Анализ, бухгалтерский учет и аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – изучение вопросов организации бухгалтерского учета и аудита основных средств, разработка предложений по совершенствованию организации учета и рекомендаций по эффективности использования основных средств.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать экономическую сущность основных средств.
Раскрыть классификацию основных средств.

3) Рассмотреть организацию учета и анализа основных средств.
Оценить показатели движения и технического состояния основных средств.
Разработать предложения по совершенствованию учета и выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование организации бухгалтерского учета и аудита основных средств

1.1 Нормативно-правовое регулирование организации учета основных средств

1.2 Основные теоретические принципы учета основных средств

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Оскольский завод металлургического машиностроения»

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ОЗММ»

2.2 Анализ финансового состояния ОАО «ОЗММ»

2.3 Экономический анализ основных средств ОАО «ОЗММ»

3. Действующая практика бухгалтерского учета основных средств на ОАО «ОЗММ»

3.1 Документооборот по учету основных средств в ОАО «ОЗММ»

3.2 Аналитический и синтетический учет основных средств

3.3 Аудит основных средств

3.4 Направления совершенствования учета основных средств в ОАО «ОЗММ»

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ДиплУчетОсновнСредКАДВИ.doc

— 907.50 Кб (Скачать)
 

     Начислять амортизацию по фрезерному станку ОАО «ОЗММ» будет с месяца, следующего за месяц ввода объекта в эксплуатацию. Эта же сумму будет начислена в виде дохода, полученного по договору дарения. Сумма ежемесячной амортизации составляет 2500 руб. (180 000 руб. / 6 лет /12 мес).

     Пример 2. ОАО «ОЗММ» в марте 2008 г. закончило возводить для собственных нужд гараж. При этом были израсходованы материалы на сумму 12 000 руб., расходы на оплату труда составили 28 000 руб.

     В бухгалтерии ОАО «ОЗММ» были сделаны проводки (таблица 15). 

     Таблица 15 - Учет операций при создании объекта основного средства собственными силами в ОАО «ОЗММ»

Дебет Кредит Сумма Содержание  операции
08 10 12 000 - расходы на  материалы;
08 70 28 000 - расходы на  оплату труда;
08 69 7 280 - отчисление  ЕСН;
01 08 47 280 - принятие гаража  к учету.
 

     В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник  вправе по своему усмотрению совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и  не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

     Что касается владения основными средствами по другим основаниям, кроме права  собственности, то здесь необходимо обратить внимание на положение статей 295, 297 и 298 ПС РФ.

     Рассмотрим  несколько примеров выбытия объектов основных средств из ОАО «ОЗММ»

     Пример 3. Договор купли - продажи № 1 заключен 16.01.2008 г. В соответствиями с условиями договора реализуется токарный станок (модель 1К625Д) на сумму 206 500 руб., в том числе НДС - 31 500 руб., и техническое оборудование на сумму 324 500 руб, в том числе НДС - 49 500 руб. По данным бухгалтерского учета первоначальная стоимость токарного станка составляет 200 000 руб., станок был приобретен в марте 2008 г., годовая норма амортизационных отчислений в соответствии с требованиями Единых норм - 12,5%. Начиная с апреля 2008 г. объекту начисляется амортизация в сумме 2 083 руб. в месяц (200 000 руб. * 12,5 % / 12 мес). По состоянию на 01.01.2008 г. сумма начисленной амортизации составила 118 731 руб. (2 083 руб.*57 мес), остаточная стоимость 81 269 руб. Первоначальная стоимость технологического оборудования составляет 360 000 руб. Годовая норма амортизации - 10 %. Оборудование введено в эксплуатацию 15.03.2008 г. Сумма начисленной амортизации за период с 01.04.2008 г. до 01.01.2009 г. составила 99 000 руб. (3 000 руб. * 33 мес).

     Объекты основных средств доставлялись покупателю железнодорожным транспортом. Транспортные расходы составили 10 000 руб. По реализованным  объектам основных средств указанные  расходы распределялись пропорционально  выручке от реализации. Согласно актам приема-передачи основных средств № 1 и № 2 от 17.01.2008 г. право собственности на объекты амортизируемого имущества перешло к покупателю в момент отгрузки. По условиям договора покупатель произвел оплату 20.01.2008 г. На основании документов на реализацию объектов

     основных  средств в бухгалтерском учете ОАО «ОЗММ» были сделаны следующие проводки (таблица 16). 

     Таблица 16- Учет реализации основных средств в ОАО «ОЗММ»

Дебет Кредит Сумма Содержание  операции
62 91 206 500 - отражена выручка  от реализации токарного станка (с НДС);
62 91 324 500 - отражена выручка  от реализации технологического  оборудования;
91 68 31 500 - начислен НДС  по реализованному токарному  станку;
91 68 49 500 -начислен НДС  по реализованному технологическому оборудованию;
01/5 01 200 000 - списана первоначальная  стоимость токарного станка;
01/5 01 360 000 - списана первоначальная  стоимость технологического оборудования;
02 01/5 120814 (118731+20 83) - списана амортизация  по реализованному токарному станку (включая амортизационные отчисления за январь 2008 г.);
02 01/5 102 000 (990001-300 0) - списана амортизация  по реализованному технологическому  оборудованию (включая амортизационные отчисления за январь 2008 г.);
25 76 10 000 - начислены  затраты по доставке покупателю реализованных обьектов основных средств;
91 25 4 000(10000*40%) -списаны расходы  по доставке токарного станка;
91 25 6 000(10000*60 %) - списаны расходы  по доставке технологического

оборудования:

91 01/5 79 186(200000-120814) - списана остаточная стоимость токарного станка;
91 01/5 258 000 (360000-102000) - списана остаточная  стоимость технологического оборудования;
91 99 88314 - выявлен финансовый  результат от реализации токарного  станка
91 99 11 500 - выявлен финансовый  результат от реализации технологического оборудования.
 

     Рассмотрим  пример начисления амортизации в ОАО «ОЗММ».

     Пример 4. ОАО «ОЗММ» в январе 2008 г. приобрело оборудование стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Расходы по доставке оборудования составили 11 800 руб. (в том числе НДС - 1 800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию в январе 2008 г. Установлен срок полезного использования данного оборудования - 5 лет, способ начисления амортизации - линейный. ОАО «ОЗММ» приняло решение учесть в налоговом учете в качестве расходов 10 % от первоначальной стоимости оборудования. Размер этих расходов составляет:

     (118 000-18 000+11 800-1 800)* 10%= 11 000 руб.

     В бухгалтерском учете ОАО «ОЗММ» данные хозяйственные операции были отражены следующим образом (таблица 17).

     Как видно из примера, сумма начисленной  амортизации в бухгалтерском  учете ежемесячно составляет 1 833,33 руб. Исходя из условий примера, в налоговом  учете порядок начисления амортизации  по данному оборудованию будет несколько  иной, поскольку в налоговом учете в качестве амортизационных отчислений единовременно признаются расходы в размере 11 000 руб. Последующее начисление амортизации (с учетом списанных расходов) ежемесячно составит: (110 000 - 11 000) : 60 мес. = 1 650 руб. 

     Таблица 17 - Начисление амортизации в ОАО «ОЗММ» линейным способом

Дебет Кредит Сумма Содержание  операции
В январе 2008 г.
08 60 100 000 - отражена договорная  стоимость оборудования;
19 60 18 000 - учтен НДС,  предъявленный поставщиком оборудования;
08 76 10 000 - расходы по доставке оборудования учтены в первоначальной стоимости основного средства;
19 76 1 800 - учтен НДС,  предъявленный перевозчиком;
01 08 110 000 - принято оборудование  к учету в качестве основного  средства;
68 19 19 800 - принят к  вычету НДС;
60,76 51 129 800 - перечислена  оплата поставщику, перевозчику
В феврале 2008 г.
68 77 2 596 -отражено отложенное  налоговое обязательство (11 000 + 1 650

-1 833.33) * 24 %

Ежемесячно  с февраля 2008 г. до окончания срока полезного использования
20 02 1 833,33 - начислена  амортизация (110 000 : 60 мес.)
77 68 43,99 - списана часть  отложенного налогового обязательства
 

     В связи с различным порядком начисления амортизации в бухгалтерском  и налоговом учете у налогоплательщика в феврале 2008 г. возникает разница между суммой амортизации в бухгалтерском учете и суммой амортизационных отчислений, признаваемых расходом в целях налогообложения, которая подлежит отражению на счетах бухгалтерского учета в соответствии с нормами бухгалтерского стандарта ПБУ 18/02. 

     3.3 Аудит основных средств 

     Аудиторская деятельность - предпринимательская  деятельность по независимой проверки бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, которые называются аудируемыми лицами. [4].

     Аудит осуществляется в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» и другими нормативными актами, регулирующие аудиторскую деятельность.

     Целью аудита является выражение мнения о  достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствие бухгалтерского учета законодательству РФ.

     Документирование  аудита регулируется федеральным стандартом № 2 «Документирование аудита». Аудируемая организация и индивидуальный аудитор  должны документально оформлять  все сведения, которые важны с  точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводится в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

     Документация - рабочие документы и материалы, получаемые и хранимые аудитором, либо подготавливаемые им в ходе аудиторской проверки.

     Рабочие документы должны быть представлены в виде данных в электронном виде, на бумаге или в другой форме. Аудитор  должен составлять рабочие документы  в полной и подробной форме. В  них он должен отражать информацию о планировании аудиторской работы, объеме выполняемых аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.

     Аудитору  необходимо установить надлежащие процедуры  для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для хранения в течении определенного периода времени, который должен быть не менее 5 лет.

     Рабочие документы являются собственностью аудитора. Часть документов по усмотрению аудитора могут быть предоставлены аудируемому лицу.

     Планирование  аудита регулируется федеральным стандартом № 3 «Планирование аудита». Аудиторские  организации и индивидуальный аудитор  обязаны планировать свою работу таким образом, чтобы проверка была проведена эффективно.

     Планирование  аудита предполагает разработку общей  стратегии и детального подхода  к объему аудиторских процедур, срокам проведения проверки и характер проверки.

     Планирование  позволяет эффективно распределить работу между специалистами, участвующими в аудиторской проверке, а также координировать их работу. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита с работниками и членами совета директоров аудируемого лица. При этом ответственность за разработку общего плана аудита несет аудитор.

     Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита. Он должен быть достаточно подробным, чтобы разработать программу аудита, целью которой является детализация плана аудиторской проверки. При разработки плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание следующее:

  1. Деятельность аудируемого лица: общие экономические факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица в данной отрасли; финансовое состояние аудируемого лица, анализ изменений, прошедших с даты предшествующей проверки; общий уровень компетентности руководства.
  2. Систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля: учетную политику; влияние нормативных актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой отчетности результатов анализа хозяйственной деятельности аудируемого лица, рассматриваются новые нормативные акты с предыдущей аудиторской проверки.
  3. Риск и существенность в аудите: ожидаемые оценки неотъемлемого риска необнаружения отдельных искажений при проведении аудита; установление уровня существенности, т.е. сумму искажений, которая для данного субъекта является существенной; возможность недобросовестных действий аудируемого лица, что приведет к существенным искажениям; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера.
  4. Характер, временные рамки и объем процедур: наличие компьютерной системы бухгалтерского учета; важность отдельных разделов учета для данного субъекта; наличие внутреннего контроля и его организация.
  5. Координацию и направление работы, текущий контроль и проверка выполненной работы: привлечение экспертов; количество и квалификация специалистов, необходимое для работы с данным аудируемым лицом.
  6. Прочие аспекты: допущение того, что непрерывность деятельности аудируемого лица оказывается под вопросом; существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг; оказание сопутствующих услуг аудируемому лицу; сроки подготовки аудиторского заключения.

Информация о работе Анализ, бухгалтерский учет и аудит основных средств