Курс лекций по "Зоопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:24, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Зоопсихология"

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ по зоопсихологии.DOC

— 184.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

19.11.03.

 

ИНСТИНКТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ТАКСИСЫ.

 

Инстинктивными  движениями являются хранителями самого ценного, жизненно необходимого, что накоплено видом в результате естественного отбора, их независимость от случайных условий окружающей среды.

 

Общая ориентация инстинктивного движения осуществляется с таксисами, которые по ЛОРЕНЦУ всегда переплетаются с врожденной двигательной координацией и совместно с ней образуют единые инстинктивные реакции.

 

Как и индивидуальное движение,

таксисы – это врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды. Но если инстинктивные движения возникают в ответ на пусковые раздражители, то таксисы отвечают на направляющие ключевые раздражители, которые не способны обуславливать начало (или конец) какой-либо инстинктивной реакции.

 

Таким образом, таксисы  обеспечивают  пространственную ориентацию двигательной активности животных или жизненно необходимые условия среды (положительные таксисы) или же наоборот от биологически малоценных или таксисных условий (отрицательные таксисы)

 

По характеру ориентирующих  внешних стимулов таксисы подразделяются на:

Фототаксисы (свет)

Хемотаксисы (химические раздражители)

Термотаксисы (температурные  раздражители)

Геотаксисы (сила тяжести)

Реотаксисы (течение жидкости)

Анемотаксисы (поток воздуха

Гидротаксисы (влажность  среды)  и др.

 

На разных уровнях  эволюционного развития таксисы  имеют разную степень сложности и выполнение различных функций.

 

Таксисы явл. постоянными  компонентами даже сложных форм поведения, причем высшие формы таксисов выступают  в тесном сочетании с индивидуальным опытом животного.

 

С направляющими ключевыми  раздражителями мы уже встречались, когда рассматривали реакцию птенцов по относительным  оптическим стимулам.

 

Само появление объекта (в эксперименте – диска, в естественных условиях – родительской особи) явл. пусковым раздражителем реакции  попрошайничества, взаиморасположение деталей этого объекта –направляющим ключевым раздражителем этой реакции, апространственная  ориентация птенцов по этому раздражителю явл. положительным фототаксисом.

 

ЛОРЕНЦ и ТИМБЕРГЕН  в 30-е годы совместно изучали взаимоотношения  врожденных двигательных координаций и таксисов на примере реакции вкатывания яиц в гнездо у серого гуся.

 

(пример) Вид яйцеподобного  предмета (нечто круглое, без выступов) находящееся за пределами гнезда  служит у этой птицы ключевым  раздражителем.

 

Врожденная двигательная координация – вкатывание яйца в гнездо и прикосновение этого яйца к сидящей в гнезде птицы.

 

Если положить перед  краем гнезда перпендикулярно клюву  птицы цилиндр (гуси положительно реагировали  на этот предмет), то подобными инстинктивными движениями и ограничивается все поведение птицы (то есть катание цилиндра в сторону гнезда).

 

Если же положить яйцо или его макет, то появляются дополнительные движения головы из стороны в сторону, передающие движению предмета правильное направление к гнезду.

 

В отличие от цилиндра, яйцо отклоняется то влево, то вправо. Вид этих отклонений и служит направляющим раздражителем для таксисных боковых движений головы.

 

Итак, таксисы могут  у высших животных ориентировать  инстинктивные движения не только всего  организма, но и отдельных частей тела и органов.

 

ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  И ОБЩЕНИЕ.

 

Все животные периодически вступают во внутривидовые контакты друг с другом. Прежде всего это  относится к сфере размножения, где часто наблюдается более  или менее тесный контакт между  половыми партнерами.

 

Кроме того, представители  одного и того же вида часто скапливаются в местах с благоприятными условиями  существования.

 

В этих и подобных случаях  происходит биологическое взаимодействие между животными организмами, на основе которого в процессе эволюции зародилось явление общения. Но не любое контактирование между мамкой и самцом, ни тем более скопление животных в благоприятных для них местах не явл. проявлением общения.

 

Общение предполагает как  непременное условие не только физическое или биологическое, но и прежде всего психическое взаимодействие (обмен информацией) между особями, выражающее согласование, интегрирование их действий.

 

Об общении  между  животными разного уровня организации  можно говорить лишь тогда, когда  существуют особые формы поведения, специальной функцией которых явл. передача информации от одной особ к другой.

 

С научной точки зрения, общение между животными появляется лишь тогда, когда некоторые действия животного приобретают сигнальное значение.

 

Немецкий этолог ТИМБРАК, посвятивший много усилий изучению процессов общения подчеркивает, что о явлениях общения в подлинных сообществах животных (стада, стаи, семья) можно говорить лишь тогда, когда имеет место совместная жизнь, при которой несколько самостоятельных особей осуществляет вместе однородные формы поведения в более чем одной функциональной сфере.

 

У низших беспозвоночных общение отсутствует, проявляется  только в зачаточных формах у некоторых  из высших представителей, но общение  присуще всем высшим позвоночным. В  той или иной степени поведение животных осуществляется всегда в условиях общения.

 

Важным элементом общения  явл. обмен информацией – коммуникация. При этом информативное содержание коммуникационных действий (зоосимантика) может служить опознаванию (принадлежность особи к определенному виду), сигнализировать о физиологическом состоянии животного (голод, половое возбуждение) или же служить оповещению других особей об опасности, нахождении корма или места отдыха.

 

По механизму действия (зоопрагматика) формы общения различаются каналами передачи информации –

  • Оптические
  • Акустические
  • Химические
  • Тактильные и т.д.

 

 

Но во всех случаях  коммуникации животное представляет собой  закрытую систему, то есть слагается  из ограниченного числа видотипичных сигналов, посылаемых животным-экспедиентом и адекватно воспринимаемым животным-перципиентом.

 

Общение между животными  невозможно без генетической фиксации способностей как к адекватному  восприятию, так и к передаче кодированной информации.

 

Наследственно закрепленные инстинктивные действия, с помощью которых выполняется передача информации, могут приобретать самостоятельное значение.

 

Среди оптических форм общения  важное место занимает выразительность  позы и телодвижения, которые выражаются в том, что животные весьма заметным образом показывают друг другу определенные части своего тела, зачастую несущие специфические сигнальные признаки (яркие узоры).

 

Такая форма сигнализации получила название демонстративного поведения.

 

 В иных случаях  сигнальную функцию выполняют  особые движения (всего тела или отдельных его частей) без специального показа особых структурных образований, в других случаях – максимально увеличение объема или поверхности тела, или хотя бы некоторых его участков (посредством его раздувания, расправления складок, взъерошивания перьев, волос и т.д.).

 

Все эти движения всегда выполняются подчеркнуто, нередко  с преувеличенной интенсивностью, как  правило у высших животных все  движения имеют какое-либо сигнальное значение, если они выполняются в  присутствии другой особи.

 

Наиболее полноценная  четкая передача информации достигается  тогда, когда появляется специальные  двигательные элементы, выделившиеся из «обычных», «улитарных» форм поведения, утративших в ходе эволюции свою первичную  функцию и приобретший чисто  сигнальное значение.

 

Первичные движения получили в этологии название автохтонных движений, вторичные, приобретшие новую, в данном случае сигнальную функцию – аллохтонных движений.

 

В таком случае сам  рисунок стереотипно у всех представителей данного вида одинаково выполняемого движения явл. условным выражением определенной биологической ситуации.

 

Такие видотипичные стереотипные движения с четко информативной  функцией получили в этологии название ритуализованных движений.

 

Ритуализация характеризуется  условностью выполняемых движений, которой служат лишь для передачи определенного, причем совершенно конкретного информативного содержания.

 

Эти действия генетически  жестко фиксированы, выполняются с  максимальной стереотипичностью, то есть по существу одинаково всеми особями данного вида, и поэтому относятся к типично инстинктивным движениям.

 

Поэтому все животные данного вида «правильно» понимают значение подобных оптических (или  акустических) сигналов общения.

 

Ритуализированные движения выполняются в строгой последовательности в форме более или менее сложных видотипичных «церемониалов» или ритуалов в виде «диалога» двух животных.

 

Чаще всего они встречаются  в сфере размножения (брачные  игры) и борьбы (мнимая борьба), и  отражает внутреннее состояние особи, ее физические и психические качества.

 

Все формы общения  играют существенную роль в жизни  высших беспозвоночных и позвоночных, обеспечивая согласованность действий особей.

 

Без коммуникации с помощью  различных химических, оптических, акустических, тактильных и других сигналов у этих животных невозможно даже сближение и контактирование самцов и самок и следовательно продолжение рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.11.03.

НАУЧЕНИЕ.

 

Научение – накопление индивидуального опыта животного.

 

Научение – фиксация жизненного опыта в виде следственной памяти.

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАУЧЕНИЯ.

 

Поведение животных становится более приспособительным к конкретным условиям существования.

 

ВИДЫ НАУЧЕНИЯ:

 

  1. Облигатное – индивидуальный опыт, необходимый для выживания всех представителей данного вида, независимо от частных условий жизни особи. Это условие выживание вида.

 

  1. Факультативное – оно строго индивидуально, т.е. у одной особи вида оно может быть, а у другой может отсутствовать. Это научение включает все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям условий, в которых живет особь.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ.

Существует большое  количество классификаций различных  типов научения.

 

Этологи и психологи  применяют следующую классификацию  типов обучения.

 

  1. Сенсибилизация
  2. Привыкание
  3. Запечатление (импритинг)
  4. Павловские условные рефлексы
  5. Инструментальные условные рефлексы (разработал Скиннер)
  6. Двигательное обучение (обучение в лабиринте, приобретение двигательных навыков и дрессировка).

 

ОБЛИГАТНОЕ НАУЧЕНИЕ (ОН)

 

Характерным признаком  ОН явл. то, что оно может осуществляться только на протяжении определенных так называемых критических периодов онтогенеза. Ни до, ни после ОН невозможно.

 

(?)

например, явление привыкания к часто повторяющимся биологически мало значимым стимулам:

птенчик куриных птиц, изначально одинаково реагирующий на каждый подвижный объект, появляющийся над ним, вскоре научается распознавать безопасные объекты

 

ФАКУЛЬТАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ (ФН)

 

Представляет собой  приобретение индивидом опыта, который  зависит от частных условий жизни  особи и не является необходимым для всех представителей данного вида в качестве компонента их инстинктивного поведения.

 

ФН явл. Наиболее гибким, лабильным компонентом поведения  животных.

 

Между ОН и ФН не всегда можно провести четкую грань.

 

В реальном поведении  животных, особенно молодых, обнаруживается сочетание этих двух категорий приобретения индивидуального опыта.

 

Наиболее часто ФН проявляется в форме различных  навыков (тип обучения, относящийся к ФН)

 

Навык – важнейшая  форма (тип) ФН.

 

Особенности навыков следующие:

 

Для  его развития необходимо подкрепление, упражнение, тренировка.

 

В результате формирования навыка применяется врожденная двигательная координация (обычное поведение) в новой сигнальной ситуации и возникает новая (приобретенная) двигательная координация.

 

Появляются новые генетически  не фиксированные движения, т.е. животное учится что-либо делать по-новому. Но решающее значение имеет успешность выполнения движений и их подкрепление положительным результатом (в основном пищевая реакция или реакция на полового партнера).

 

Другой важный признак  навыка. Также связанный с необходимостью подкрепления, заключается в том, что он формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке.

 

При тренировке навыки совершенствуются. При отсутствии тренировки – угасают, разрушаются.

 

Навыки интенсивно изучаются  у животных с помощью разнообразных  специальных методов (лабиринт, проблемные ящики Скиннера, обходной путь).

 

При всех этих методах  животное ставится в условие выбора сигналов или способов действия при  решении определенной задачи.

 

Метод лабиринта был введен в практику экспериментального исследования в 1901 г. американским психологом Смоллом.

 

В настоящее время  применяются лабиринты различной  конструкции. Задача, которую приходится решить подопытному животному –  как можно быстрее и без  заходов в тупики достигнуть место  подкрепления.

Информация о работе Курс лекций по "Зоопсихологии"