Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Ирина Малышева, 02 Декабря 2010 в 10:35, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать финансовое состояние предприятия, выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:

Определить значение финансового состояния для развития предприятия;

Проанализировать соотношение собственного и заемного капитала предприятия;

Дать оценку финансового состояния на основе ликвидности баланса;

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Работа содержит 1 файл

афо.rtf

— 900.99 Кб (Скачать)

 

    Аналитические возможности Формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» 

     В условиях рыночных отношений важнейшей формой выражения деловой активности организации является величина текущего финансового результата за определенный период - прибыли. Прибыль обеспечивает организации возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей. Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерского /финансового/ отчета организации, дополняющая и развивающая информацию, представленную в балансе лишь в виде окончательно оформленного результата.

     Отчет о прибылях и убытках претерпел значительные изменения, вызванные переходом к рыночным отношениям и адаптацией к международным стандартам бухгалтерского учета.

     С 1 января 2000 года вводятся в действие два Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» /ПБУ 9/99/ и «Расходы организации» /ПБУ 10/99/, утвержденные приказами Минфина РФ от 06.05.99.  № 32н и 33н соответственно. Кроме того, начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года, вводится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» / ПБУ 4/99/.

     В соответствии с ПБУ 4/99 отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты отчетного года и должен содержать следующие числовые показатели:

  • Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС и акцизов;
  • Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг /кроме коммерческих и управленческих расходов/;
  • Валовая прибыль;
  • Коммерческие расходы;
  • Управленческие расходы;
  • Прибыль /убыток/ от продаж;
  • Проценты к получению;
  • Проценты к уплате;
  • Доходы от участия в других организациях;
  • Прочие операционные доходы;
  • Прочие операционные расходы;
  • Внереализационные доходы;
  • Внереализационные расходы;
  • Прибыль /убыток/ до налогообложения;
  • Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;
  • Прибыль /убыток/ от обычной деятельности;
  • Чрезвычайные доходы;
  • Чрезвычайные расходы;
  • Чистая прибыль /нераспределенная прибыль / непокрытый убыток/.

     В ПБУ 9/99 дано определение доходов организации в целом, их видов, а также выручки. ПБУ 9/99 определяет порядок признания доходов в бухгалтерском учете и порядок раскрытия информации о доходах организации в бухгалтерской отчетности.

     Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов /денежных средств, иного имущества/ и /или/ погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников /собственников общества/.

     В ПБУ 10/99 определено, что расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов /денежных средств, иного имущества/ и /или/ возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников /собственников имущества/.

     В соответствии с ПБУ 4/99 в форме отчета о прибылях и убытках появились две совершенно новые позиции: «Чрезвычайные доходы» и «Чрезвычайные расходы». В ПБУ 9/99 определено, что чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности /стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п./: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.  В соответствии с ПБУ 10/99 в составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности /стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п./.

     Не смотря на то, что количество статей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» заметно увеличилось, изменилось также содержание статей отчета с введением нового Положения /ПБУ 4/99/, сам отчет не стал более информативным.

     Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности организации, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства, определения величины чистой прибыли и других показателей.

     С введением ПБУ 4/99 «Отчет о прибылях и убытках» стал больше соответствовать требованиям международных стандартов финансовой отчетности /МСФО/, но для целей финансового анализа он как был, так и остается недостаточно информативным.  Как в существовавшей форме отчета, так и в новой, нет раздела характеризующего использование прибыли. Отчет о прибылях и убытках не дает ответа на вопрос, который постоянно интересует директора организации, акционеров, инвесторов: если у организации есть прибыль, то где она находится и в какой форме - денежной или не денежной? Прямого ответа на этот и другие вопросы в явном виде из формы № 2 получить невозможно.

     Отчет о прибылях и убытках не содержит в себе информации и о том, какие платежи в бюджет /налоги/ уплачиваются организацией из прибыли. Общая сумма всех налогов уплачиваемых из прибыли представлена в сжатом виде по строке «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» отчета, но какие именно «аналогичные обязательные платежи» и в каком объеме из формы № 2 явно увидеть невозможно.

     Изложенное позволяет нам предложить следующие пути совершенствования данной формы отчетности для повышения ее аналитичности:

  1. Дополнить форму № 2 разделом, посвященным использованию прибыли, что позволит повысить ее информативность и получить ответ на вопрос: «Если у организации есть прибыль, то где она находится и в каком имуществе - денежном или не денежном?»
  2. Дополнить форму № 2 разделом, раскрывающим содержание статьи «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи», содержащим перечень всех налогов и платежей в бюджет, причитающихся по расчетам и фактически внесенных. Это позволит более полно представить положение организации по расчетам с бюджетом.

 

    Формы № 3, 4, 5 как источник информации  финансового анализа 

     Неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности России стали формы № 3, 4, 5, раскрывающие данные форм  № 1 и № 2 и позволяющие внешнему пользователю получить информацию для принятия управленческих решений.

     Форма № 3 «Отчет об изменении капитала». Эта форма призвана раскрыть информацию о собственном капитале организации, о фондах, созданных в организации, о величине чистых активов.

     Форма № 3 состоит из двух разделов. Изложим основную информацию по каждому разделу.

     В разделе «Собственный капитал» отражаются данные об изменении его составляющих: уставного /складочного/ капитала организации, добавочного капитала, резервного капитала, фондов организации, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой, а также средств целевых финансирования и поступлений.

     В разделе «Прочие фонды и резервы» отражают движение фондов потребления, образованных организацией в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой. В этом разделе также отражаются данные о движении резервов предстоящих расходов и платежей, образуемых организацией в соответствии с  Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и принятой учетной политикой; данные о движении оценочных резервов, образуемых организацией /резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги/.

     Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств». В этой форме отчетности приводится информация о приходе, расходе и остатках денежных средств организации.

     Разделы 2 «Поступило денежных средств» и 3 «Направлено денежных средств» формы составляются в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

     Справочно приводятся данные о сумме денежных средств, поступивших в кассу по наличному расчету, в том числе от физических и юридических лиц, а также данные о наличных расчетах с применением ККМ и документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 года № 745.

     В форме № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу» расшифровываются некоторые наиболее важные статьи баланса. В этих статьях отражен состав заемных средств, внеоборотных активов, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений, имущества, социальных показателей и др.

     Информация, содержащаяся в данной форме, дополняя «Отчет о прибылях и убытках», позволяет провести достаточно детальный анализ финансового состояния организации и увидеть движение средств и их источников за отчетный период.

     Форма № 5 состоит из девяти разделов. Далее представляется основная информация по каждому разделу.

  1. В разделе «Движение заемных средств» показывают наличие и динамику средств, взятых взаймы как у банковских, так  и других организаций. Выделяют просроченную задолженность.
  2. В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» отражаются данные о дебиторской и кредиторской задолженности организации, включая обязательства, обеспеченные векселями и авансы. По строкам, характеризующим данные о просроченной задолженности, отражаются показатели задолженности, по которой истекли предусмотренные в договорах сроки погашения задолженности.

     В справке к данному разделу показываются данные о списании на финансовый результат дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек по законодательству России, а также дебиторской задолженности, по которой истек предельный срок исполнения обязательств.

  1. В разделе «Амортизируемое имущество» расшифровывается состав нематериальных активов, основных средств, МБП, принадлежащих организации.

     В разделе 3 показывают стоимость отдельных видов основных средств, переданных в аренду другим организациям; данные о переоценке основных средств; имущество, переданное организацией в залог в соответствии с договором.

  1. В разделе «Движение средств финансирования и долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» показывается наличие собственных и привлеченных средств у организации и их использование на цели капитальных и других долгосрочных финансовых вложений.
  2. В разделе «Финансовые вложения» расшифровывается состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений организации в российской и иностранной валютах.
  3. В разделе «Затраты, произведенные организацией» приводят данные о затратах организации по их элементам. Данные приводятся в целом по организации по всем видам деятельности.
  4. В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» приводится расшифровка отдельных видов прибылей и убытков, полученных /выявленных/ организацией в течение отчетного года и предыдущем отчетном году и включенных в соответствующие статьи «Отчета о прибылях и убытках».
  5. В разделе «Социальные показатели» отражаются отдельные социальные показатели деятельности организации, в частности, отчисления, произведенные организацией на социальные нужды, в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости, в фонд обязательного медицинского страхования, а также среднесписочная численность работников организации.
  6. В разделе «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах» отражают данные по забалансовым счетам, не упомянутым по другим статьям Справки.

     Главным недостатком форм  № 3, 4, 5 российской бухгалтерской отчетности является то, что они лишь частично содержат сведения прошлого периода, что затрудняет проведение финансового анализа. Для того, чтобы сделать правильные выводы и принять верное решение, необходимо располагать не только отчетами за текущий период времени, но и за прошлые периоды, которые доступны не для любого пользователя.

     Недостаточно полно в форме № 3 раскрыта информация об отдельных составляющих собственного капитала. В первую очередь, это касается такой комбинированной статьи баланса, как «Добавочный капитал», объединяющей весьма разнородные по своей экономической природе статьи. Особого внимания заслуживает информация об изменении добавочного капитала в результате переоценки основных средств.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия