Курс лекций по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:24, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Зоопсихология"

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ по зоопсихологии.DOC

— 184.00 Кб (Скачать)

 

Например, балансирование мячом на кончике носа у морских львов вырабатывается после того, как они научились сбрасывать его на руки дрессировщика. Убирая руки за спину, дрессировщик заставляет животное задержать мяч на кончике носа, т.к. подкрепление (рыба) будет получена им только после того, как мяч попадет в руки дрессировщика.

 

ОТРАБОТКА.

 

На этом этапе совершенствуется отсечение многих лишних движений, усилия дрессировка направлена на упразднение  ориентировочных реакций (движений, которые обусловлены страхом). Реакция  на пищу заменяется на подаваемый дрессировщиком сигнал.

 

 

 

 

 

УПРОЧНЕНИЕ.

 

Заключительные усилия дрессировщика направленные на укрепление навыка и на надежность его воспроизведения  на подаваемые сигналы.

 

Особое место в научении животных играет рефлекс подражания (имитационное научение).

 

Существует особый вид научения, который происходит по принципу «зрителя-актера»

 

Актеры – опытная группа животных, у которых вырабатывают условный рефлекс.

 

Зрители – группа животных, которые сидят в соседней клетке. Они наблюдают процедуру обучения, без подкрепления. Оказывается, что в таких условиях у «зрителей» вырабатываются те же условные рефлексы, что и у актера.

 

Подражание (имитация научения) заключается в формировании новых  форм поведения путем непосредственного  восприятия действий других животных.

 

Таким образом, в этом виде научения имеет место научение на основе общения.

 

Факультативно-имитационное научение у обезьян имитировали  действия человека, особенно при их содержании в домашних условиях. (действия с инструментами, предметами быта выходят за рамки видового поведения).

 

Высшим проявлением  факультативно-имитационного научения явл. Решение задач путем подражания.

 

При этом у животных «зрителей» вырабатывается навык в результате одного лишь созерцания действий другой особи.

 

Этот вид научения характерен у обезьян. Так как  формирование условных рефлексов в  обезьяньей стае происходит на основе подражания.

 

Большую роль рефлексы подражания играют в грездостроительной деятельности у птиц, грызунов (крыс, мышей), у человекообразных обезьян.

 

Но видя, как строят гнездо родители, особи сами не могут  построить гнездо.

10.12.03.

ЭРД (элементарная рассудочная  деятельность)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ.

 

Для обозначения познавательной (когнитивной) деятельности человека существуют термины: разум, мышление, рассудок, разумное поведение.

 

Употребляя эти же термины при описании мышления животных необходимо помнить, что насколько бы сложны ни были проявления высших форм поведения и в психике животных, можно лишь говорить об элементах и зачатках соответствующих мыслительных операций животных.

 

Термин КРУШИНСКОГО рассудочная деятельность позволил избежать полного отождествления мыслительных процессов у животных и у человека, существенно различающихся по степени слаженности.

 

Критериями наличия у животных зачаточного мышления могут быть следующие признаки:

 

  1. Экстренное появление ответа в отсутствие готового решения.
  2. Познавательное выделение объективных условий, существенных для действия
  3. Обобщенный опосредованный характер отражения действительности, отыскание и открытие существенного нового.
  4. Наличие и выполнение промежуточных цепей.

 

Исследование элементов  мышления у животных проводятся в  двух основных направленных, позволяющих  установить, имеется ли у них:

 

  1. способность в новых ситуациях решать незнакомые задачи, для которых нет готового решения, т.е. экстренно уловить структуру задачи (инсайд)
  2. способность к обобщению и абстрагированию в виде формирования понятий и апеллирование символами.

 

Во все периоды ЭРД  животных ученые пытались ответить на два одинаково важных и тесно связанных друг с другом вопроса:

 

  1. Каковы высшие формы мышления, доступные животным и в какой степени сходство с мышлением человека они могут достигнуть.
  2. На каких этапах филогенеза возникли первые наиболее простые загадки мышления и насколько широко они представлены у животных.

 

За последние 15-20 лет  накоплено огромное количество новых  и разноплановы данных, которые позволяют  точнее оценить возможности мышления животных, степень развития элементарного  мышления у представителей разных видов, и степени его близости к мышлению человека.

К настоящему времени  сформулировано следующее

 представление  о мышлении животных:

 

  1. Зачатки мышления имеются у многих видов позвоночных рептилий, птиц, млекопитающих разных отрядов. У наиболее высоко развитых обезьян  - есть способности к обобщению, которое позволяет усваивать и использовать языки-посредники на уровне двухлетних детей.

 

  1. элементы мышления проявляются у животных в разных формах. Они могут выражаться в выполнении многих операций, таких как
  • обобщение,
  • абстрагирование
  • сравнение
  • логический вывод
  • экстренное принятие решения (инсайд)

 

  1. Разумные акты у животных связаны с обработкой множественной сенсорной информации (звуковой, обонятельной, разных видов зрительной). В разных функциональных сферах – пищедобывательной, оборонительной. Социальной, родительской и т.п.

 

  1. Мышление животных – это не просто способность к решению той или иной задачи, но и системное свойство мозга, причем чем выше филогенетический уровень животного и соответствующая структурно-функциональная организация его мозга, тем большим диапазоном интеллектуальных возможностей оно обладает.

 

 

На протяжении всего  ХХ века ученые всего мира дискутировали  о наличии или отсутствии ЭРД  у животных. В 1925 году ВОЛЬФГАН КЕЛЕР  впервые исследовал мышление животных в эксперименте.

 

Он пришел к выводу. Что человекообразные обезьяны (шимпанзе) обладают интеллектом, который позволяет  им решать некоторые проблемные ситуации не методом проб и ошибок, а за счет особого механизма «инсайда» («проникновение», «озарение»), т.е. за счет понимания связей между стимулами и событиями.

 

В основе инсайда лежит  тенденция воспринимать всю ситуацию в целом и благодаря этому  принимать адекватное решение, а  не только автоматически реагировать  отдельными реакциями на отдельные стимулы.

 

МЕТОДИКИ КЕЛЕРА.

 

  1. Маятник.

Корзина с фруктами подвешена  и раскачивается. Обезьяна может  достать фрукты только тогда, когда  корзина находится в вертикальном положении.

 

  1. Пирамида.

Построение пирамиды из ящиков для того, чтобы достать  плоды. На полу ящики разных размеров – маленькие и большие. Нужно поставить внизу большие ящики, вверху маленькие.

 

  1. Изготовление примитивных орудий.

Шимпанзе в клетке. Фрукт вне клетки. Животное должно изготовить орудие для доставания фрукта. Взять палку, убрать с нее ветки. С помощью этого орудия подтянуть плод на доступное расстояние.

 

Вывод: со всеми предложенными вариантами задач шимпанзе справлялись, и при этом не в результате обучения, а сразу.

 

ЛОДЫГИНА – КАЦ.

Ее исследования мышления шимпанзе.

 

Одновременно у нас в стране исследования мышления у шимпанзе занималась Лодыгина – Кац.

 

Она писала, что обезьяны имеют элементарное конкретно-образное мышление (интеллект).

 

Они способны к элементарной абстракции и обобщению. И эти  черты приближают их психику к человеческой, но их интеллект качественно и принципиально отличается от понятийного мышления человека, который имеет язык, оперирует словами как сигналами сигналов, в то время, как звуки обезьян выражают лишь эмоциональное состояние.

 

ПАВЛОВ.

Исследование мышления.

 

Он признал наличие  ЭРД у животных как особую форму  поведения.

Он повторил опыт Келера и заключил следующее: «Когда обезьяна строит вышку чтобы достать плод, это нельзя назвать условным рефлексом. Это новый вид ассоциации, который  лежит в основе наших знаний, а причина – в следственных отношениях между явлениями и предметами внешнего мира – в основе нашего мышления».

 

БЕРИТАШВИЛИ – грузинский ученый.

О мышлении:

 

Он проводил исследования на позвоночных (в частности на собаках). Он ввел в зоопсихологию понятие образного мышления животных.

 

Его опыт:

В помещении – ширма. За ширмой находится корм. Спустя 10 часов, когда собаку опять водили в эту комнату, она целенаправленно  бежала туда, где получала корм.

Вывод:

У собаки создается зрительный образ местоположения корма и этот образ она сохраняет в течение нескольких часов. Благодаря этому образу при повторении опыта животное проявляет наиболее адекватное поведение.

 

Бериташвили предложил  гипотезу о механизмах образного  мышления. Этот тип мышления связан с корой больших полушарий мозга.

 

Ученый считал, что  за этот тип мышления отвечают вставочные звездчатые нейроны.

 

 

Результаты работы Л.В. КРУШИНСКОГО.

 

  1. Создание объективных методик, позволяющих оценивать уровень рассудочной деятельности животных, стоящих на разных стадиях эволюционного развития.

 

  1. методика с ширмой
  2. методика с плоскими и объемными фигурами.

 

  1. Выявление способностей животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления внешнего мира:

 

  1. способность к экстраполяции траектории движения биологически значимого раздражителя (пищи) – ширма, рельсы и т.д.

экстраполяция – определение функции за пределами отрезка, где эти функция проявляется («предугадывание»).

  1. способность понять, что объемная приманка может быть спрятана только в объемной фигуре.

                              


                    - корма нет                          - корм здесь.

На экстраполяцию были обследованы

  • рыбы (караси)
  • птицы (голуби, утки, куры)
  • хищные птицы (соколы)
  • вороновые (сойки, грачи, сороки, вороны)
  • млекопитающие (мыши, крысы, лисы, кролики, кошки, собаки, волки, медведи, тигры и дельфины).

 

Было установлено, что  имеются параллельные ряды по способности  к экстраполяции среди животных разных классов.

 

«Умными» считались  те, которые могли «предугадать»  конечное местонахождение корма.

 

«Глупые» – либо стояли, либо беспорядочно ходили, либо шли  в противоположную сторону.

 

«Промежуточные» делали попытку двигаться в сторону  корма и отходили.

 

Пример 1

 птицы «глупые»  были голуби.

«умные» – вороны.

«средние» – утки, куры.

 

Пример 2

Млекопитающие

«умные» - собаки

«средние» – кошки

«глупые» – кролики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.12.03.

ЭРД (продолжение)

 

Крушинский. Объемные фигуры.

 

Во второй методике брались  две фигуры – квадрат и куб, треугольник и пирамида, круг и  шар.

 

С этой задачей справлялись  волки, медведи, дельфины, т.к. у собак  зрение особое, они не видели в этом опыте объем.

 

Крушинский дал определение  рассудочной деятельности как способности  животных без предварительного опыта  улавливать закономерности, связывающие предметы окружающего мира.

 

Он считал, что чем  больше таких законов улавливает животное, тем выше уровень его  рассудочной деятельности.

 

Решение логических задач  сопровождается перевозбуждением мозга  животных и часто нарушает их адекватное поведение в ходе решения задач.

Информация о работе Курс лекций по "Зоопсихологии"