Анализ, бухгалтерский учет и аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – изучение вопросов организации бухгалтерского учета и аудита основных средств, разработка предложений по совершенствованию организации учета и рекомендаций по эффективности использования основных средств.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать экономическую сущность основных средств.
Раскрыть классификацию основных средств.

3) Рассмотреть организацию учета и анализа основных средств.
Оценить показатели движения и технического состояния основных средств.
Разработать предложения по совершенствованию учета и выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование организации бухгалтерского учета и аудита основных средств

1.1 Нормативно-правовое регулирование организации учета основных средств

1.2 Основные теоретические принципы учета основных средств

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Оскольский завод металлургического машиностроения»

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ОЗММ»

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «ОЗММ»

2.3 Экономический анализ основных средств ОАО «ОЗММ»

3. Действующая практика бухгалтерского учета основных средств на ОАО «ОЗММ»

3.1 Документооборот по учету основных средств в ОАО «ОЗММ»

3.2 Аналитический и синтетический учет основных средств

3.3 Аудит основных средств

3.4 Направления совершенствования учета основных средств в ОАО «ОЗММ»

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ДиплУчетОсновнСредКАДВИ.doc

— 907.50 Кб (Скачать)

     Аудит начисления амортизации. В ходе аудита необходимо установить: все ли объекты  основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется  ли она с учетом движения основных средств; правильно ли применяются  нормы амортизации.

     Амортизация начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

     По  объекту основных средств амортизационные  отчисления начинаются с первого  числа месяца, следующего за месяцем  принятия объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного  погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

     Прекращаются  амортизационные отчисления по объекту  основных средств с первого числа  месяца, следующего за месяцем полного  погашения его стоимости или  списания с бухгалтерского учета.

     Отражаются  амортизационные отчисления по основным средствам в бухгалтерском учете  отчетного периода, к которому они  относятся, в начисляются независимо от результатов деятельности организации  в отчетном периоде.

     Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

     В течение отчетного года амортизационные  отчисления по объектам основных средств  начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

     Здесь важно установить правильность отнесения  основных средств к соответствующей  группе амортизационных отчислений. Для проверки правильности отнесения  износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства - производственного они или непроизводственного назначения.

     Проводя проверку начисления амортизации, аудитор  должен обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно- производственным (например, объекты культуры), установить, не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются.

     В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (при этом необходимо помнить, что большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).

     Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ; не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны цифры.

     При контроле начисления амортизации необходимо помнить, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов. Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.

     При проверке начисления амортизации основных средств необходимо проверить, как  начисляется амортизация по видам и амортизационным группам в целях налогообложения в соответствии со статьями 257 и 258 ПК РФ.

     При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие  коррективы в регистры и отчетные формы.

     По  всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы  излишне начисленной или недоначисленной  амортизации. Устанавливают, как это  повлияло на себестоимость продукции  и финансовые результаты выявляют причины  нарушений и виновных в том лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

     Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской  отчетности аудитор должен получить достаточные для того аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с российским правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». Так, при проверке учета основных средств используются следующие способы получения доказательств: проверка арифметических расчетов аудируемого субъекта (пересчет); инспектирование; наблюдение; подтверждение; аналитические процедуры.

     Проверка  арифметических расчетов используется для подтверждения достоверности  расчетов сумм начисленной амортизации по основным средствам, налоговых расчетов, показателей отчетности и т.д.

     Инспектирование представляет собой проверку записей  и документов при проверке учета  и отражения операций по расчетам по основным средствам.

     Наблюдение  представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по учету операций с основными средствами.

     Подтверждение применяется для установления фактической  передачи и приема вкладов основных средств в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т. п.

     Аналитические процедуры используются при сопоставлении  наличия основных средств в различные  периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений между разными  статьями и форма ми отчетности и  т.д.

     Кроме того, аудитор должен присутствовать (или провести самостоятельно при необходимости) при проведении инвентаризации основных средств.

     Примерный перечень типичных ошибок

     В учетной политике предприятия указано, что аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных  карточках (ф. ОС-6). Однако на предприятии этого не делают, считая ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков, а на тех предприятиях, где названные карточки все-таки ведут, не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов.

     Материальная  ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на счете 01 «Основные  средства».

     Несоответствие  информации о наличии основных средств  по данным Главной книги информации об их остатках по данным инвентарных карточек нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации.

     Оприходование основных средств не по цене их приобретения.

     При покупке основных средств у физических лиц не всегда удерживается налог  на доходы физических лиц.

     При передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого  предприятия сумма превышения их договорной стоимости над балансовой нередко включается в состав доходов  будущих периодов.

     Начисление  амортизации основных средств производится один раз в квартал.

     Предприятие продолжает начислять амортизацию  по объектам с истекшим сроком нормативной  эксплуатации.

     Неправомерное ускоренное начисление амортизации  основных средств.

     Списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в первый квартал  после ввода в эксплуатацию основных средств, а не равномерно в течение года. 

     3.4 Направления совершенствования учета основных средств в ОАО «ОЗММ» 

     Основными направлениями совершенствования  учета основных средств в ОАО «ОЗММ» являются:

     1. Автоматизация бухгалтерского учета

     Занять  лидирующее положение на рынке, повысить эффективность работы персонала, создать  оптимальную структуру управления - вот первоочередные задачи руководителя предприятия. В бухгалтерской деятельности это особенно важно, что обуславливает широкое применение бухгалтерских пакетов и программ, благодаря внедрению и совершенствованию которых повышается оперативность обработки данных и достоверность деловой информации, принимаются более объективные финансовые и управленческие решения. Совершенствование автоматизации бухгалтерского учета на предприятии позволит совершенствовать систему управления и создаст предпосылки для более быстрого развития внутренней инфраструктуры предприятия.

     Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии  и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики России является одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия. Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные.

     В условиях относительной неопределенности в налоговой сфере предприятие  может сильно пострадать или даже потерпеть крах, и всего лишь из-за небрежности в бухгалтерском учете. Примеров тому в России очень много, причем часто страдают предприятия, стремящиеся работать честно.

     Страдают  из-за небрежного ведения внутренней бухгалтерии предприятия. Страдают также из-за незнания и соответственно невыполнения последних законов и распоряжений (а они принимаются сплошь и рядом). При ведении бухгалтерского учета вручную возможны и простейшие арифметические ошибки.

     Безусловно, компьютерная программа не заменит грамотного бухгалтера, но позволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.

     Таким образом, программа поможет избавиться от многих существующих недостатков как бухгалтерского учета в целом, так и его составных частей - основных средств.

     2. Введение контроля за учетом основных средств

     Введение  дополнительного контроля за учетом основных средств и нематериальных активов со стороны руководства предприятия я считаю очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, нематериальных активов, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств и нематериальных активов сотрудниками предприятия.

     Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования основных средств и нематериальных активов, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии.

     3. Возможность введения международных стандартов в части амортизации основных средств

     Одним из направлений совершенствования  организации в управлении основными  средствами и нематериальными активами является ориентация на Международные  стандарты бухгалтерского учета. Непосредственно  к основным средствам относится  стандарт № 16, "Основные средства".

     4. Ведение амортизационной политики по основным средствам

     Снижение  стоимости средств производства, и в первую очередь их активной части, происходит особенно интенсивно под воздействием научно-технической  революции (НТР). В современных условиях НТР активно влияет на сокращение срока морального износа. (В среднем моральный износ активной части средств труда колеблется от трёх до семи лет.)

     Сокращение  расходов по амортизации основных фондов можно достигнуть путём лучшего  использования этих фондов.

Информация о работе Анализ, бухгалтерский учет и аудит основных средств