Анализ финансовых результатов предприятия. Взаимосвязь анализа и аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение анализа финансовых результатов деятельности предприятия и сравнения финансового анализа с аудитом.

Для достижения данной цели необходимо изучить следующее:

Значение и задачи анализа финансовых результатов;
Анализ состава и динамики балансовой прибыли. Факторы ее формирования;
Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;
Анализ рентабельности деятельности предприятия;
Понятие аудита, его сущность, цели и виды;
Понятие аудита финансовых результатов;
Взаимосвязь анализа и аудита.

Работа содержит 1 файл

Основная часть.docx

— 98.66 Кб (Скачать)

 Рис.1. Структурно-логическая схема факторной системы балансовой прибыли. 

     Прибыль от реализации однородной продукции  рассчитывается  по  формуле:

                   ,     (1.3.)

где  П - прибыль  от  реализации  продукции;

           V - объем  (количество)  реализованной  продукции;

           Ц - цена  реализации  единицы  продукции;

           С - себестоимость  единицы  продукции.

     Эту формулу используем как факторную  модель для детерминирования  факторного  анализа.

     Способ  цепных подстановок позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение  величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины   каждого факторного показателя в объеме результативного  показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех,                      и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются.        Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействия последнего на прирост результативного показателя.

     Алгоритм  расчета способом цепной подстановки  для факторной  модели (1.3.):

        -  плановое (базовое) значение прибыли;

       - первый условный показатель прибыли, показывающий, какое значение имела бы прибыль при фактическом объеме реализации продукции и плановой цене и плановой  себестоимости;

       - второй условный показатель, отражающий величину прибыли при фактическом объеме реализации и фактической цене, но при плановой себестоимости продукции;

        - фактический показатель прибыли.

     Общее  изменение  прибыли:

                   .

     В  том  числе  за  счет:

     1) изменение  объема  реализации  продукции:

                   ;

     2) изменение  средней  цены  реализации  продукции:

                   ; 

     3) изменение  себестоимости   продукции:

                   .

     Алгебраическая  сумма влияния всех факторов обязательно  должна быть равна общему приросту результативного     показателя:

                   .

     Отсутствие  такого равенства свидетельствует  о допущенных ошибках  в  расчетах.

     Методика  расчета влияния факторов методом  абсолютных разниц:

  1. В факторную модель вместо значения объема реализации продукции подставляем его отклонение и рассчитываем влияние  изменения  объема  на  прирост  прибыли:

                   ;

  1. Произведение отклонения цены на объем реализации продукции показывает изменение величины прибыли за счет  изменения  цены:

                   ;

  1. Произведение отклонения себестоимости продукции на объем ее реализации, взятое с противоположным знаком показывает влияние отклонения себестоимости на изменение  прибыли:

                   .

     Здесь также сумма влияния факторов должна быть равна общему  отклонению  прибыли:

                   .

           Если предприятие  производит неоднородные виды  продукции, тогда к вышеназванным факторам добавляется структурный фактор. Влияние структурного фактора на    изменение прибыли можно рассчитывать с помощью приема абсолютных  разниц,  используя факторную модель:

               , (1.4) 

     где УДф i, УДпл i - соответственно фактический и плановый удельный вес i-го вида продукции в общем    объеме  реализации, %;

     П1пл i -плановая сумма прибыли на единицу i-го вида продукции;

     Vф - фактический общий объем реализованной продукции  в  условно-натуральном  выражении.

     Также для расчета влияния структурного фактора на изменение  общей  суммы  прибыли  можно  использовать    модель:

            , (1.5)

     где Rпл i - плановая рентабельность  i-го вида продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной  продукции).

     После подсчета влияния всех названных  факторов на изменение прибыли, следует  изучить причины изменения объема реализации,  цены  и  себестоимости  по  каждому  виду  продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  финансовых результатов от прочих видов  деятельности
 
 

     Источником  получения прибыли наряду с реализацией  продукции (товаров, работ, услуг) может быть также деятельность предприятия, не связанная с реализацией продукции. Это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных фондов; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по    которой истекли сроки исковой давности; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году; финансовая помощь от других организаций; убытки от стихийных бедствий  и т.д.

     Анализ  сводится в основном к изучению динамики и     причин полученных убытков  и прибыли по каждому конкретному  случаю.

     Убытки  от выплаты штрафов возникают  в связи с  нарушением договоров  с другими предприятиями, организациями  и учреждениями. При анализе устанавливаются  причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения  допущенных  ошибок.

     Изменение суммы полученных штрафов может  произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и  по причине ослабления финансового  контроля со стороны предприятия  в отношении их. Поэтому при  анализе данного показателя следует  проверить, во всех ли случаях нарушения  договорных обязательств были предъявлены  поставщикам  соответствующие  санкции.

     Убытки  от списания безнадежной дебиторской  задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится     на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные     в отчетном году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

     Особого внимания заслуживают доходы по ценным     бумагам (акциям, облигациям, векселям и т.д.). Предприятия - держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов в процессе анализа изучается динамики дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их  роста и снижения.

     Сумма полученных дивидендов зависит от количества приобретенных акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой  и амортизационной политики государства, уровнем процентной  ставки за кредит и т.д. недостаточно высокий уровень  квалификации экономических кадров, не владение законами рынка, неумение оценить  конъектуру рыночных законов  могут принести предприятию большие  убытки. При оценке результатов финансовой  деятельности большую пользу могут  дать межхозяйственные сравнения, изучение опыта работы других предприятий  на рынке ценных  бумаг.

     В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждения и сокращение убытков  и  потерь  от  внереализационных  операций. 
 
 
 
 
 

     
    1. Анализ  рентабельности деятельности предприятия
 
 

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как  инструмент в инвестиционной  политике  и  ценообразовании.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержки производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели,  характеризующие  рентабельность  продаж;
  3. показатели,  характеризующие  доходность  капитала  и  его частей.

     Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемости  издержек) исчисляется как отношение  валовой или чистой  прибыли  к сумме затрат по реализованной  или произведенной продукции:

                   ;      (1.6.)

     или    ;      (1.7.)

     где Rз - рентабельность производственной деятельности (окупаемость  затрат);

     Пвп  -   валовая  прибыль  от  реализации  продукции;

     ЧП   -  чистая  прибыль;

     И   -   сумма  затрат.

     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  подразделениям  и  видам  продукции.

     Аналогичным образом определяется окупаемость  инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма  прибыли  от проекта относиться к сумме  инвестиций в данный проект.

     Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли   от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму полученной выручки. Характеризует доходность реализации с рубля  продаж.

                   ,      (1.8.)

     где Rп - рентабельность  продаж;

     Прп - прибыль  от  реализации  продукции;

     В - выручка  от  реализации.

     Рентабельность (доходность) капитала исчисляется  как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых; собственного,  заемного,  основного,  оборотного  и  т.д.

     При расчете рентабельности капитала необходимо брать среднюю величину капитала за отчетный период, однако в условиях инфляции более реальные оценки можно  получить, используя  моментальные  значения  данных  показателей. 
 
 
 
 

     2 Аудит 

     2.1 Сущность, виды аудита 

     Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Аудит, аудиторская проверка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Информация о работе Анализ финансовых результатов предприятия. Взаимосвязь анализа и аудита