Курс лекций по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:24, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Зоопсихология"

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ по зоопсихологии.DOC

— 184.00 Кб (Скачать)

 

РЕПРОДУКТИВНОЕ поведение.

 

Связано с образованием брачных пар, выведения потомства  и его воспитание.

 

СОЦИАЛЬНОЕ поведение.

 

Включает в себя все  типы взаимодействия животного в сообществе, диапазон которого очень широк. Одни животные ведут одиночный образ жизни, большинство других образуют разнообразные по численности и уровню сложности сообщества.

 

Многие виды в течение  года переходят от одиночного к общественному  образу жизни. Такие переходы характерны для многих видов птиц, некоторых грызунов и хищных млекопитающих (например, волков).

 

Классификация КРУШИНСКОГО

1986 г.

 

Данная классификация  соединяет в себе два основных критерия:

 

  1. Способ формирования поведения в онтогенезе;
  2. Принципиальные нейробиологические механизмы, которые лежат в основе осуществления данного поведенческого акта.

 

На основе этих критериев  Крушинский выделил 3 вида поведенческих  актов животных:

 

  1. Поведение, которое строится на наследственно обусловленной программе и не требует для своего развития специального обучения или тренировки.

В целом соответствует  врожденным или инстинктивным действиям -  инстинктивное поведение.

 

  1. Поведение, которое формируется постепенно, по мере накопления индивидуального опыта – это различные формы привыкания и научения (обучения).

 

  1. Поведение в новой для животного ситуации. На основе экстремального принятия решения животным без предварительного обучения и при отсутствии соответствующей наследственной программы.

К этой категории поведения относится элементарная рассудочная деятельность животного (ЭРД), мышления животного.

 

 

МЕХАНИЗМЫ ОСНОВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ.

 

  1. Механизмами инстинктивного поведения являются жесткие нейронные связи, которые обусловлены генотипом или безусловными рефлекторными реакциями.

 

  1. В основе научения лежат условно-рефлекторные связи, то есть механизмы, связанные с фиксацией индивидуального опыта. Эти механизмы тесно связаны с памятью.

 

  1. ЭРД. В основе лежит деятельность высших отделов нервной системы (млекопитающие, позвоночные).

 

 

 

 

12.11.03.

Тема 3.

 

Характеристика  психической деятельности животных.

 

ИНСТИНКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ (ИФП).

 

В современных научных  исследованиях избегают употребления понятия «инстинкт» в виду многообразия нечеткости его толкования.

 

В настоящее время под инстинктивным поведением понимают врожденное, наследственно фиксированное, видотипичное поведение, которое складывается из инстинктивных действий или актов, которые в свою очередь складываются из инстинктивных движений (звук, поза и т.д.).

 

Инстинктивные движения явл. «хранителями» самого ценного, жизненно необходимого, что накоплено  видом в результате естественного  отбора, и что именно этим определяется их независимость от случайных условий окружающей среды.

 

К ИФП относят следующее:

 

  1. ориентировочное поведение
  2. оборонительное поведение
  3. пищевое поведение
  4. половое поведение

 

К ориентировочному поведению  относят:

Исследовательскую деятельность, удовлетворяющую потребность животных организмов в притоке эффективности (новой) информации.

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИФП обеспечивает

 

  1. Сохранность жизни каждой особи.

Ориентировочное, оборонительное, пищевое поведение.

 

  1. Обеспечивает сохранение вида

Ведущую роль отводят  репродуктивному поведению.

 

ПРИЧИНЫ ИП (инстинктивного поведения)

 

  1. Внутренние факторы (эндогенные)
  2. Внешние факторы (экзогенные)

 

Внутренние факторы  ИФП.

 

Под внутренними (эндогенными) факторами понимают мотивационные  факторы, а они зависят от внутренней среды организма

 

Внутренняя среда организма  непрерывно обновляется, но, несмотря на непрекращающиеся процессы ассимиляции и диссимиляции, эта среда остается всегда постоянной.

 

Стабильность внутренней среды – совершенно необходимое  условие для жизнедеятельности  организма. Только при этом условии  могут осуществляться необходимые  биохимические и физиологические процессы. Любые, даже незначительные отклонения от нормы воспринимаются системой интерорецепторов и приводят в действие физиологические механизмы саморегуляции.

 

В результате этого нарушения  устраняются. Таким образом, постоянство  внутренней среды организма (гомеостаз) основано на самовосстанавливающейся уравновешенности внутренних процессов организма.

 

Эти сдвиги выражаются в  появлении потребностей на удовлетворение которой и направленно поведение.

 

(пример) Животное начинает  поиск пищи, если оно голодное. Доказано, что чувство голода обусловлено активацией нейронов, которые расположены в подбугорье (отдел промежуточного мозга). Эти нейроны возбуждаются в случае изменения химического состава крови (понижение уровня глюкозы, снижение концентрации ионов натрия, калия, кальция), то есть происходят какие-либо изменения во внутренней среде.

 

Эндогенные процессы в нервной системе способны обуславливать  выполнение определенных инстинктивных  движений.

 

Внешние факторы ИФП.

 

Независимость автономности внутренних факторов поведения от внешней среды является лишь относительной.

 

Экзогенная активность не существует ни сама по себе, ни сама для себя.

 

Значение этих спонтанных процессов ЦНС состоит в препозиции к возникновению жизненно важных ситуаций.

 

В результате животное способно по первому же сигналу незамедлительно  и с максимальной пользой для  себя реагировать на изменения в  окружающей среде.

 

Эта готовность обеспечивается тем, что соответствующие эндогенные системы периодически активируются как собственной ритмикой, так и внешними воздействиями.

 

Например, изменение продолжительности  светового дня, повышение или  уменьшение температуры и т.д.

 

Инстинктивные движения заблокированы специальной системой

«врожденных пусковых механизмов»  - это совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих приуроченность поведенческих фактов к биологически адекватным условиям среды.

(к пусковым ситуациям) 

 

  • настройку анализаторов на восприятие специфических раздражителей и распознавание последних.
  • Интеграция соответствующих раздражителей и растормаживание нервных центров, связанных с данным поведенческим актом.

 

Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности пусковую ситуацию, получил название ключевых раздражителей.

 

Они явл. такими признаками компонентов среды, на которые животное реагирует независимо от индивидуального опыта врожденными видотипичными формами поведения, точнее определенными инстинктивными движениями.

 

Общим свойством всех ключевых раздражителей явл. то, что  это специфические элементарные признаки жизненно важных компонентов среды.

 

Ключевыми раздражителями явл. простые физические и химические признаки (форма, размер, подвижность, цвет, запах и т.д.) или их пространственное отношение (взаимораспределение деталей, относительная величина и т.д.).

 

Носителями этих признаков  могут быть как другие животные, так и растения и объекты неживой  природы.

 

(Пример) Для детенышей  антилоп ключевым раздражителем  для отдыха явл. что-то вертикальное, плоское, вне зависимости, что  конкретно это за объект.

 

Наилучшим образом изучены ключевые раздражители, носителями которых являются животные. Эти раздражители представляют собой интерес потому, что явл. первичными, генетически фиксированным элементами общения у животных.

 

Опыт ТИНБЕРГЕНА:

 

С помощью макетов  изучалась пищевая реакция (попрошайничество) птенцов серебристых чает (клевание клюва родительской особи) и дроздов (вытягивание или раскрытие клюва при появления родителя).

 

Ключевые стимулы действуют  на поведение животных принудительно, заставляя их выполнять определенные инстинктивные движения, не взирая на возможную воспринимаемую животным общую ситуацию.

 

Таким образом внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы составляющие основу инстинктивных  форм поведения.

 

Сейчас на основе этих факторов можно объяснить, почему крупные хищники в нормальных условиях не нападают на человека при встрече с ним, будучи сытым, хищник не реагирует и на присутствие животных, которыми он обычно питается.

 

У голодного же хищника  преследование животных жертв и  нападение на них обуславливается сочетанием внутренних факторов (первопричина – изменение уравновешенности внутренней среды организма в результате недостатка питательных веществ) с соответствующими внешними стимулами – ключевыми раздражителями, носителями которых являются естественные объекты питания, то есть животное, а не человек.

 

 

СТРУКТУРА ИНСТИНКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

 

Американский исследователь  поведения животных КРЕЙГ показал, что инстинктивные действия животных состоит из отдельных фаз:

 

  1. Поисковая (подготовительная)
  2. Завершающая.

 

В ходе поисковой фазы животное отыскивает те ключевые раздражители (точнее их комбинацию, то есть пусковые ситуации), которые приведут его  в итоге к завершающей фазе, с которой воплощается биологическое  значение всего инстинктивного поведения.

 

(пример) Хищник, отправляющийся на охоту в начале еще не знает, где находится его добыча, поэтому первые его движения имеют характер ненаправленного поиска.

 

В результате раньше или  позже он попадает в сферу действия стимула исходящего от животного-жертвы.

 

Обнаружен первый ключевой раздражитель, который включает следующий  этап – направленную ориентировку по дополнительным раздражителям, уточнение  места нахождения животного-жертвы.

 

Затем следует подкрадывание  или преследование, набрасывание или прыжок и овладение добычей, ее умерщвление, иногда перетаскивание туши в другое место, расчленение на отдельные куски, захват кусков мяса и их проглатывание.

 

Поглощение пищи –  завершающий этап.

 

Пример покоя и  сна животного.

 

Животное в начале ищет место для отдыха или ночлега (эпифиз – отдел мозга, отвечающий за сон – бодрствование) – деревья, укрытия, углубление в почве или просто определенные участки открытого пространства – затем устраивает (совершенствует) найденное место (копает, приминает растительность, иногда чистится) и только после этого укладывается спать, причем видотипичным образом.

 

 

Поисковое поведение  явл. пластичной фазой инстинктивного поведения. Она характеризуется  ярко выраженной ориентировочно-исследовательской  деятельностью животных и переплетением врожденных или приобретенных основанных на индивидуальном опыте компонентов поведения.

 

Именно к поисковому поведению относится все, что  связано с пластичностью инстинктов.

 

Завершающее поведение  представляет собой ригидную фазу , выполняемые в ней движения отличаются строгой последовательностью, стереотипичностью.

 

Преображаемые компоненты здесь отсутствуют, практически  все врожденное , генетически фиксированное.

 

Биологические формы  поведения рассматриваются как  многокомпонентное поведение, включающее:

 

  1. Мотивационный фактор, мотивацию;
  2. Ориентировочные компоненты;
  3. Эмоциональные компоненты;
  4. Несколько этапов, направленных на удовлетворение биологических потребностей.

 

Например, половое поведение  у птиц:

 

  1. Перелет – миграция птиц
  2. Выбор территории гнездования
  3. Выбор полового партнера и реакция ухаживания
  4. Постройка гнезда
  5. Спаривание
  6. Откладка яиц
  7. Высиживание яиц
  8. Уход за потомством
  9. Отношение потомства и родителей.

 

Иного для создания теории ИФП сделали два ученых:

НИКО ТИМБЕРГЕН и  КОНРАД ЛОРЕНЦ.

Они получили нобелевскую премию и считаются основоположниками общей теории поведения.

 

А именно из их работ можно  сформировать основные

характеристики  ИФП:

 

  1. В инстинктивном поведении ведущую роль играют генетические (наследственные) факторы. Благодаря ведущей роли генотипа в ИФП, инстинкты, наряду с морфологическими, биохимическими, физиологическими и другими характеристиками организма, можно рассматривать в качестве видового признака. В характеристику вида должно быть включено инстинктивное поведение.

 

2. Каждая ИФП как правило возникает на один или ограниченный круг раздражителей, которые были названы ключевыми раздражителями.

Информация о работе Курс лекций по "Зоопсихологии"