Курс лекций по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:24, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Зоопсихология"

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ по зоопсихологии.DOC

— 184.00 Кб (Скачать)

 

Большинство опытов проводилось  с крысами, которые легко справлялись с этими задачами.

 

В лабиринте животное решает задачу как бы «вслепую», т.к. решения (пробежка) вырабатывается без  непосредственного контакта с обусловливающим  ее стимулом.

 

Более того, животное в  начале опыта еще ничего не знает  о наличии целевого объекта, а лишь случайно обнаруживает его в последствии в результате ориентировочно-исследовательских действий.

 

Запоминание этого объекта  и путь к нему и служит основой формирования навыка.

 

Если животное многократно  прибежит это расстояние одним и  тем же кратчайшим путем, то навык становится стереотипичным, автоматизированным.

 

Животное должно быть голодное при эксперименте.

 

Метод «проблемные  ящики Скиннера».

Здесь выработка навыков  по методам Скиннера получила название «оперантное» или «инструментальное» обуславливание.

 

Животное должно при  решении таких задач проявить двигательную инициативу, самостоятельно «изобрести» способ действия, оперирования.

 

Животному не навязывается экспериментатором определенные движения, как это имеет место при  выработке классических условных рефлексов по методу Павлова.

 

При обучении крысы в  «Проблемных ящиках Скиннера» временная  связь образовывается после ряда случайных движений (нажатия на планочку), подкрепляемых появлением пищи в  кормушке.

 

При более сложно устроенных ящиках крысам представляется возможность выбора между двумя способами действия, приводящими к различным результатам.

 

Например, крысе дается возможность по своему усмотрению регулировать температуру в проблемном ящике. Включая обогревающий рефлектор  и охлаждающий вентилятор, в соответствии со своими потребностями.

 

Метод «обходного пути».

Сомиков помещают в аквариум. Туда ставится поперечная перегородка  из рам так, чтобы у боковой  стенки остался свободный проход.

 

За перегородкой находится  приманка (куски мяса).

 

Чтобы получить мясо, животное должно обойти преграду, ему это  удается после ряда безуспешных  попыток найти дорогу к пище напрямик.

 

После того, как рыба хорошо усвоила обходной путь, преграду убирают.

 

Тем не менее, рыба полностью  повторяет прежний путь (как если бы преграда была на месте).

 

Только постепенно путь к приманке выпрямляется.

 

Важнейшей предпосылкой успешного формирования навыка является активная познавательная деятельность.

 

В навыках высшего  ранга (высшие позвоночные) диапазон научения явл. строго видотипичными, т.е. представитель любого вида не может научиться чему угодно.

 

Следовательно, существует видотипичные, генетически фиксированные  «лимиты» научения.

 

Пример лимитированности:

Пингвины не способны научиться реагировать на человека как на опасное существо.

 

У этих птиц а суше невозможно выработать оборонительную реакцию, т.к. у них никогда не было наземных врагов и в генетическом фонде  отсутствует реакция на стимул «наземный  враг» (нет пускового механизма).

 

Разница в поведении между низшими и высшими животными состоит не в том, что более примитивные формы поведения сменяется более сложными, а в том, что к первым прибавляются вторые, существенно обогащая и изменяя их.

 

В результате элементарные формы поведения становятся сложными и вариабильными.

 

Характерная черта научения – фиксация индивидуального опыта и его повторяемость.

 

Любой процесс научения требует повтора для формирования следственной памяти.

 

Краткая ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ НАУЧЕНИЯ.

 

  1. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ.

Это повышение чувствительности к действию раздражителей. Этот процесс связан со снижением порогов восприятия на рецепторном уровне и, гораздо с меньшей степени – с нервной системой.

Пример: рыба-жертва перестает  реагировать на тень проплывающей мимо травы или цепки, но продолжает реагировать на тень от хищной рыбы.

 

  1. ПРИВЫКАНИЕ.

Проявляется в уменьшении величины ответной реакции на повторные  действия раздражителя и обусловлено  процессами, происходящими в нервной  системе.

Пример: цыплята, только что вылупившись, клюют всякие предметы, но через некоторое время клюют только корм. Происходит привыкание к небиологически значимым объектам (как бы угасание реакции).

 

  1. ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ (импритинг).

Выделяют следующие  типы:

  1. запечатление реакции следования за матерью
  2. половое запечатление, реакция запоминания особи собственного вида как половых партнеров
  3. пищевое запечатление
  4. запечатление места обитания, рождения (ареал существования).

 

01.12.03

 

Запечатление – застройка врожденных пусковых механизмов, ряда важных инстинктивных действий путем включения в них индивидуально приобретаемых компонентов.

 

Запечатление явл. Важным и характерным компонентом раннего  постнатального онтогенеза.

 

Эта форма аблигатного  научения, при котором очень быстро фиксируются в памяти отличительные  признаки объектов инстинктивных поведенческих актов, поэтому запечатление квалифицируется как «перцептивное» научение.

 

Запечатление совершается  лишь в течении определенных сензитивных  периодов, причем без пищевого или иного внешнего подкрепления.

 

Результаты запечатления отличаются исключительной прочностью (необратимостью)

 

ОБЪЕКТЫ ЗАПЕЧАТЛЕНИЯ.

 

  • родительские особи
  • братья, сестры
  • внешние признаки постоянных врагов.

 

Запечатление изучено  на зрелорождающихся животных, хотя оно  и свойственно и не зрелорождающимся.

 

Некоторые ученые отделяют запечатление  от научения.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ  ЗАПЕЧАТЛЕНИЯ:

 

  1. Реакция следования.

 

Феномен этой реакции  состоит в том, что зрелорождающиеся детеныши уже вскоре после рождения неотступно двигаются вслед за матеью (и одновременно друг за другом)

 

Например, самка утки. Ее детеныши почти сразу начинают плавать, как только мать подводит их к воде.

 

Реакция следования хорошо выражена у копытных, у их детеныши быстро приобретают способность  стоять и ходить.

 

Запечатление у них  происходит не только на оптические и акустических, но и на ольфакторные признаки, т.е. на запахи родителей (морские свинки, тюлени).

 

Первые опыты по изучению реакции следования проводились  в 70-х годах Х1Х в. ученым СПОЛДИНГОМ.

 

Он установил, что при  реакции следования объектом запечатления может быть представитель не только данного вида, но и человек, животное, что-либо подвижное.

 

Самое главное – чтобы  это был первый передвигающийся  объект, увиденный в жизни.

 

Сполдингом был поставлен  опыт на куриных птенцах: первый раз в жизни цыплята увидели перед собой движущийся квадрат, и произошло запечатление и цыплята стали двигаться за этим объектом.

 

Для реакции следования нет необходимости в подкреплении.

 

Очень важно, чтобы первый предмет, который был увиден после  рождения, была мать или отец (чтобы двигались и издавали звуки).

 

В животном мире существуют виды, практически не поддающиеся  дрессировке, если у них произошел  процесс запечатления.

 

  1. Половое запечатление.

 

Это запечатление обеспечивает будущее общение с половым  партнером.

 

Главная особенность  полового запечатления состоит в  том, что окончательный результат  появляется лишь с большой отсрочкой, т.к. животное учится распознавать отличительные  признаки будущего полового партнера еще на раннем этапе постнатального развития.

 

Запечатление типичных признаков полового партнера должно совершаться у детеныша в таком  виде, в каком они предстанут перед  ним уже во взрослом половозрелом состоянии.

 

В основном, половое запечатление наблюдается у самцов. Причем запечатлеваются  у них отличительные признаки их матерей в качестве образцов самок своего вида.

 

Половое запечатление устанавливается  у разных позвоночных, в первую очередь  у птиц.

 

Если половое запечатление происходит на особь другого вида (утка вывела цыплят), то такие особи в дальнейшем не способны к совокуплению с особью своего вида (петух к курам не подойдет, а будет оказывать знаки внимания уткам).

 

Половое запечатление очень  широко распространено у приматов.

 

Пищевое запечатление – на вид пищи,  «привыкание» к определенному виду пищи.

 

  1. Классические Павловские условные рефлексы.

 

Условные рефлексы – реакция организма на индеферентные раздражители (условные), которые приобретают сигнальное значение, т.е. становятся сигналом появления биологически значимого раздражителя.

 

Условия, при которых вырабатываются условные рефлексы:

  1. одновременное действие условного и безусловного раздражителя
  2. препятствие действия условного раздражителя безусловному
  3. многократное повторение одновременного действия условного и безусловного раздражителя.

 

  1. Инструментальные условные рефлексы (методика, разработанная СКИННЕРОМ)

 

Они вырабатываются только тогда, когда на условный раздражитель животное совершает определенные действия (нажим на педаль, спрыгивание на подставку) и только в этом случае дается подкрепление, т.е. безусловный раздражитель.

 

Без действия животного  подкрепление не дается, а в виде инструмента – лапа или клюв животного.

 

В русской терминологии инструментальные условные рефлексы называются пищедобывательными.

 

СХЕМА

Условные рефлексы

Свет +  пища

Скиннеровские инструм. рефлексы

Свет  + действие  +  пища

    (нажатие не  педаль)


 

 

 

 

  1. Двигательное обучение

 

  1. Обучение в лабиринте.

 

Применяется в работе с мелкими животными, чаще с грызунами. Используются лабиринты разной степени  сложности.

 

Приманкой служат пища или  половой партнер.

 

Обучение в лабиринте  проводится до тех пор, пока приманка не будет добыта за короткое время.

 

  1. Выработка тех или иных навыков.

 

Например, выработка навыка открывания задвижек для выхода из клетки, ношение вещей в зубах.

 

Навык рассматривается  как простейший вид дрессировки, в основе выработки которого лежит  научение с положительным подкреплением  нужного результата и отрицательного (нежелательного).

Например, кошку учат ходить в туалет.

 

Дрессировка – научение, в основе которого лежит выработка ценных условных рефлексов с подкреплением на конце.

 

При дрессировке животных важно учитывать их экологию, т.е. любой цирковой трюк необходимо строить  с  учетом врожденных способностей животного с использованием тех  движений, которые характерны для животных и которые они постоянно применяют в природе.

 

Например, зайцы стучат на барабане, морские львы подбрасывают мячики.

 

Основным методом дрессировки  явл. метод поощрения и метод  наказания.

 

Дрессировка осуществляется путем систематических тренировок животного, при которых подкрепляется требуемая двигательная реакция и упраздняются нежелательные движения.

 

В результате дрессировки  вырабатываются прочные и четкие скоординированные двигательные акты большой сложности. Выполняются  они животными всегда на подаваемые человеком сигналы.

 

При дрессировке навыки вырабатываются всецело под целенаправленным воздействием человека и в соответствии с ним.

 

При цирковой дрессировке  раньше применяли волевой метод (наказание за неправильные движения) в настоящее время используется пищевое подкрепление.

 

Теория дрессировки: разработана Герд – она выделила 3 стадии дрессировки:

 

  1. наталкивания
  2. отработка
  3. упрочение

НАТАЛКИВАНИЕ

 

В этой стадии решающая задача вызвать ту систему движений, которую  нужно человеку, натолкнуть животное на ее выполнение. Это достигается тремя путями:

  1. путем непосредственного наталкивания (дрессировщик заставляет животное следовать за пищей)
  2. косвенное наталкивание (провоцируется движение, не направленное на приманку, манипуляция, обхватывание, перенос, удары или царапанья лапами).
  3. Сложное наталкивание (дрессировщик сначала вырабатывает  животного определенный навык, а затем изменяет ситуацию, заставляя животное активно применять выработанное явление).

Информация о работе Курс лекций по "Зоопсихологии"