Анализ безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Известно, что целью деятельности предприятия в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I.Теоретические основы анализа безубыточности при принятии управленческих решений:
1.1 Сущность анализа безубыточности 5
1.2 Расчет и анализ точки безубыточности 9
1.3 Планирование безубыточности 18
II. Использование анализа безубыточности на швейном предприятии “Мастер”
2.1 Краткая характеристика швейного предприятия “Мастер” 21
2.2 Расчет и анализ безубыточности на швейном предприятии “Мастер” 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

тттточки вот.docx

— 82.63 Кб (Скачать)

     Математическую  зависимость можно записать следующим  образом:

     Выручка – Затраты = Прибыль ,то есть

(Цена  реализации Кол-во) – (Перем. Затраты на ед. Кол-во) – Пост. Затраты = Прибыль

P X – B X – A = NP                   (1)

P – цена продажи за единицу,руб

Х –  количество единиц,шт.

В –  переменные затраты на единицу,руб.

А- постоянные затраты периода,руб.

NP- прибыль,руб.

Так как  в точке безубыточности прибыль  равняется нулю:

P X – B X = A              (2)

Тогда критический объем продаж (точка  безубыточности в натуральном выражении) можно определить:

= А/ (Р – В)                  (3)

Критическая выручка (точка безубыточности в  стоимостном выражении):

= Р                       (4)

С помощью  полученных зависимостей можно определить:

- как  изменится критический объём  продаж и критическая выручка  при изменении постоянных, переменных затрат, цены продаж;

- рассчитать  объём продаж и выручку, которые бы обеспечили получение запланированной прибыли:

= ( A  +NP) / (P – B)                            (5)

= P                                     (6)

-рассчитать  цену реализации для получения  запланированной прибыли при  запланированном объёме реализации:

= В+ (( А + NP) / )                     (7)

-рассчитать  критический уровень постоянных  затрат:

= (Р – В)                                                  (8)

В)Метод маржинального дохода (валовой прибыли).

Маржинальный  доход ( маржинальная прибыль, валовая прибыль) представляет собой разницу между выручкой  от продаж (без НДС и акцизов) и переменными затратами:

МД = Р Х – В Х                                               (9)

Маржинальный  доход должен покрыть постоянные расходы и обеспечить прибыль  от реализации. Поэтому его ещё  называют суммой покрытия:

МД = А + NР                                          (10)

Маржинальный  доход, приходящийся на единицу продукции определяется  как разница между ценой продажи за единицу и переменными затратами на единицу. Этот показатель ещё называют ставкой покрытия:

= Р – В                                        (11)

Коэффициент маржинального дохода (норма маржинальной прибыли) показывает, сколько рублей маржинального дохода приходится на 100 руб. выручки от продаж :

= / Р) 100%                                   (12)

Так как  в точке безубыточности прибыль  равна нулю,то

МД = А                          (13)                                      

                     (14)

Тогда критический  объем продаж (точка  безубыточности в натуральном выражении) можно определить :

= А /         (15)

Критическая выручка (точка безубыточности в  стоимостном выражении):

= А /    (16)

С помощью  полученных зависимостей можно определить:

- как  изменится критический объем  продаж и критическая выручка  при изменении постоянных, переменных затрат, цены продаж;

-рассчитать  объём продаж и выручку ,которые бы обеспечили получение запланированной прибыли:

= (А  + NP)  /           (17)

= ((A + NP) /    ) 100%  (18)

- рассчитать  критический уровень постоянных  затрат:

=          (19)

Наиболее  наглядным показателем, характеризующим степень удаленности предприятия от точки безубыточности является запас финансовой прочности (кромка финансовой безопасности, маржа безубыточности). Он показывает, сколько единиц, рублей или процентов отделяет текущие ( планируемые) продажи от точки безубыточности. Поэтому рассчитывают несколько показателей ЗФН, которые определяют:

  1. На сколько единиц должен сократится рбёъм продаж, чтобы предприятие начало нести убытки:

    = -    (20)

  1. На сколько рублей должна сократится выручка от продаж, чтобы предприятие начало нести убытки:

    =   (21)

  1. На сколько процентов должен сократится объём продаж или выручка от продаж, чтобы предприятие начало нести убытки:

    = ((- ) / 100%   (22)

    (() / 100%   (23)

    То  есть значение ЗФП показывает, что если объём продаж сократится менее, чем на эту величину, то и тогда предприятие будет получать прибыль, а если более, то предприятие будет нести убытки.[15]

Производственный  левередж (операционный рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. [10, c.233]

Необходимым условием применения механизма производственного  левереджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный левередж определяется с помощью следующей формулы:

L =        (24)

либо

L = P X – B X) / NP = (A + NP ) / NP = 1 + 9 A / NP)   (25)

L -  производственный левередж;

Найденное с помощью формулы  значение эффекта производственного левереджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

L =                   (26)

где NP - изменение прибыли, в %;

В - изменение выручки, в %.

Производственный левередж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левереджа может изменяться под влиянием:

- цены  и объема продаж;

- переменных  и постоянных затрат;

- комбинации  любых перечисленных факторов.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях  проявление механизма производственного  левереджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем: [ 16, c.155]

1. Положительное  воздействие производственного  левереджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

Для того, чтобы положительный эффект производственного  левереджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным "грузом" на пути к достижению точки безубыточности.

2. По  мере дальнейшего увеличения  объема продаж и удаления от  точки безубыточности эффект  производственного левереджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм  производственного левереджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4. Между  производственным левереджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левереджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный левередж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

5. Эффект  производственного левереджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левереджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного  левереджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия. [8, c.316-318] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 
Вопросы анализа точки безубыточности наиболее интересны в двух аспектах: анализ нынешнего состояния дел на предприятии и прогноз будущего состояния фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обеспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы. 
Процесс составления плана безубыточности деятельности фирмы является 
частью составления общего финансового плана фирмы. [13,c303] 
Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности: 
I. Анализ состояния дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. 
Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с 
точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами 
прежде всего понимаем анализ издержек с учетом возможностей 
трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, 
что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность, конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д.

II. Прогноз будущих цен на факторы производства и на готовую продукцию. 
Осуществляется прогнозное планирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия 
отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно 
ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов. [16,c 67] 
III. Расчет переменных и постоянных затрат.

Информация о работе Анализ безубыточности