммерческие расходы»

 

Пк = -В1(УК1 - УК0) \ 100,

 

где УК1, УК0 - доля коммерческих расходов в выручке, %.

 

Таблица 6.2 - Факторный анализ прибыли от продаж

Показатели

Тыс. руб.

1. Изменение выручки от продажи

-5332,88

2. Изменение уровня себестоимости

-35686,74

3. Изменение уровня управленческих расходов

4,32

4. Изменение уровня коммерческих расходов

-3092,70

Всего

-44108


 

Анализ динамики показателей рентабельности

Окончательная оценка эффективности работы предприятия в условиях переменных цен и инфляции производится с помощью показателей рен-табельности.

Рентабельность рассчитывается, как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объёму реализованной продукции.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Нижегородский молочный завод №1