Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:42, курсовая работа
В новом тысячелетии нарастают процессы глобализации в социально-экономической и политической сферах. В результате реформирования российской экономики эффективное развитие организации должно основываться на использовании наиболее рациональных технологий управления, снижения общего уровня издержек, а самое главное – повышении качества предоставляемых услуг. Процесс становления и развития рыночных отношений стимулирует организации к поиску наиболее эффективных учетных и аналитических систем различных аспектов качества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ» 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА 7
1.3 ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ПО ВИДАМ ПРОДУКЦИИ 17
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 25
2.1 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ МЕТОДОМ УРАВНЕНИЯ И ГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ 29
3. ПРИМЕР РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 35
3.1 РАБОЧИЙ ФОРМАТ ДЛЯ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 35
3.2 ВЛИЯНИЕ ВЛОЖЕННОГО ДОХОДА И АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА 38
3.3 МЕТОДИКА АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ МНОГОНОМЕНКЛАТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
В общем виде последовательность операций, выполняемых в процессе анализа, состоит из двух стадий [19, c. 45]:
На более подробном уровне это выглядит так:
Конечным результатом методики является сводный отчет по всем видам продукции, где указываются все основные показатели:
Отдельно делается развернутый отчет по каждому виду продукции, где приводится:
Основополагающим для проведения анализа являются классификация затрат по статьям и период времени, за который проводится сбор статистических данных по статьям издержек.
Обычно на отечественных предприятиях используется калькуляция издержек, включающая:
В качестве периода для анализа рекомендуется избрать год, разбитый на месяцы, что обеспечивает ряд из двенадцати чисел (статистик).
Помимо статистики по статьям издержек необходимо собрать данные по базовым показателям. Эти показатели в соответствии с АВС-методом будут использованы для локализации издержек по видам продукции.
Ниже приведен список базовых показателей, которые чаще всего доступны на отечественных предприятиях [20, c. 34]:
Ниже проведено формальное описание основных вычислительных операций, представленное в виде пошагового алгоритма
Шаг 1. Выбор состава издержек, которые будут анализироваться отдельно от других.
Данный
шаг не имеет формального описания.
Аналитик может воспользоваться
следующими рекомендациями. Первоначально
анализируются статьи издержек, представленные
в типовой калькуляции
Шаг 2. Выбор базового показателя по каждой статье издержек.
Выбор базового показателя производится отдельно для:
Переменная часть издержек, по определению, зависит от объема товарной продукции, поэтому процедура требует двух этапов:
Постоянная часть издержек может быть “привязана” к любому базовому показателю из набора имеющихся.
Критерием выбора может служить:
Методика пересчета величины переменных издержек, приходящихся на величину базового показателя, в величину переменных издержек на единицу товарной продукции приведена в разделе 1.
Шаг 3. Распределение издержек на переменную и постоянную части по признаку зависимости от базового параметра и затем от объема товарной продукции в стоимостном выражении.
Конечным результатом данного шага является совокупность двух величин:
Эти две величины рассчитываются для каждого вида издержек, выбранных для анализа.
Шаг 4. Постатейное разделение издержек между видами продукции.
В качестве основы локализации издержек по видам продукции используются значения соответствующих базовых показателей. Локализация производится отдельно для переменной и постоянной компоненты каждого вида издержек:
Пример распределения постоянных издержек представлен в табл. 3.7.
Таблица 3.7
Пример распределения постоянных издержек
Продукт | Базовый показ. | Доля затрат
времени, % |
Затраты
(руб.) |
Продукт 1 | 39.01 | 19% | 6780 |
Продукт 2 | 31.90 | 15% | 5546 |
Продукт 3 | 36.97 | 18% | 6427 |
Продукт 4 | 17.04 | 8% | 2960 |
Продукт 5 | 80.28 | 39% | 13953 |
Всего | 205.20 | 35666 |
Шаг 5. Проведение анализа безубыточности для видов продукции по классической схеме расчета.
Используя
расчетные формулы данного
Таблица 3.8
Результаты анализа безубыточности по отдельному продукту
На общий объем | На единицу продукции | |
Выручка от реализации продукции | 3 754 642 | 16 796 |
Переменные издержки | 1 936 378 | 11 807 |
Вложенный доход | 1 818 263 | 4 989 |
Постоянные издержки | 958 337 | |
Операционная прибыль | 859 926 | |
Точка безубыточности (в ед. прод.) | 192 | |
Точка безубыточности (в руб.) | 3 226 195 | |
Запас безопасности (в руб.) | 528 446,97 | |
Запас безопасности (%) | 14,07% | |
Прибыльность продаж (%) | 22,90% |
По этим данным выстраивается график безубыточности для каждого вида продукции.
Шаг 6. Окончательное представление результатов анализа безубыточности. Окончательная таблица результатов анализа безубыточности имеет вид табл. 3.7, куда просто переносятся все данные по всем видам продукции, ранее представленные табл. 3.8.
Известно,
что целью деятельности предприятия
в современной экономике
С точки зрения управленческого учета безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия.
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Предприятие, не достигающее точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.