Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточности на предприятии.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов:
определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия;
определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия;
методика маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности;
определение критической суммы постоянных затрат, критического уровня переменных затрат и критического уровня цены реализации.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и область применения безубыточности……………………...4
1.1. Безубыточный объем продаж и зоны безопасности предприятия.…4
1.2. Влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия…………………………………………10
1.3. Маржинальный анализ прибыльности и рентабельности.…….…..11
1.4. Определение критического уровня постоянных затрат, переменных затрат и цены реализации……………………………...…………………14
2. Анализ безубыточности предприятия……………………….………..19
Заключение……………………………………………………………......32
Список использованной литературы………………………………….…34
КУРСОВАЯ РАБОТА
По комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности
Тема: Анализ безубыточности
Тверь
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и область применения безубыточности……………………...4
1.1.
Безубыточный объем продаж и зоны безопасности
предприятия.…4
1.2. Влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия…………………………………………10
1.3. Маржинальный анализ прибыльности и рентабельности.…….…..11
1.4.
Определение критического уровня постоянных
затрат, переменных затрат и цены реализации……………………………...………………
2. Анализ безубыточности предприятия……………………….………..19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….…34
Цель анализа безубыточности - определение объема продаж для того, чтобы предприятие могло без посторонней помощи покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Такой анализ позволяет оценить объем, который должен быть обеспечен для того, чтобы предприятие не имело убытков. Анализ безубыточности помогает определить важнейший этап на жизненном пути предприятия - точку, в которой средств, выручаемых от продаж, становится достаточно для оплаты понесенных им расходов. Поэтому тема данной курсовой работы представляет актуальность и значимость на современном этапе развития экономики.
Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточности на предприятии.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов:
1.1. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
Безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков.1 Безубыточностью является выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.2
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.
Информационной базой для
Финансовая отчётность в
России по своему
Таблица 1
Статьи бухгалтерского баланса
МСФО |
РСБУ начиная с 2011 |
|
|
Таблица 2
Сравнительная характеристика Отчета о прибылях и убытках по МСФО и РСБУ
МСФО |
РСБУ начиная с 2011 г. |
|
|
Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 1). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком - нет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.
Например, критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% его производственной мощности, организация получит прибыль. При пакете заказов 75% возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн. руб. Если же пакет заказов будет менее 50% фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Рис. 1. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - зона безопасности. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Аналитический способ расчета безубыточного (критического) объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобный по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:4
где
А – постоянные затраты;
ДМД – доля маржинального дохода в выручке.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:5
где
р – цена изделия;
b – переменные затраты на единицу продукции.
Для расчета критического объема продаж в процентах к максимальному общему, который принимается за 100%, может быть использована формула:6
где
МД – маржинальный доход (определяется как разность выручки-нетто и переменных расходов на весь выпуск продукции).
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид:7
где
П – прибыль от реализации продукции.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:8
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:9
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:10
1.2. Определение влияния факторов на изменение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и, наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат – повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Факторная модель безубыточного объема продаж выглядит следующим образом:11
для одного вида продукции:
для многопродуктового
Последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данных моделей на фактический в отчетном периоде, способом цепной подстановки можно определить изменение зоны безопасности за счет каждого из них.
Деление затрат на постоянные и переменные
и использование категории
1.3. Маржинальный анализ прибыльности и рентабельности
Методика маржинального анализа прибыли, в отличие от традиционной, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.
Методика факторного анализа прибыли, применяемая в нашей стране, предполагает использование следующей модели:
П = VРП (Ц - С),
где
VРП - физический объем продаж;
Ц - цена реализации;
С - себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость продукции снижается, так как меньше постоянных затрат приходится на единицу продукции. И на оборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:
П = ЧРП (Ц - b) - А,
где
b - переменные затраты на единицу продукции;
А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида, продукции.
Эта формула
применяется для анализа
Методика
анализа прибыли несколько
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель: