Технология морских перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

1Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами - пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их морской перевозки. К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие:

Работа содержит 1 файл

Технология морских перевозок.docx

— 176.56 Кб (Скачать)
Форма, размеры, масса грузового места Удельный погру- зочный объем (УПО), при транспортной влажности, мю, куб. м/т Угол статической  устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости  груза, k
Кряжи (стволы) деревьев тропи- ческих пород дли- ной от 3,0 до 11,0 м, диаметром от 300 до 1300 мм, массой до 15000 кг. Плотность древе- сины кряжей от 0,38 т/куб. м до 1,23 т/куб. м (Приложение 2, табл. 5) 2,0 - 2,5, в зависимости  от плотности (породы), влаж- ности древесины и качества ук- ладки Вдоль судна - 17° 0,4
  1. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:
  2. -количество кряжей и общая плотная кубатура груза;
  3. -размеры и масса каждого кряжа;
  4. -УПО груза, плотность и порода древесины, предъявленной к погрузке.
  5. При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.
  6. Древесина некоторых тропических пород деревьев (например, рамин - белое дерево - семейство волчниковых - Thymlaeaceac), а также гниющие остатки зеленых растений в условиях повышенной влажности и температуры могут уменьшить количество кислорода в закрытом грузовом помещении до опасного для человека предела. Подобные лесоматериалы должны допускаться к погрузке только после очистки от ила и зелени.
  7. Большинство пород деревьев экваториальной Африки подвержено заражению насекомыми. Такой груз должен быть фумигирован до выгрузки из трюмов.
  8. 8.5.2.Кряжи укладывают вдоль судна, добиваясь максимального использования вместимости грузовых помещений. В случае необходимости, по договоренности с отправителем, для заполнения пустот допускается распиловка кряжей и/или их погрузка поперек судна при условии, что борт защищен продольно уложенными кряжами.
  9. 8.5.3.Погрузку первого яруса кряжей допускается производить только двумя стропами.
  10. 8.5.4.В подпалубном пространстве между балками набора и кряжами должен оставляться зазор высотой до 2/3 диаметра кряжа, замыкающего свободное пространство со стороны диаметральной плоскости судна (рис. 8.5.1).
  11. В качестве замыкающих необходимо подбирать кряжи наибольшего диаметра из имеющихся в наличии. Пространство в пределах люка должно быть заполнено плотно уложенными кряжами.
  12. 8.5.5.Перед погрузкой кряжей на верхнюю палубу и крышки люков в плоскости элементов поперечного набора, в том числе на поперечные комингсы люков, укладывают поперечные деревянные прокладки толщиной не менее 100 мм. Места установки прокладок должны быть заранее отмаркированы, а расстояние между прокладками должно быть 1,5 - 2,0 м.
  13. 8.5.6.Максимальная высота H штабеля кряжей над крышками грузовых люков не должна превышать определенной по формуле:
  14.                              H = q / гамма,                     (8.5)
  15. где:
  16. q - допустимая удельная нагрузка на крышки грузовых люков (тс/кв. м);
  17. гамма - плотность древесины согласно спецификации (т/куб. м), уменьшенная на 20%, если погрузка производится с берега, и на 10% - если с воды.
  18. 8.5.7.При размещении между фальшбортом и продольным комингсом люка кряжи подбирают так, чтобы верхние из них выступали над поверхностью крышки грузового люка не менее чем на 0,3 м, создавая тем самым упор для первого яруса кряжей, укладываемых на крышку.
  19. Первый ярус на крышках грузовых люков должен состоять из кряжей меньшего (по возможности не более 0,8 м) диаметра и прямоствольных. Торцы крайних кряжей должны находиться над поперечными комингсами грузового люка или выступать за их пределы в нос (корму) не более чем на 1,0 м. Под кряжи, выступающие более чем на 1 м за поперечные комингсы грузовых люков, необходимо выстраивать мостки, воспринимающие давление груза.
  20. 8.5.8.При наличии зазоров между поперечными прокладками, предусмотренными п. 8.5.5 и уложенными на них кряжами, эти зазоры необходимо устранить с помощью прокладок или клиньев.
  21. Для исключения возможности перекатывания кряжей первого яруса при бортовой качке необходимо использовать естественную форму кряжей, укладывая их наиболее плоской стороной вниз или подбивая под кряжи нижнего яруса клинья, закрепляемые гвоздями или строительными скобами к поперечным прокладкам. Размер клина: ширина - не менее 150 мм; длина - 300 мм и высота - около 1/8 диаметра кряжа.
  22. 8.5.9.Если в процессе укладки кряжей первого яруса не удается обеспечить равномерное распределение нагрузки на крышку грузового люка, то максимально допустимую высоту штабеля, определенную по п. 8.5.6 настоящих Правил, необходимо уменьшить вдвое.
  23. 8.5.10.Поперечное сечение штабеля кряжей на открытой палубе должно приближаться к форме трапеции. В боковые наклонные стороны трапеции следует укладывать кряжи возможно большего диаметра, во всяком случае не меньше 0,8 м. При перевозке и использованием стензелей верхняя поверхность штабеля в поперечном сечении должна иметь слегка выпуклую форму.
  24. 8.5.11.По окончании погрузки штабели кряжей должны быть закреплены поперечными найтовами (рис. 8.5.2.), отвечающими требованиям п. 4.9 настоящих Правил. Количество этих найтовов для крепления отдельного штабеля определяется как частное от деления 0,3 массы штабеля кряжей на разрывное усилие используемых найтовов. Однако в любом случае расстояние между основными поперечными найтовами не должно превышать 3,0 м.
  25. 8.5.12.Перед переходом между промежуточными портами погрузки (выгрузки) с неполными трюмами груз кряжей должен быть закреплен с учетом гидрометеоусловий на трассе перехода.
  26. 8.6.Пакеты длинномерных круглых лесоматериалов
  27. 8.6.1.Информация о грузе - пакеты длинномерных круглых лесоматериалов по ГОСТ 16369, сформированных в транспортные пакеты с применением несущих средств пакетирования по ГОСТ 14110:
Форма, размеры, масса грузового места Удельный погру- зочный объем (УПО), при транспортной влажности, мю, куб. м/т Угол статической  устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости  груза, k
Пакет круглых  лесоматериалов в форме параллелепипеда  шириной 2500 мм, высотой 1750 мм, длиной 3700 - 8000 мм, массой 2100 - 4600 кг 2,4 - 3,3, в зависимости  от плотности (породы), влаж- ности древесины и качества ук- ладки Продольная укладка  пакетов: в 1 ярус - 16°, стопой в 2 яруса - 14°, стопой в 3 яруса - 11°. Поперечная укладка  пакетов: в 1 ярус - 36°, стопой в 2 - 3 яруса - 32°, стопой в 4 яруса - 27° 0,39
  1. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:
  2. -количество пакетов и общая плотная кубатура груза с разбивкой по длине пакетов;
  3. -фактическая влажность груза (при влажности выше транспортной);
  4. -размеры пакетов с разбивкой на пакеты одной длины и пакеты смежных длин;
  5. -УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;
  6. -фитосанитарный сертификат.
  7. Приведенные значения углов статической устойчивости штабелей с поперечной укладкой пакетов соответствуют пакетам из круглого леса длиной 3,7 м, как наиболее опасным в отношении смещения. У пакетов большей длины углы статической устойчивости существенно возрастают, что может быть принято к учету при выборе схемы укладки, если подтверждено соответствующим образом оформленной "Информацией о грузе".
  8. При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.
  9. 8.6.2.Размещение пакетов длинномерного круглого леса может быть продольным, поперечным и/или продольно-поперечным, обеспечивающим максимальное использование вместимости судов с учетом размеров трюмов и пакетов.
  10. 8.6.3.Неотторцованные или неплотно затянутые стропами пакеты к погрузке на верхнюю палубу не допускаются.
  11. 8.6.4.Если указанное в п. 8.6.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля поперечно уложенных пакетов длинномерного круглого леса при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то допускается перевозка без стензелей с минимальным креплением по следующей технологии (рис. 8.6.1).
  12. 8.6.4.1.На верхней палубе между фальшбортом и комингсом люка укладка пакетов (или бревен россыпью) должна производиться вдоль судна до уровня на 0,15 - 0,30 м выше фальшборта или закрытых крышек люков (что выше), с расчетом на следующее уплотнение под давлением выше уложенного груза. Если фальшборт ниже уровня поверхности крышек, до начала погрузки вдоль фальшборта с шагом не более 2,5 м должны быть установлены деревянные стойки высотой, превышающей уровень крышек на 0,30 м.
  13. 8.6.4.2.Укладка пакетов на крышки люков должна производиться поперек судна без стензелей в продольные штабели с торцовкой бортовых штабелей по наружной обшивке судна, внутренних - вплотную встык к бортовому штабелю своего борта или в ДП.
  14. Продольная укладка пакетов допускается только в пустотах, остающихся в районе диаметральной плоскости судна, во всех ярусах штабеля, кроме верхнего.
  15. 8.6.4.3.Для увеличения сцепления пакетов нижнего яруса с настилом на крышки люков приваривают жесткие ребра (уголок, установленный на кромке полок) высотой 40 - 60 мм, способные внедряться в прилегающие слои бревен. Эти ребра должны быть установлены параллельно диаметральной плоскости судна с целью препятствовать поперечному смещению пакетов.
  16. 8.6.4.4.Количество ребер жесткости и расстояние между ними должны быть такими, чтобы на каждый пакет круглого леса, соприкасающийся с крышкой люка, независимо от его длины, приходилось не менее одного ребра.
  17. 8.6.4.5.Для обеспечения условий поперечной укладки пакетов в оконечностях продольных штабелей могут быть установлены стензели, упоры или ограждение. С этой же целью допускается производить продольную укладку пакетов (бревен) в районе тамбучин, ростров на всю высоту штабеля с установкой соответствующих стензелей и креплением поперечными найтовами.
  18. 8.6.4.6.С целью повышения устойчивости стензелей в оконечностях бортовых продольных штабелей допускается попарно стягивать передний стензель с задним найтовами на уровне поверхности штабеля. Коренные концы найтовов крепят за кнехты или другие прочные конструкции судна у носовой (кормовой) оконечности штабеля, а ходовой дважды втугую обводят вокруг стензеля, накладывая первый виток со стороны диаметральной плоскости, проводят поверх штабеля, также обводят вокруг второго стензеля и крепят аналогично коренному. В качестве продольных найтовов должен использоваться стальной трос с разрывной нагрузкой не менее 133,4 кН (13600 кгс).
  19. 8.6.4.7.Пакеты верхнего яруса должны перекрывать стыки боков и/или торцов пакетов нижележащего яруса.
  20. 8.6.5.Для повышения эффективности и надежности работы продольных найтовов палубный караван разделяется по длине на отдельные штабели с использованием надстроек, ростров и специально установленных стоек или других конструкций в районах межлюковых перемычек. Конструкции, разделяющие караван на штабели, должны обеспечивать вынос и раскладку найтовов до начала погрузки, а в процессе погрузки устранять возможность саморазрушения оконечностей штабелей, не закрепленных найтовами.
  21. 8.6.6.Стойки или другие конструкции, разграничивающие штабели в районе межлюковых перемычек, должны быть надежно закреплены к палубе и способны воспринимать усилия от лесного груза при формировании палубного каравана и в процессе перевозки в штормовых условиях.
  22. 8.6.7.Если принятое к учету значение угла статической устойчивости штабеля поперечно уложенных пакетов не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то поверх каждого продольного штабеля пакетов должно быть заведено не менее двух основных продольных найтовов, закрепляемых в носовой и кормовой оконечностях каждого продольного штабеля.
  23. 8.6.8.Коренные концы найтовов крепятся скобой к обуху или рыму, надежно прикрепленному к корпусным конструкциям через одинаковые промежутки, так, чтобы каждый пакет, уложенный в верхний ярус штабеля, мог охватываться не менее чем двумя найтовами независимо от длины пакета (рис. 8.6.2).
  24. 8.6.9.Крайние обухи или рымы для найтовов в ряду, устанавливаемом вдоль борта, должны предусматриваться на расстоянии 0,6 м от носового или кормового конца палубного лесного груза, а располагаемые поперек судна (вдоль штабеля от борта к борту) - на расстоянии не более 0,5 м от борта судна.
  25. 8.6.10.При укладке пакетов вдоль судна каждый крайний от борта пакет должен опираться не менее чем на два стензеля и быть закреплен не менее чем двумя поперечными найтовами с учетом требований раздела 4.9, п. 8.1.6 и нижеследующих положений.
  26. 8.6.10.1.По окончании погрузки палубному грузу в поперечном сечении должна быть придана выпуклая овальная форма с целью обеспечения обжатия каравана поперечными найтовами.
  27. 8.6.10.2.Рекомендуется, особенно при перевозке пакетов тяжелых бревен, обжимать палубный караван с помощью шнуровки, представляющей собой поперечные найтовы из стального троса, каждый из которых закреплен одним концом к палубному рыму (обуху), а с другого конца оборудован канифас-блоком или скобой с роликом. Длина каждого найтова должна быть такой, чтобы канифас-блок или скоба с роликом находились на расстоянии по диаметральной плоскости судна приблизительно равном 1/6 ширины каравана. Через канифас-блоки (ролики скоб) пропускают от борта к борту непрерывный стальной найтов - шнуровку (рис. 8.4.2). Один конец найтова-шнуровки крепят на кнехт, а второй обтягивают лебедкой (брашпилем, шпилем) и крепят без отдачи за кнехт или другие особо прочные конструкции судна.
  28. 8.6.10.3.После обжатия каравана найтовом-шнуровкой поверх него заводят и обтягивают основные поперечные найтовы в соответствии со схемой крепления.
  29. 8.7.Непакетированные пропсы и балансы
  30. 8.7.1.Информация о грузе - непакетированные пропсы и балансы (круглые короткомерные лесоматериалы) хвойных и лиственных пород древесины россыпью по ГОСТ 22297 и по ГОСТ 22296:
Форма, размеры, масса грузового места Удельный погру- зочный объем (УПО), при транспортной влажности, мю, куб. м/т Угол статической  устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости  груза, k
Пропсы - руднич- ная стойка длиной от 0,9 до 3,0 м с диаметром в верх- нем отрезе от 63 до 250 мм. Балансы - сырье для целлюлозно - бумажной промыш- ленности длиной 1,0; 1,1; 1,2; 1,22; 2,0; 2,14; 2,2; 2,4; 2,44; 3,0 м и кратные им, с диаметром в верхнем отрезе от 30 до 240 мм 1,9 - 2,6 Пропсы и балан- сы, уложенные и закрепленные как указано ниже, - 35° 0,4
  1. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:
  2. -общая плотная кубатура груза;
  3. -кубатура груза по каждой длине;
  4. -УПО и вид древесины, предъявленной к погрузке;
  5. -фитосанитарный сертификат.
  6. При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.
  7. Пропсы и балансы длиной более 3,0 м должны быть уложены и закреплены в соответствии с требованиями раздела 8.4.
  8. 8.7.2.В грузовых помещениях пропсы и балансы, как правило, должны укладываться вдоль судна от большей поперечной переборки. С целью максимального использования вместимости допускается их частичная укладка поперек и комбинированно. Для обеспечения плотности укладки их подравнивают и выкладывают торец с помощью коротких крючьев.
  9. 8.7.3.До начала погрузки на верхнюю палубу устанавливают стензели и крепят коренные концы поперечных найтовов, отвечающих требованиям разделов 4.9 и 4.10 настоящих Правил.
  10. 8.7.4.При погрузке на верхнюю палубу (рис. 8.7.1) между комингсом люка и фальшбортом пропсы и балансы выкладывают вдоль судна ниже планширя фальшфобра так, чтобы при их поперечной укладке выше планширя от борта был создан уклон около 8 - 10° к диаметральной плоскости судна.
  11. 8.7.5.По всей длине и высоте каравана над планширем фальшборта крайние от борта два ряда - при длине балансов 1,0 - 1,35 м и один ряд - при длине пропсов 3,0 и более размещают поперек с небольшим наклоном внутрь судна. Остальное пространство над люковыми крышками заполняют продольно выложенными пропсами и балансами.
  12. 8.7.6.При перевозке пропсов и балансов в осенне-зимний период в зимней сезонной зоне стензели с внутренней стороны должны быть обшиты досками, ширина которых должна быть не менее 100 мм, толщина - 30 мм, или обаполом соответствующих размеров. В этом случае поперечные найтовы должны проходить по наружной стороне обшивки каравана.
  13. 8.7.7.Выложенные поперек судна пропсы и балансы торцуют по наружной обшивке судна или внутренней обшивке каравана.
  14. 8.7.8.Если планируемая высота палубного груза более 3,6 м, то примерно на 3/4 высоты его укладки устанавливают промежуточные стяжки стензелей из стального троса или промежуточные поперечные найтовы.
  15. К моменту установки этих промежуточных стяжек или промежуточных поперечных найтовов палубному грузу должна быть придана в поперечном сечении каравана незначительна вогнутость.
  16. 8.7.9.Промежуточные поперечные стяжки представляют собой непрерывный стальной трос диаметром не менее 15 мм, который одним концом закрепляют за кнехт (рым, обух) в носовой (кормовой) оконечности каравана, а свободный конец зигзагообразно пропускают поочередно через противоположно расположенные стензели левого и правого бортов, обтягивают лебедкой и крепят без отдачи за кнехт или другие особо прочные конструкции судна.
  17. 8.7.10.К окончанию погрузки палубному грузу в поперечном сечении придают форму с незначительной выпуклостью с целью обеспечения обжатия каравана поперечными найтовами.
  18. 8.7.11.По окончании погрузки по бортовому продольному ряду пропсов и балансов проводят продольные найтовы, по два с каждого борта; крайний продольный найтов должен проходить на расстоянии 0,3 - 0,6 м от наружной кромки штабеля. Один конец такого найтова надежно закрепляют за кнехт или прочие особо прочные конструкции судна у носовой (кормовой) оконечности каравана, а другой с помощью вспомогательного стального троса выбирают брашпилем, лебедками или шпилем и надежно крепят аналогично первому.
  19. 8.7.12.Поперечные найтовы заводят поверх продольных найтовов и досок сечением не менее 50 x 100 мм, уложенных вдоль судна на расстоянии около 0,5 м от продольных найтовов. По каждой из таких досок должно проходить не менее двух поперечных найтовов.
  20. 8.7.13.Рекомендуется в носовой части верхние и бортовые поверхности палубного груза накрывать соответствующим образом закрепленными сетками из стального или растительного троса.
  21. 8.7.14.При комбинированной загрузке судна различными грузами, если метацентрическая высота больше обычной для полного лесного груза, должна быть выполнена проверка критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96.
  22. Если указанное в п. 8.7.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.
  23. Если принятое к учету значение угла статической устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то рекомендуется обжимать палубный караван с помощью шнуровки (рис. 8.4.2).
  24. После обжатия каравана найтовом-шнуровкой поверх него заводят и обтягивают основные поперечные найтовы в соответствии со схемой крепления (рис. 8.7.1).
  25. 8.8.Пакетированные пропсы и балансы
  26. 8.8.1.Информация о грузе - пакетированные пропсы и балансы (круглые короткомерные лесоматериалы) хвойных и лиственных пород древесины по ГОСТ 22297 и по ГОСТ 22296 в скрепляющих и несущих средствах пакетирования по ГОСТ 14110:
Форма, размеры, масса грузового места Удельный погру- зочный объем (УПО), при транспортной влажности, мю, куб. м/т Угол статической  устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости  груза, k
Пропсы  длиной от 0,9 до 3,0 м; балансы длиной от 3,0 м в паке- тах сечением 1750 x 2800 мм 1,9 - 2,6 Пропсы и балансы  в пакетах, уло- женные и закреп- ленные как ука- зано ниже, - 35° 0,4
  1. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:
  2. -общая плотная кубатура груза;
  3. -кубатура груза по каждой длине;
  4. -УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;
  5. -разрывная прочность или грузоподъемность (допускаемая максимальная рабочая нагрузка - SWL) несущих средств пакетирования;
  6. -фитосанитарный сертификат.
  7. При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.
  8. Пакетированные пропсы и балансы длиной более 3,0 м должны быть уложены и закреплены в соответствии с требованиями раздела 8.6.
  9. 8.8.2.Погрузка пакетов должна производиться в инвентарных стропах, если упаковочные средства не являются несущими. Огоны инвентарных стропов при укладке должны оставляться в положении, изготовленном для застропки.
  10. 8.8.3.В зависимости от размеров, формы трюмов и их кратности размерам пакетов размещение пакетов может быть продольным, поперечным или продольно-поперечным.
  11. 8.8.4.Укладку надлежит производить плотно от бортов к диаметральной плоскости судна и от большей поперечной переборки трюма, а при дифференте - от пониженной поперечной переборки.
  12. 8.8.5.Штабелирование в процессе погрузки на высоту более двух сечений пакетов запрещается.
  13. 8.8.6.До начала погрузки на верхнюю палубу (рис. 8.8.1) устанавливают стензели и крепят коренные концы поперечных найтовов, отвечающих требованиям разделов 4.9 и 4.10 настоящих Правил.
  14. 8.8.7.При размещении на верхней палубе до высоты планширя фальшборта пакеты укладывают вдоль или поперек судна в зависимости от длины пакетов и величины пространства между фальшбортом и комингсом грузового люка.
  15. 8.8.8.Бортовые пакеты первого яруса над планширем фальшборта укладывают поперек судна одним концом на планширь фальшборта, выравнивая его по наружной обшивке судна.
  16. 8.8.9.В ярусах палубного груза по всей длине и высоте каравана над планширем фальшборта крайние от борта два ряда пакетов - при длине пакета 1,0 - 1,35 м и один ряд - при длине пакета до 3,0 м размещают поперек судна. Остальное пространство над люковыми крышками заполняют продольно выложенными пакетами пропсов и балансов.
  17. 8.8.10.Дальнейшие укладку и крепление выполняют с соблюдением требований п. п. 8.7.10 - 8.7.14 настоящих Правил.
  18. 9.Управление судном
  19. 9.1.С выходом в рейс и регулярно в течение рейса найтовы необходимо осматривать и обтягивать, так как вибрация может вызвать оседание и уплотнение груза.
  20. 9.2.Сведения о всех осмотрах, регулировках системы крепления палубного груза должны быть занесены в судовой журнал.
  21. 9.3.В рейсе необходимо вести регулярный контроль остойчивости по периоду бортовой качки судна. Резкое увеличение периода качки свидетельствует о значительном снижении остойчивости судна.
  22. 9.4.В рейсе необходимо вести регулярный прием сводок и прогнозов погоды и волнения моря с тем, чтобы не допустить попадания судна в зону с волнением, превышающим принятое к учету при расчете крепления груза.
  23. 9.5.При невозможности уклониться от такого волнения необходимо принять все меры к герметизации корпуса судна и, при необходимости, произвести проверку крепления груза с соблюдением мер безопасности.
  24. 9.6.При следовании морем в штормовую погоду следует избегать положения судна лагом к волне и таких курсов и режимов хода, при которых возникают сильная бортовая качка и удары волн о палубный груз.
  25. 9.7.При появлении признаков смещения палубного груза следует:
  26. -уменьшить скорость и/или изменить курс судна таким образом, чтобы ослабить удары волн о корпус и уменьшить амплитуду качки. При маневрировании следует избегать постановки судна лагом к волне и движения судна на попутной волне;
  27. -по возможности приступить к обтягиванию найтовов.
  28. 9.10.Если принятыми мерами остановить смещение палубного груза не удалось, судно, по возможности, должно следовать в ближайший порт укрытия.
  29. 9.11.В соответствии с главой V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС-74) о случае частичной или полной потери палубного груза, представляющего собой навигационную опасность, капитану надлежит сообщить всеми имеющимися в его распоряжении средствами связи судам, находящимся в этом районе, а также компетентным властям в первом порту страны, с которой он может установить связь. Требуется, чтобы такая информация включала вид опасности (в данном случае - лесной палубный груз), координаты места, где и когда в последний раз видели опасность, дату и время по Гринвичу.

Приложение от 13 августа 1997 года к № 94

Термины, определения, пояснения и сокращения

Термин Определение
Лесные  грузы - timber cargoes круглые лесоматериалы, пилопродукция
Лесоматериалы - lumber материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и хими- ческий состав, получаемые из поваленных деревьев и/или из их частей путем попе- речного и/или продольного деления
Лесоматериалы россыпью - timber in loose материалы из древесины, предъявляемые к перевозке поштучно, со счетом или без счета мест
Лесоматериалы в пакетах - timber in packages материалы из древесины, предъявляемые к перевозке объединенными  в транспорт- ные пакеты
Круглые лесоматериалы - round lumber лесоматериалы, получаемые путем попе- речного деления
Пилопродукция - sawn goods продукция из древесины, получаемая в результате продольного  деления бревен на части и продольного  и поперечного раскроя полученных частей
Короткомерный сортимент - short lumber круглый или колотый  сортимент длиной до 2,0 м включительно
Сортимент средней длины круглый или колотый  сортимент длиной от 2,0 до 6,5 м включительно
Длинномерный  сортимент - long lumber круглый сортимент  длиной более 6,5 м
Кряж - log круглый сортимент, предназначенный для выработки  специальных видов лесопродук- ции
Пропсы - pit-props рудничная стойка
Балансы - pulpwood сырье для целлюлозно-бумажной про- мышленности
Пиломатериалы - lumber пилопродукция в виде досок, обрезков досок, брусьев и брусков
Доски - boards пиломатериалы толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины
Брусок - cant пиломатериалы толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины
Брус - cant ("slab-cut" log) бревно, распиленное  вдоль таким обра- зом, что две противоположные параллель- ные стороны плоские, а в некоторых слу- чаях и другие стороны ровно спилены, толщиной и шириной не менее 100 мм
Шпала - sleeper, tie пилопродукция в виде бруса, предназна- ченная для использования в качестве опор для рельсов железнодорожных путей
Обапол пилопродукция, получаемая из боковой части бревна и имеющая одну пропилен- ную, а другую полупропиленную или час- тично пропиленную поверхность
Транспортный  пакет. Пакет - Pack. Package укрепленная грузовая единица, сформиро- ванная из нескольких грузовых единиц в результате применения средств пакетиро- вания
Транспортный  блок - пакет укрепленная грузовая единица, сформиро- ванная из двух и более транспортных па- кетов с применением средств пакетирова- ния
ПОД транспортный пакет  из пиломатериалов одной длины
ПОД-2,-3,-4 транспортный пакет  из пиломатериалов смежных длин. Цифры 2, 3, 4 означают число смежных длин досок в пакете
ПРД транспортный пакет  из пиломатериалов разных длин
Палубный  лесной груз - Timber deck cargo груз лесоматериалов, пилопродукции, перевозимый на открытой части палубы надводного борта или нежилой надстрой- ки. Термин не включает древесную массу или подобный груз
Караван палубный лесной груз, компактно уложен- ный и размещенный по длине судна, рав- ной продольному размеру колодца (сумме колодцев) или по кормовой оконечности последнего кормового люка, а по ширине - от борта до борта, если иное размеще- ние не предусмотрено конструкцией судна
Плотный метр кубический, плотн. куб. м - solid volume, on bark / under bark единица обмера чистой древесины без учета пустот между бревнами, с учетом коры / без учета коры
Складочный  метр кубичес- кий, склад. куб. м - stack / load volume, on bark / under bark единица обмера чистой древесины с уче- том пустот между бревнами, с учетом коры / без учета коры
Плотность древесины, гамма, т/куб. м масса единицы объема древесины в плот- ной (складочной) мере
Удельный  погрузочный объем, мю, куб. м/т - stowage factor объем, занимаемый одной  тонной груза при принятом способе  укладки
Лесная  грузовая марка - timber load line означает специальную  грузовую марку, назначаемую судну  в соответствии с Правилами о  грузовой марке морских су- дов Регистра и используемую, если ук- ладка палубного груза и его крепление отвечают требованиям указанных Правил
Открытая  палуба - weather deck самая верхняя непрерывная  палуба
Многооборотное  средство пакетирования средство пакетирования, предназначенное для использования  при транспортировке 2 раза и более
Несущее средство пакети- рования средство пакетирования, конструкция которого позволяет  при производстве погрузочно-разгрузочных и складских работ производить  за него строповку или захват приспособлениями подъемно- транспортных машин и обеспеченное сер- тификатом о грузоподъемности или раз- рывной нагрузке

Информация о работе Технология морских перевозок