Технология морских перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

1Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами - пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их морской перевозки. К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие:

Работа содержит 1 файл

Технология морских перевозок.docx

— 176.56 Кб (Скачать)

Технология  морских перевозок

1Совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами - пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их морской перевозки. К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие:

 
Угол естественного  откоса, или угол покоя. Это угол между плоскостью основания штабеля и образующей, который зависит от рода и кондиционного состояния груза. Рыхлые и пористые навалочные грузы имеют больший угол покоя, чем твердые кусковые грузы. С увеличением влажности угол покоя растет. При длительном хранении многих навалочных грузов угол покоя за счет уплотнения и слеживаемости возрастает. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. В покое угол естественного откоса на 10-18° больше, чем в движении (например, на ленте транспортера).

 
Гранулометрический  состав для навалочных грузов указывается в запродажных контрактах и перевозочных документах. Ряд рудных грузов и углей делится на классы в зависимости от гранулометрического состава. Гранулометрический состав груза определяет возможность применения различных схем механизации погрузочно-разгрузочных работ. Усадка - уплотнение навалочных грузов вследствие перераспределения частиц груза в массе насыпи и сдавливания нижних слоев верхними. На усадку грузов оказывают влияние свойства груза, способ нагрузки, встряхивание судна на волне, вибрация корпуса судна, длительность и условия плавания. Усадка зерна в рейсе происходит от 2,5 и 8%, но иногда достигает 11%.

 
Сыпучесть свойства навалочных грузов, которые при наличии свободной поверхности под воздействием качки пересыпаются с одного борта на другой. В результате этого 
грузовое судно может получить опасный крен и перевернуться. Проведенные опыты показали, что пересыпание грузов происходит по законам, отличным от законов перетекания жидкости. В начальный момент крена в результате действия сил сцепления частиц поверхность груза остается неподвижной, но если крен достигает такого значения, при котором угол между поверхностью насыпки и горизонтом будет больше угла покоя на 8-10°, то масса груза быстро перемещается в сторону крена. Обратного перемещения может не быть, так как крен в противоположную сторону уменьшается за счет смещения центра тяжести судна в сторону пересыпающегося груза.

 
Погрузочный объем - объем, занимаемый 1 тонн груза в грузовом помещении. При морской перевозке зерновых грузов погрузочный объем является критерием, по которому грузы делятся на «тяжелые» - рожь, ячмень, пшеница, горох, рис и «легкие» - овес, арахис, льняное семя и подсолнух.
 

Влажность - важнейший показатель состояния груза, поскольку от нее зависит самонагревание, возможность и вероятность разжижения. Влажность гигроскопических грузов находится в прямой зависимости от относительной влажности воздуха. Повышенная влажность навалочных грузов приводит к потере провозной способности флота из-за увеличения их массы, а при перевозке зерна - к его порче. Нормальная влажность экспортного зерна - 11-14%. Зерно с влажностью 16% принимать к перевозке запрещено.

 
Самонагревание грузов растительного происхождения резко ухудшает их качество и, как правило, вызывается тремя причинами: биологическим процессом «дыхания», жизнедеятельностью микроорганизмов и вредителей. При перевозке зерна и ряда других продуктов сельского хозяйства (хлопка, льна, сена) температура груза в результате самонагревания может достигать 85-90 °С, что приводит к потере товарных качеств груза.
 

Самовозгорание - действие внутренних источников тепла (биологических и химических процессов), которые протекают в грузе. Самовозгоранию подвержены многие грузы растительного происхождения, зерновые, волокнистые, жиры, торф, каменные и бурые угли, древесный уголь, а также некоторые руды и рудные концентраты. При «дыхании» зерна, семян, овощей и фруктов поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Энергия «дыхания» зависит от свойства груза, но особенно увеличивается с ростом температуры и влажности. Повышение температуры и влажности способствует развитию бактерий, а наличие бактерий в растительных грузах вызывает не только самонагревание, но и самовозгорание. Жизнедеятельность микроорганизмов приводит к дальнейшему нагреванию груза. Если груз обладает малой теплопроводностью, то выделяющаяся теплота накапливается и температура повышается. Микроорганизмы гибнут при температуре груза 70° и выше, но химические реакции между кислородом, воздухом и разлагающимися растительными грузами продолжаются. Это приводит к самовозгоранию или обугливанию груза. Для предотвращения самовозгорания зерновых грузов следует удалять выделяющиеся газы и тепло, что достигается постоянной вентиляцией трюмов. В процессе хранения иперевозки ископаемых углей происходит постоянное окисление углерода, что приводит к потере качества и уменьшению количества груза. Величина этих потерь зависит от марки, сорта угля и температуры хранения.

Самовозгоранию углей  способствует аэрация штабеля, наличие  внешних источников тепла, таких  как солнечная радиация, нагревающиеся  переборки и трубы, наличие посторонних  примесей, смешение разных марок, сортов и партий груза. Очень малая и  чрезмерно высокая влажность  углей снижает их способность  к самовозгоранию. В практике морских  перевозок температура углей 40-45 °С считается уже опасной. 

Слеживаемость - характеризуется прочным сцеплением частиц груза и максимальной плотностью. Это приводит к потере грузом свойств сыпучести. Слеживаемости подвержены в наибольшей мере концентраты руд, руды, селитра, соль поваренная, калийные и азотные удобрения, сульфат. Причинами слеживаемости являются: сцепление частиц груза от сдавливания при большой высоте укладки; кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одних модификаций в другие; химические реакции в грузах.

Степень слеживаемости зависит от размера, формы и характера поверхности частиц груза, наличия и свойств примесей, условий хранения груза, его влажности, гигроскопичности, характера воздействия внешней среды, длительности морской перевозки и высоты укладки. Грузы, подверженные слеживаемости, следует хранить в условиях, исключающих или уменьшающих влагопоглощение. Для защиты от взаимодействия с окружающей средой эти грузы следует упаковывать в плотную воздухо- и влагонепроницаемую тару. Таким свойством обладают полимерные пленки. 

Смерзаемость - свойство груза при отрицательной температуре превращаться в сплошную массу и терять свою сыпучесть. Это свойство аналогично слеживаемости груза, и по результатам они идентичны. При смерзании также происходит слипание частиц груза и тем больше и сильнее, чем мельче и более шероховата поверхность частиц груза, больше его влажность и пористость. В наибольшей степени смерзаемости подвержены полезные ископаемые - рыхлые, пористые и мелкозернистые руды, серные и медные колчеданы, влажные угли, песок, соль, апатиты, фосфориты, бокситы, медные, железные, марганцевые, свинцовые, цинковые концентраты руд и ряд других грузов. Восстановление сыпучести грузов в портах производится рыхлением при помощи вибрационных машин и пневматических молотков. 

Спекаемость - слипание частиц груза под воздействием изменения температуры. Спекаемости подвержены перевозящиеся навалом материалы, такие как пек, гудрон, асфальт, а также агломераты руд, поступающие в трюмы судов в горячем состоянии. 

Процесс спекания схож с процессом слеживаемости. Спекаемость грузов при перевозке их навалом на обычных судах предотвратить нельзя, поэтому их следует перевозить в таре или на специализированных судах. Так, например, агломерат, который при морской перевозке спекается и покрывается коркой, перевозят в горячем состоянии. Для уменьшения влияния процесса спекаемости груза строятся специальные конструкции судов, позволяющие замедлить или предотвратить охлаждение груза в пути. 

2.Подготовка судна к погрузке.  

Суда для перевозки  должны быть подготовлены заблаговременно  к погрузке в соответствии с требованиями настоящих Правил, « Наставления  по предотвращению загрязнения с  судов», Международной конвенции  МАРПОЛ

73/78 с дополнением  1992 г.

Подготовка судна  состоит из следующих операций:

  • мойка, зачистка, пропаривание танков ( цистерн), очистки и мойки насосов,

фильтров, трубопроводов  с удалением остатков груза и  воды

  • проверка на водотечность клинкетов, кингстонов, трубопроводов в грузовых

танках ( цистернах), палубных сальников штоковыводов грузовых и зачистных

клинкетов, плотности  закрытий крышек горловин, смотровых  лючков, пробок

замерных трубок, исправности работы систем дистанционного и ручного управления клинкетами грузового и зачистного трубопроводов

  • просушка и дегазация танков (цистерн) и трубопроводов с удалением запаха

ранее перевозившегося  груза и моющих средств

  • проверка состояния системы орошения палубы
  • проверка приспособлений для опломбирования горловин грузовых танков

(цистерн), клинкетов  и кингстонов

  • проверка работы дыхательных клапанов газоотводной системы
  • проверка исправности системы и средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и техники безопасности
 

 

Подготовка судна  к погрузке должна осуществляться по утвержденному

капитаном грузовому  и технологическому планам для конкретного  вида груза, в соответствии с требованиями РД «Мойка грузовых танков и топливных  цистерн танкеров»

Грузовые танки  ( цистерны) должны предъявляться представителю грузоотправителя ( фрахтователя) при открытых фильтрах и клинкетах грузовых магистралей и грузовых стояков с обязательным оформление акта пригодности ( сертификата) грузовых танков ( цистерн) под погрузку.

Если условиями  договора  перевозки ( чартером)  не предусматривается

предъявление грузовых танков (цистерн) для инспекции представителю

грузоотправителя  ( фрахтователя), то капитан судна обязан пригласить

опытного сюрвейера  и получить от него заключение о  пригодности грузовых танков ( цистерн) к погрузке.

Перед началом погрузки в присутствии представителя  грузоотправителя должны быть обжаты и опломбированы клинкеты кингстонов и забортных

отливных клапанов в грузовом насосном отделении с  составлением двустороннего акта и  записью в судовом журнале.

Если условиями  договора перевозки ( чартером) опломбирование не предусматривается, то капитан приглашает сюрвейера для опломбирования

кингстонов с оформлением  сертификата с отметкой об этом в  судовом журнале

Перед погрузкой  необходимо проверить надежность открытия и закрытия клинкетов с ручным и дистанционным приводом, исправность  действия системы автоматического замера уровня груза.

При приеме на судно  двух и более видов грузов должно быть обеспечено их разделение не менее  чем двумя клинкетами ( секущим и грузовым), а при наличии на магистрали только одного клинкета дополнительно устанавливается заглушка.

При подготовке судна  к погрузке все операции по сливу  балластных и моечных вод должны выполняться в соответствии с  требованиями Международной

конвенции МАРПОЛ 73/78 с дополнением 1992 г.

Перевозка пищевых  грузов наливом на судах, перевозивших ранее этилированные нефтепродукты, допускается при условии, что  в трех рейсах,

предшествующих рейсу с пищевыми грузами, перевозились неэтилированные

нефтепродукты, нетоксичные  масла.

Все операции по подготовке судна к погрузке отражаются в  судовом журнале и

оформляются соответствующими актами.

3Основные международные документы, которые должны находиться на борту судна (перечень документов постоянно корректируется)

  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 (SOLAS-74).
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973, измененная Протоколом 1978 к ней (MARPOL- 73/78).
  • Международная конвенция о грузовой марке, 1966 (ILLC-66).
  • Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 (COLREG-72).
  • Международная конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты, 1978/1995 (STCW-78/95).
  • Международный кодекс безопасной перевозки зерна насыпью.
  • Резолюция А.715 (17). Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих лесные грузы на палубе.
  • Резолюция А.714 (17). Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза.
  • Резолюция А. 434 (XI). Кодекс безопасной практики перевозки твердых навалочных грузов.
  • Резолюция А.716(17). Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (IMDG Code).
  • Международный кодекс по спасательным средствам, с поправками (LSA Code).
  • Резолюция А.787 (19). Процедуры контроля судов государством порта.
  • Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, том 3 (IAMSAR).
  • Международное руководство по судовой медицине.
  • Сборники резолюций IMO.

Информация о работе Технология морских перевозок