Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа
Цель работы – проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
Для достижения указанной цели в работе были последовательно решены следующие задачи:
рассмотрены понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
проведен анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО «Гермес»;
проанализированы динамика, состав и структура дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
предложены пути совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2. Структурно-динамический анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
3. Оценка эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
4. Пути оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности
Заключение
Список использованных источников
Определение порядка получения дебиторской задолженности с учетом взаимоотношений с покупателями. В целях получения просроченной дебиторской задолженности предприятие использует следующие меры:
выяснение, насколько причина неплатежа является уважительной, а также какова степень платежеспособности плательщика в данный момент;
извещение должника письменно или лично о том, что платеж просрочен и его надо произвести, с указанием предельной даты;
ведение переговоров с должником о выборе способа погашения долга;
предупреждение должника о том, что дело может быть передано в арбитражный суд, а также могут быть применены другие санкции;
прекращение поставки продукции неплательщику;
обращение в компанию, которая занимается взысканием долга, о взыскании долга или о начале процедур банкротства.
Основные способы получения дебиторской задолженности, которые используются в ООО «Гермес», описаны в главе 26 ГК РФ «Прекращение обязательств». Эти и другие способы можно разбить на две группы прекращения обязательств: исполнением или невозможностью исполнения; группа – реструктуризацией дебиторской задолженности.
Подводя краткие итоги анализа управления дебиторской и кредиторской задолженности, можно заключить, что ООО «Гермес» имеет низкий уровень ликвидности дебиторской задолженности, то есть ее способности конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене. Это подтверждается недостаточной оборачиваемостью дебиторской задолженности, уменьшением объема дебиторской задолженности, низким качеством дебиторской задолженности.
Анализируемая фирма осуществляет платежи в менее короткие сроки, в 2009 году разница в длительности оборотов кредиторской и дебиторской задолженности увеличилась.
Результаты анализа кредитной политики ООО «Гермес» позволяют понять, что существует сложность в выборе ясной стратегии кредитной политики. Соответственно, отсутствуют какие-либо стандарты кредитоспособности, политика инкассации, использование форм рефинансирования. Перечисленные факты требуют изменения ряда показателей и выработки адекватной текущему состоянию дел кредитной политики фирмы.
Дебиторская и кредиторская задолженность – величина управляемая. Для этого необходимо реализовывать конкретные меры по управлению процессом изменения дебиторской и кредиторской задолженности.
1. Своевременно выявлять недопустимые виды кредиторской и дебиторской задолженности (просроченные (неоправданные) задолженности).
2. Контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям.
3. По возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.
4. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования.
5. Использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате.
Основной целью управления внутренней кредиторской задолженностью предприятия является обеспечение своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав.
На первый взгляд, обеспечение своевременности выплат начисленных средств противоречит финансовым интересам предприятия: задержка в выплате этих средств приводит к росту размера внутренней кредиторской задолженности, а, следовательно, снижает потребность в кредите и средневзвешенную стоимость капитала.
Однако с позиций общеэкономических интересов развития предприятия такая задержка выплат несет гораздо больший объем негативны последствий.
С позиций стратегического развития своевременная выплата средств, начисленных в составе внутренней кредиторской задолженности, приносит предприятию больше экономических премуществ, чем сознательная задержка этих выплат.
Эффективность управления задолженностью предприятия во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, налоговыми органами и др.
Методика реструктуризации кредиторской задолженности ООО «Гермес» представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Методика реструктуризации кредиторской задолженности ООО «Гермес»
Так как запасы составляют самый большой элемент оборотных активов, то управление запасами на неплатежеспособном предприятии должно классифицироваться следующим образом:
управление сырьем, материалом и другими аналогичными ценностями (оптимальный выбор поставщиков; применение маневра прошлыми и будущими денежными средствами; списание или продажа невостребованных материалов);
управление незавершенным производством (внедрение роботизированных комплексов, безотходной и малоотходной техники и технологии; применение метода «точно в срок»);
управление готовой продукцией (улучшение работы транспорта, складского хозяйства; изменение маркетинговой стратегии на основе анализа и оценки возможностей предприятия; сокращение избыточных запасов готовой продукции путем ее реализации по низким ценам).
Дебиторская задолженность предприятия наряду с выручкой является одним из основных источников получения денежных средств для исполнения краткосрочных обязательств организации. Основные пути реструктуризации дебиторской задолженности ООО «Гермес» представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Основные пути реструктуризации дебиторской задолженности предприятия ООО «Гермес»
В целях рационального распределения функциональных обязанностей в аппарате управления организации и создания условий повышения эффективности управленческого труда предложена модель матричного классификатора (таблица 20).
Таблица 20 – Матричный классификатор функциональных обязанностей служб аппарата управления ООО «Гермес»
Управленческие работы | Основные должностные лица и службы аппарата управления | ||||||||||
Ген. дир-р | Зам. ген. дир-ра по пр-ву | Зам. ген. дир-ра по эконо мике | Произ. тех. отдел | ПЭО | Фин. отдел | Бухгал терия | Отд. марке тинга | Договорный отдел | Диспетчерская служба | Рук-во | |
Планирование доходов и расходов | К, По | С | Р, По | О | У, По | П,И, По | О |
|
|
| У,И |
Анализ убытков и определение мер по их сокращению | К | С | Р, По | У | С, По | У, По | П |
|
|
| У,И,С |
Анализ дебиторской задолженности и предложения по ее снижению | Р,К |
| С, По |
|
| П,И, По | У | У,С | О |
|
|
Подготовка исков по взысканию просроченной дебиторской задолженности | Р,К |
| С, По |
|
| У, По | У | О,С |
| П,И |
|
Анализ кредиторской задолженности и разработка предложений по ее реструктуризации | Р,К |
| С, По |
| С | П,И, По | У | У,С | У |
|
|
Для обозначения характера трудового участия должностных лиц и подразделений при осуществлении своих функциональных обязанностей применяются следующие условные обозначения:
Р - принятие решения (утверждение, подписание документа, устное распоряжение); П - подготовка решения (комплексная разработка решения, составление документа, мероприятия самостоятельно и с привлечением других лиц); У - участие в подготовке решения (решение частных вопросов, подготовка информации, консультирование); С - согласование решения (согласование документа); И - исполнение (реализация) решения; К - контроль за исполнением решения (мероприятия, плана, документа); О - обмен информацией, информирование руководства; По - персональная ответственность.
При использовании матричного классификатора следует руководствоваться следующими положениями: за отделами и службами аппарата управления закрепляются виды управленческих работ, однородные по характеру, содержанию и методам решения; виды трудового участия в выполнении управленческих работ должны предусматривать четкую определенность и по возможности автономность сферы деятельности и компетенции каждого отдела (или службы) и должностного лица; характер распределения управленческих работ и виды трудового участия отделов (или служб) в их выполнении должны предусматривать комплексность и законченность решения стоящих перед ними задач; подразделения аппарата должны нести персональную ответственность за комплексное выполнение возложенных на них функциональных обязанностей при участии в данных обязанностях других подразделений; распределение управленческих работ должно отвечать требованиям ограничения дублирования работ, создания условий концентрации однородных работ в одном подразделении и повышения качества принимаемых решений.
Распределение управленческих работ производится с учетом наличия и возможности сбора в подразделении (отделе, службе) достаточной и необходимой информации для подготовки и принятия управленческих решений; при формировании содержания работ в отделах (или службах) необходимо проводить их специализацию, выявлять рациональное соотношение централизации и децентрализации в подготовке управленческих решений, объемов полномочий и ответственности; классификатор функциональных обязанностей должен утверждаться руководством организации и доводиться до исполнителя. Утвержденный классификатор функциональных обязанностей подразделений аппарата управления является обязательным документом, регламентирующим и координирующим работу должностных лиц, отделов и служб в структуре управления, особенно при процедурах финансового оздоровления и внешнего управления.
Размер кредита, определяется прежде всего типом кредитной политики предприятия ООО «Гермес» с учетом его финансового состояния и видами продаваемой продукции.
В договоре поставки между ООО «Гермес» и дебиторами и условия отсрочки платежа обычно отражаются следующим образом:
3/7 - 40, что означает, что срок отсрочки платежа - 40 дней, но если покупатель будет оплачивать продукцию в первые 7 дней после ее поступления, он получит скидку с ее стоимости в размере 3%. Поэтому, сравнивая длительность отсрочки платежа с размером скидки, предприятие может определить вариант, который ему наиболее выгоден.
В табл. 21 приводится методика расчета этого, из которой видно, что потери предприятия на каждую тысячу рублей от отсрочки платежа составляют 40 руб., а от скидки - 11 руб., 41,6 руб. и 14 руб. Таким образом, можно регулировать тот вариант, который больше выгоден.
Таблица 21 – Сравнительный расчет выгодности скидки с цены и отсрочки платежа по ООО «Гермес»
Показатели | Вариант скидки | Отсрочка платежа 30 дней | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. Инфляция в месяц |
|
|
| 2% |
2. Индекс цен |
|
|
| 1,02 |
3. Коэффициент падения покупательной способности денег (обратная величина индексу цен) Кппс |
|
|
| 0,98 |
4. Потери от инфляции с каждой тысячи рублей (1000 - 1000 * Кппс) |
|
|
| 20 руб. |
5. Процентная ставка за кредит - годовая |
|
|
| 24% |
6. Сумма процента за кредит (1000- 24/12 / 100) |
|
|
| 20 руб. |
7. Скидка с каждой тысячи рублей | 3% - 30 руб. | 6% - 60 руб. | 6% - 60 руб. |
|
8. Рентабельность от вложений полученной в срок платы за продукцию в месяц | 2% | 2% | 5% |
|
без учета инфляции | 970 * 0,02 = 19,4 руб. | 940 * 0,02 = = 18,8 руб. | 940 * 0,05 = 47 руб. |
|
с учетом инфляции | 19,4 * 0,98 =19 руб. | 18,8 * 0,98 = = 18,4 руб. | 47 * 0,98 = 46 руб. |
|
10. Потери от предоставления скидки с учетом возможного вложения полученных в срок средств | 30 руб.-19 руб. = 11 руб. | 60 руб. - 18,4 руб. = 41,6 руб. | 60 руб. - 46 руб. = 14 руб. |
|
11. Потери от отсрочки платежа (от инфляции и процентов за возможный кредит) |
|
|
| 20 руб. + 20 руб. = 40 руб. |
Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности